logo
Анализ конкурентоспособности продукции на производственном предприятии

2.3. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит»

Для того чтобы оценить, является ли продукция предприятия конкурентоспособной, необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара - конкурента, оценить выполнение плана по номенклатуре, рассчитать коэффициент ритмичности, проанализировать какие факторы влияют на изменения объема реализации продукции.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска про-дукции по основным видам, включенным в номенклатуру (табл.2.1).

Табл. 2.1 - Анализ выполнения контракта на поставку продукции за первое полугодие

Виды продукции,

по которым заключен контракт

Ед. измере-ния

Постаика

продукции для гос.нужд

Отклонение от заключенного контракта

Выпол-нение плана, %

по контрак-ту

фактически

выполнено

1.Ведомый диск

шт.

10

10

-

100

2.Ведущий вал

шт.

10

9

-1

90

3.Опорная вилка

шт.

10

10

-

100

4.Возвратная пружина

шт.

10

8

-2

80

5.Цилиндр

шт.

10

10

-

100

Отклонение в выполнении обязательств по поставке ведущего вала и возвратной пружины в отчетном периоде на 1 и 2 единицы соответственно (10%, 20 %) должно быть восполнено в последующем периоде.

Табл. 2.2 - Анализ ритмичности выпуска продукции (по декадам)

Декады месяца

Выпуск продукции, тыс. р.

Удельный вес продук-ции, %

Выполение плана

по ритмичности

по

плану

фактически

по плану

фактически

тыс. р.

%

I квартал

1343625

1346542

25

26

1343625

25

IIквартал

1254500

1287400

24

23

1254500

24

IIIквартал

1472175

1400478

27

26

1400478

26

IVквартал

1304200

1351750

24

25

1304200

24

Итого

5374500

5386170

100

100

5302803

29

Коэффициент ритмичности равен 99%. Данные таблицы показывают, что предприятие в течение года работало ритмично, допускались незначительные отклонения от запланированного уровня выпуска продукции в третьем квартале, что пришлось компенсировать в четвертом квартале года.

Табл.2.3 - Анализ факторов изменения объема реализации, тыс. р.

Показатели

По плану

По отчету

Влияние факторов на объем реализации

А

1

2

3

1.Остаток готовой продукции на начало отчетного года

207000

213000

+6000

2.Выпуск продукции

5374500

5386170

+11670

3.Остаток готовой продукции на конец года

390000

429000

+39000

4.Отгрузка продукции

5191500

5170170

-21330

5.Остаток товаров отгруженных:

а) на начало года

150000

214000

+64000

б) на конец года

1584000

1486000

-98000

6.Разные поступления

-

-

-

7.Реализация продукции за год

3757500

3898170

+36330

Данные табл. 2.3 показывают, что перевыполнение плана реализации продукции произошло в результате роста выпуска продукции, наличия сверхплановых остатков готовой продук-ции и товаров, отгруженных на начало года, и снижения остат-ков товаров, отгруженных на конец года. Отрицательное влия-ние на объем реализации оказало сверхплановое увеличение остатков готовой продукции на конец года.

Для оценки конкурентоспособности продукции необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, группо-вые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции (табл.2.4).

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого - либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели () по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов (), определяемых экспертным путем:

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам() к групповому показателю по экономическим параметрам():

Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие - образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Таблица 2.4 - Единичные и групповые показатели конкурентоспособности двигателя автомобиля «ВАЗ 2110»

Показатель

Оцениваемый вариант изделия

Изделие конкурента

G

Технические параметры

Число цилиндров

5

5

1

0,15

0,15

Диаметр цилиндров, мм

93

93

1

0,25

0,25

Ход поршня, мм

92

93

0,99

0,2

0,198

Рабочий объем, л

2.0

2,2

0,9

0,1

0,09

Итого

-

-

-

-

0,688

Экономические параметры

Цена, т.р.

45

49

0,92

0,6

0,552

Итого

-

-

-

-

0,552

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что оцениваемый двигатель уступает базовому образцу по техническим параметрам, но превосходит его по экономическим параметрам, что делает его конкурентоспособным: .

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долго рынка, контролируемую данной фир-мой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспо-собность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, зани-маемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.

Важное направление повышения конкурентоспособности про-дукции - совершенствование организации торговли, сервисного об-служивания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.