logo
Объединения коммерческих организаций

2. ПРЕДДОГОВОРНАЯ РАБОТА

Отношения участников торгового оборота по поводу заключаемых ими договоров, как правило, начинаются до момента подписания договора. Деятельность сторон по формированию условий договора может иметь самое разнообразное содержание, например, ведение переговоров или переписки о согласовании условий будущего договора, направление образцов, заказ у третьих лиц сложных исследований местного рынка и др. Фактическая взаимосвязь сторон, заключающих, но еще не подписавших договор, очевидна, поскольку направить образец можно лишь определенному лицу и на определенных условиях, переговоры возможны лишь с заранее определенными лицами. Тем не менее, чтобы определить юридическую природу преддоговорного отношения как правового отношения, необходимо установить юридический факт, который данные отношения порождает, и выявить права и обязанности договаривающихся сторон.

Согласно классической гражданско-правовой доктрине договор заключается посредством направления оферты одной из сторон и ее акцепта другой стороной. Этот подход получил закрепление в ГК РБ. Однако он не отражает того факта, что сам процесс заключения договора представляет собой определенную процедуру, которая характеризуется протяженностью во времени. Решив заключить договор, стороны должны проделать определенную работу, направленную на согласование воль, а значит, и интересов.

Преддоговорные отношения начинаются для каждого участника с того момента, когда данное лицо выразило в объективных действиях другому лицу (лицам) свое намерение заключать договор. Наиболее благоприятным завершением преддоговорных отношений является заключение договора. Если же сторонам не удалось согласовать взаимовыгодные условия, преддоговорные отношения могут прекратиться, либо по обоюдному согласию сторон, либо по инициативе одной стороны. Тот факт, что одна из сторон утратила интерес к выработке условий заключаемого договора, должен быть сообщен данной стороной другим участникам преддоговорных отношений в кратчайшие сроки.

Если стороны руководствуются принципами доброй совести и деловой этики, то каждая из них уже в процессе преддоговорных контактов руководствуется не только сиюминутным интересом, но интересом в налаживании более длительных хозяйственных связей в целях взаимовыгодного торгового сотрудничества. А вероятность этого во многом зависит от эффективной и квалифицированной договорной работы, которая начинается на этапе совместной выработки условий будущего договора. Цель этой совместной работы - дифференцированно, с учетом всей совокупности своих возможностей и интересов, как и возможностей и интересов контрагента, подходить к выработке условий заключаемого договора.

В период централизованного планового руководства экономикой в основной массе договоров воля сторон предопределялась плановыми заданиями.

Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в выходы, результаты процесса, представляющие ценность для потребителей. Ключевыми свойствами бизнес-процесса является то, что это конечная и взаимосвязанная совокупность действий, определяемая отношениями, мотивами, ограничениями и ресурсами внутри конечного множества субъектов и объектов, объединяющихся в систему ради общих интересов с целью получения конкретного результата, отчуждаемого или потребляемого самой системой.

Разработка проекта договора в торговых организациях возложена на коммерческие и юридические службы. Все заинтересованные службы визируют договоры. Подписи руководителей планово-экономического, производственного и финансового отделов, а также главного бухгалтера являются обязательными. В торговой практике широкое распространение получило использование типовых договоров поставки товаров.

Типовой договор - это примерный договор, в котором в письменной форме излагаются унифицированные условия, выработанные с учетом торговой практики. Типовой договор может быть использован двумя способами.

Первый способ - безоговорочное согласие сторон с изложенными в нем условиями, что должно выразиться подписанием договора. Второй способ - применение типового договора в качестве образца, который может быть изменен в соответствии с договоренностью сторон по конкретным условиям.

В некоторых больших и известных компаниях в преддоговорной работе участвуют, как правило, служба безопасности, возможно, частный детектив, адвокаты, экономисты, собственная юридическая служба. Если организация, отдельный предприниматель не имеют таких служб, проверкой будущего партнера должен заниматься сам руководитель или кто-либо из других лиц по его поручению.

Порой достаточно изучить лишь представленную будущим партнером документацию, чтобы открылись некоторые потаенные его стороны. О многом говорит бухгалтерский баланс фирмы, особенно за двух-, трехлетний период времени: формально-липовый - это документ, представляемый в налоговую службу лишь для проформы, или серьезный финансовый акт со всей картиной реальной финансовой деятельности. Еще больше говорят о партнере движение средств по его банковским счетам. Это операция запретная, имея в виду установленную законом тайну банковских вкладов, однако, бывает, выполнимая.

Лицам, занимающимся преддоговорной работой надо уметь читать и учредительные документы будущего партнера, вчитываться во фразы, вдумываться в абзацы. Сколько тайн порою в них открывается при умелом анализе, сопоставлении, сверке с данными регистрационного органа. Немаловажное значение имеют и такие документы, как технико-экономическое обоснование, аналитические справки, технические расчеты. Особенно важно не пропустить документы о собственности, об аренде, о праве пользования имуществом и т.д. В каждом из этих и многих других документов могут быть скрыты признаки подвоха, обманных намерений.

Это еще не сам обман. Это только его признаки. Но признаки такие, которые должны заставить задуматься о возможном риске. Который, тем больше, чем больше неразрешимых загадок вскрылось при изучении официальной документации, представленной самим же партнером. Правда, бывает, что это всего лишь небрежность персонала. Но и тут необходимо задуматься над несерьезностью и беспечностью такого партнера. Ведь такая характеристика тоже не из лучших и тоже не исключает риска. А риск в закупочной деятельности должен быть только оправданным. Оправдать же риск будущих операций безалаберностью партнера, его неумением показать в лучшем свете даже собственное лицо вряд ли возможно.