logo
Объединения предприятий: зарубежный опыт и практика Республики Беларусь

3. ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

До недавнего времени на территории Республики Беларусь объединения юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, могли создаваться в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп и государственных объединений.

С подписанием 28 декабря 2009 года Главой государства Указа № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» создана правовая основа для создания и функционирования еще одной формы объединения юридических лиц - холдинга.

Сегодня холдинги - объективная экономическая реальность в большинстве государств мира, включая Республику Беларусь.

Возможность считать себя холдингом базируется на законном основании. Так, ст.ст. 105, 106 ГК Республики Беларусь регулируют правовой статус дочерних и зависимых обществ, что соответствует «холдинговому» содержанию деятельности головных компаний, которые имеют такие общества.[1]

К таким холдингам можно отнести ОАО «Бел-автомаз», ОАО «БелОМО», ОАО «Минский моторный завод», ОАО «Амкодор» и другие.

Привлекательность холдингов во многом определяется такими общеизвестными возможностями, как:

· установление централизованного управления в холдинге;

· снижение предпринимательских рисков;

· перераспределение средств внутри холдинга;

· повышение эффективности бизнеса и обеспечение его динамичного развития.[1]

С момента вступления в силу Указа № 660 (1 апреля 2010 г.) холдингом признается только то объединение, которое зарегистрировано в установленном порядке в Министерстве экономики в качестве такового.

Холдинг "БелавтоМАЗ" с управляющей компанией ОАО "Минский автомобильный завод" создан и зарегистрирован в белорусском государственном реестре холдингов. В его состав вошли 7 организаций. До конца 2012 года запланировано создать холдинги "Белорусская металлургическая компания" и "Белстанкоинструмент".

Также в состав холдинга включены открытые акционерные общества "Барановичский автоагрегатный завод", "Осиповичский завод автомобильных агрегатов", "Кузнечный завод тяжелых штамповок", "Дзержинский экспериментально-механический завод", "Клецкий мехзавод", "СтройМАЗтрест".

Ранее Минэкономики Беларуси зарегистрировало холдинг "АМКОДОР" на базе одноименного открытого акционерного общества.[33]

В Беларуси создан холдинг "Белстанкоинструмент". Это уже седьмой по счету холдинг в Министерстве промышленности.

Управляющей компанией холдинга стало ОАО "Минский станкостроительный завод" (ОАО "МЗОР"). В состав холдинга во главе с управляющей компанией вошли 16 предприятий Министерства промышленности - производителей станков и инструмента с общей численностью работающих около 9,6 тыс. человек. Среди них ОАО "Станкозавод "Красный борец" (г.Орша), ОАО "МЗАЛ им. П.М.Машерова" (Минск), ОАО "СтанкоГомель", ОАО "Станкостроительный завод им. С.М.Кирова", ОАО "Институт "Белоргстанкинпром", другие станкостроительные и инструментальных заводы республики.

В соответствии с постановлением правительства №598 от 28 июня 2012 года в уставный фонд ОАО "МЗОР" внесены в виде неденежного вклада находящиеся в собственности Республики Беларусь акции открытых акционерных обществ - участников холдинга.[20]

В холдинг "Белорусская металлургическая компания" вошло 13 предприятий. Об этом сообщили БЕЛТА в ОАО "БМЗ" - управляющей компании холдинга "Белорусская металлургическая компания" (БМК).

В состав холдинга вошли предприятия, которые ранее были в производственном объединении "Белорусский металлургический завод". Наряду с управляющей компанией ОАО "БМЗ" в новую структуру вошли открытые акционерные общества "Минский подшипниковый завод", "НИИ Подшипник", "БелНИИЛИТ", "Слуцкий завод "Эмальпосуда", "Жлобинский карьер формовочных материалов" и их частные унитарные предприятия. Холдинг зарегистрирован в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Как отметили на предприятии, объединение предприятий в холдинг даст новый импульс их развитию. За счет кооперации внутри холдинга по вопросам централизации закупочной и сбытовой логистики, финансовых потоков, управления персоналом планируется получить значительное снижение затрат на организацию производства. Предполагается создать дивизионы холдинга по направлениям деятельности предприятий. Основные дивизионы будут созданы по направлениям "Металлургическое производство", "Обеспечение сырьем", "Научно-техническое развитие". Специализация предприятий внутри дивизионов позволит обеспечить сырьевую безопасность, разработку и внедрение передовых технологий, оптимизацию производства на предприятиях холдинга.[32]

Преимущества холдинга состоят в снижении предпринимательского риска и риска инвестиций и поставок, в маневрировании налоговых отношений, ускорении внедрения новшеств. Однако существуют и отрицательные моменты: уход от налогов, монополизм, игнорирование интересов слабых предприятий. Камнем преткновения может стать слабое взаимопонимание холдинга с государством, противоречия внутри холдинга, тем самым концентрация капитала не приведет к коренному улучшению дел на предприятиях.

Еще один вариант объединения капиталов - это создание концерна.

Концерн -- объединение предприятий, при котором они сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству, маркетингу предприятий взяты под единое управление.[21]

Концерн "Белресурсы" создан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 октября 1996 г. № 401 в целях повышения эффективности системы оптовой торговли материальными ресурсами, обеспечения поставки товаров для государственных нужд организациям республики.

Указом Президента Республики Беларусь от 29 января 2007 г. №53 концерн "Белресурсы" был переименован в Государственное торгово-производственное объединение "Белресурсы".

Министерством экономики Республики Беларусь 28 января 2014 года в Государственном реестре холдингов за №74 зарегистрирован холдинг «Белресурсы» с управляющей компанией ГО «Белресурсы».

В настоящее время в состав участников холдинга входит 22 организации, из них - 12 торговых и 10 промышленных.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 29 января 2007г. № 53 "О некоторых вопросах преобразования Белорусского концерна по материальным ресурсам" предметом деятельности ГО "Белресурсы" являются оптово-розничная торговля, промышленное производство продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, оказание услуг, не запрещенных законодательством, в соответствии с его уставом и иным законодательством.[22]

Концерн "Белгоспищепром" - Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром" - выполняет функции органа государственного управления пищевой промышленностью в Республике Беларусь.

Создан Указом Президента Республики Беларусь от 24 августа 2000 года № 460 "О Белорусском государственном концерне пищевой промышленности "Белгоспищепром".

В состав концерна входит 50 организаций. В том числе 18 республиканских унитарных предприятий прямого подчинения. Управление ими концерн осуществляет в части утверждения уставов, назначения на должность и освобождения от должности руководителей этих организаций, контроля за эффективным использованием и сохранностью государственного имущества. В составе концерна -- 31 акционерное общество. В его подчинении находится также Учреждение образования "Минский государственный аграрно-коммерческий колледж".[23]

Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции (концерн «Белбиофарм») объединяет 18 организаций, в том числе 9 фармацевтических, две организации научного сопровождения и предприятия прочих отраслей.

Основные направления деятельности концерна "Белбиофарм":

-участие в формировании экономической и научно-технической политики в области фармацевтической и микробиологической промышленности

-разработка программ развития фармацевтической и микробиологической промышленности и обеспечение их реализации

-обеспечение наращивания объемов производства и реализации, расширения номенклатуры фармацевтической и микробиологической продукции, повышения ее качества и конкурентоспособности.[24]

Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром" является основным производителем пищевой продукции в стране и проводит единую экономическую, техническую и технологическую политику в пищевой промышленности республики, которая включает более 20 подотраслей, производящих сотни наименований продовольственных товаров.В состав концерна входит 57 организаций. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 ноября 2000 г. №1683 "Вопросы Белорусского государственного концерна пищевой промышленности "Белгоспищепром" основными задачами концерна являются:

- проведение единой экономической, технической и технологической политики в организациях пищевой промышленности Республики Беларусь, независимо от форм собственности;

- создание условий для увеличения ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, улучшение снабжения населения страны продуктами питания;

- повышение эффективности и конкурентоспособности экспорта продукции, выпускаемой организациями, входящими в его состав, развитие товаропроводящей сети за рубежом, способствующей реализации продукции, выпускаемой организациями, входящими в его состав;

- и др.[25]

Ассоциация Ї простейшая форма добровольного объединения предприятий с целью постоянной координации хозяйственной деятельности. Ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность кого-либо из ее участников.[26]

Ассоциация лизингодателей зарегистрирована в 2011 году. Членами-учредителями Ассоциации выступили 13 организаций: 12 лизинговых компаний и ОО «Белорусский союз лизингодателей»

Основными целями создания Ассоциации лизингодателей являются содействие созданию благоприятных услвоий развития рынка лизинга в Республике Беларусь.

Ассоциация осуществляет работу по следующим направлениям:

1.Популяризация лизинга, как инструмента финансирования.

2. Безопасность участников лизинговой деятельности.

3. Сотрудничество с государственными органами, участие в подготовке и обсуждении нормативных правовых актов, регулирующих или затрагивающих лизинговую деятельность.

4. Образовательные мероприятия: подготовка и проведения семинаров, тренингов, конференций, внедрение курса «Основы лизинга» в учебные курсы средних специальных учебных заведений страны.

Ассоциация лизингодателей в тесной связи с ОО «Белорусский союз лизингодателей» представляет лизинговое сообщество Республики Беларусь в сфере международных контактов с лизинговыми ассоциациями стран СНГ, а также Западной и Центральной Европы.

Общественное объединение «Белорусский союз лизингодателей» является учредителем лизинговой конфедерации (союза) Содружества Независимых Государств является активным участником всех научно-практических конференций и круглых столов по вопросам развития лизинга в странах Восточной Европы.

Члены Ассоциации содействуют популяризации лизинга, публикуя статьи и обзоры в ведущих специализированных изданиях Республики Беларусь, России, Украины.

Ассоциация содействует подготовке научных кадров и специалистов, оказывая методологическую и аналитическую помощь при подготовке диссертаций и дипломных проектов по вопросам развития лизинга в Республике Беларусь.[27]

Следует подчеркнуть следующее: создание финансово-промышленных групп, трестов, ассоциаций и т.д. в нашей стране - это явление, вызванное необходимостью концентрации и интеграции финансового и промышленного капитала. Оно должно стать одним из стратегических элементов государственной политики, а в перспективе финансово-промышленные группы, тресты, ассоциации и т.д. видятся как мощные многопрофильные межрегиональные объединения.