logo
Особенности проведения анализа в зависимости от потребителя информации

Теоретический вопрос

Особенности проведения анализа в зависимости от потребителя информации

Задачи и глубина экономического анализа определяются интересами пользователя получаемой посредством данного анализа информации. Субъекты экономического анализа - пользователи информации (лица или организации), которые в той или иной мере непосредственно заинтересованы в результатах предприятия. Каждый субъект анализирует информацию с точки зрения своих интересов для принятия своих решений.

Особенности проведения экономического анализа в зависимости от потребителя информации можно представить следующим образом:

Экономический анализ предприятия для учредителей - это в первую очередь анализ таких показателей как увеличение или уменьшение доли собственного капитала, оценка эффективности использования ресурсов со стороны менеджмента и т.п.

Для руководства это анализ показателей отчетности предприятия, анализ финансовых результатов, оценка эффективной производственной и финансовой деятельности и т.д.

Производственному отделу необходима система показателей для анализа использования ресурсов и выполнения задания по объему производства продукции с учетом требуемого качества и допустимых технологически обусловленных отходов. Анализ фактического расхода ресурсов в сравнении с нормативом и заданием позволяет устанавливать экономию или перерасход в использовании сырья, материалов, рабочего времени, оборудования, причины и виновников их возникновения. Анализ выхода продукции в натуральном выражении и отклонения от норм определенного задания позволяет установить причину снижения или роста выработки. От показателя качества или уровня брака в выходе готовой продукции зависят заработок и премиальные выплаты рабочим. Эти показатели могут быть дополнены в зависимости от конкретных условий.

Для рабочих бригад необходимо анализировать показатели использования сырья, материалов, электроэнергии, ресурсов, выработку в расчете на бригаду, качество продукции. В отдельных бригадах с учетом их специфики можно использовать показатели ритмичности работы.

Также для предприятия, выпускающего продукцию, необходимо ежемесячно анализировать ритмичность выпуска основным производственным отделом высококачественной продукции в заданном объеме и ассортименте с минимально необходимыми затратами трудовых и материальных ресурсов.

Для вспомогательного производства важна своевременная и бесперебойная подача электроэнергии, воды и т.д. (и все это при минимальных затратах), соответственно круг показателей оценки деятельности и экономического анализа отдела вспомогательного производства ограничен. Также вспомогательное производство устанавливает показатели затрат (нормы по материальным и трудовым затратам), объема выпуска продукции (объема работ с учетом качественных параметров), выполнения графика ремонтных работ, а также показатели результатов деятельности (хозрасчетный доход, маржинальный доход, прибыль). При последнем из перечисленных следует устанавливать для применения внутренние расчетные цены. При их отсутствии целесообразно использовать для анализа деятельности вспомогательного отдела показатель себестоимости.

Для кредиторов применяется анализ целесообразности продления кредита, условия кредитования, платежеспособности предприятия, гарантии возврата кредита.

Для потенциальных инвесторов применяется анализ выгодности помещения в предприятие своих капиталов, анализ рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций и так далее.