logo
Особые экономические зоны в Российской Федерации

1.3 Зарубежный опыт в создании ОЭЗ

Чтобы понимать отличие нашей системы создания ОЭЗ от иностранных, хотелось бы привести в пример несколько стран - успешных представителей создания собственных свободных экономических зон. Особые экономические зоны, расположенные в странах с благоприятным инвестиционным климатом, основной упор делают не на разнообразие льгот, а на привлекательность и прибыль вложений. Страны с высоким уровнем инвестиционного риска (как Россия ) делает ставку на широкий диапазон и масштабность льгот. Нынешняя норма прибыли в европейских и американских ОЭЗ составляет 30-35% . В азиатских ОЭЗ до финансового кризиса транснациональные корпорации получали свыше 40%. Сроки окупаемости капитальных вложений в ОЭЗ в 2-3 раза меньше, чем где-либо. Сегодня в мире насчитывается свыше 1000 ОЭЗ. Из 100 стран , в которых они имеются. их больше всего в США - около 200. В 80-е гг. мощно стартовала Азия- Китай и Вьетнам, где ОЭЗ в буквальном смысле раскрутили экономику этих государств.

Ирландия Аэропорт Шеннон, расположенный в юго-западной части Ирландии, являлся одним из крупнейших в Европе и обеспечивал дозаправку авиалайнеров трансатлантических рейсов. Но с появлением в 50-х годах реактивных самолётов, способных преодолевать большие расстояния без промежуточных посадок для дозаправки топливом , активность аэропорта Шеннон стала резко снижаться, а экономика прилегающего района оказалась под угрозой кризиса . Появилась безработица и стал возрастать уровень эмиграции. Всё это побудило правительство Ирландии искать пути решения этой проблемы.

Было поставлено 3 задачи:

- создать промышленный парк вблизи аэропорта;

- активизировать деятельность и повысить роль аэропорта через торговлю и туризм;

- обеспечить занятость населения и этим сдерживать эмиграцию.

В 1959 году на небольшой территории (100 га) вблизи аэропорта была создана экспортно-производственная зона, которая стала развиваться в два этапа. Развитие зоны началось с международного туризма и беспошлинной торговли. Здесь был открыт первый в мире "Duty-free shop" . Параллельно с этим создавался промышленный парк, правда, очень медленно. В результате в 1980 году был открыт инновационный центр "Лимерик", благодаря чему стал возможен переход к высокотехнологичным производствам. Опыт Ирландии в области создания экономических зон был использован азиатскими странами.

Китай

Китайская практика создания ОЭЗ насчитывает около 20 лет. С 1980 г. в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР). Все они расположены в юго-восточной части Китая.

ОЭР ориентированы на внешние рынки. Из пяти особых экономических районов экспортируется более 50 % производимой там продукции; развивается здесь главным образом обрабатывающая промышленность, а также сфера НИОКР и торгово-сбытовая сеть. На территории особых районов осуществляется специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы пользуются там многими таможенными и налоговыми льготами , им предоставлены большие права и полномочия . Это позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством , получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, повышать уровень подготовки своих кадров. Всё это было достигнуто после ясно заявленной политической воли китайского руководства, а также в результате выполнения огромной строительной программы, связанной с необходимостью создания современнейшей инфраструктуры. На 80 % затраты этого рода легли на китайскую сторону.

В 1984 году правительство Китая открыло для внешней торговли 14 городов - все крупные портовые города страны. Им отведена роль "окон" и посредников на внешнем рынке . Созданные в этих городах зоны технико-экономического освоения притягивают к себе иностранных инвесторов. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется тысячами, а объём привлекаемых капитальных ресурсов достигает нескольких десятков миллиардов долларов.

С середины 90-х годов в ОЭЗ Китая ежегодно привлекается около 40 млрд. долларов. А в настоящее время эта цифра значительно увеличилась. После 1991 года статус открытых для внешнего мира получил и ряд приграничных городов . Приграничные города обладают преимуществами для развития торгово-экономического сотрудничества с соседними странами. среди которых видное место занимает Восточная Сибирь и Дальний Восток.

Помимо достоинств развития ОЭЗ в Китае есть и некоторые недостатки:

- в производственной сфере из-за опережающего роста обрабатывающих отраслей значительное отставание наблюдается в развитии сырьевой базы;

- приоритетное развитие зон привело к разрыву в уровнях развития этих территорий и других районов страны.

США

Первые ОЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Целью их была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.

При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда , когда в зоне осуществлялась "доводка" продукции фирм США для последующего экспорта . Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры , предусмотренные законодательством страны.

Также происходит ускоренное развитие и научно-технических зон. В 1973 г их насчитывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Наиболее крупная в США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс ("Силиконовая долина"). Она осуществляет 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В ближайшее время в США планируется создать до 1000 ОЭЗ. Объем инвестиций должен при этом составить более 3 млрд. долл., а число дополнительных рабочих мест - 100 тысяч.

Как мы видим, ОЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями, которые направлены на повышение благосостояния, как в самих зонах, так и на территории целой страны. К таким целям, как правило, относятся: активизация внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленного производства, привлечение в страну иностранных инвестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий. Способы достижения этих целей чаще всего одинаковы - это налоговые и таможенные льготы, различные преференции.

Россия, в общем, переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению, вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такие условия, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью стимулирования новых форм хозяйствования, промышленного производства развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России в ХХI век .

Таким образом, рассмотрение мирового и отечественного опыта создания свободных экономических зон позволяет заключить следующее:

· мировая практика показывает, что создание ОЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов;

· территории, наиболее благоприятные для размещения ОЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях создание ОЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами , но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи;

· вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решался недостаточно последовательно , при отсутствии конструктивной концептуальной основы и достаточной правовой базы. Основной чертой этого процесса была его жесткая политизированность в ущерб экономической сути.

свободный экономический зона