logo
Отраслевое развитие конкуренции в Челябинской области

2.2 Отраслевые задачи развития конкуренции в Челябинской области

Поддержка конкуренции гарантируется Конституцией Российской Федерации, является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, а также постоянным приоритетом государственной политики.

Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений:от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области разработан план мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в Челябинской области». Обозначенными задачамиявляются направления развития конкуренции, которые, с одной стороны, не охвачены иными «дорожными картами», разрабатываемыми в рамках национальной предпринимательской инициативы, а с другой стороны, имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции, а именно:

- сокращение административных барьеров и повышение информационной открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

- совершенствование системы государственных и муниципальных закупок, а также закупок отдельными видами юридическими лицами;

- сокращение прямого участия органов государственной власти и местного самоуправления в хозяйственной деятельности организаций;

- развитие конкурентоспособности отраслей экономики в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию, сложившегося экономического кризиса и введения эмбарго;

- развитие малого и среднего предпринимательства;

- создание системы антимонопольного регулирования, основанной на балансе интересов поставщиков и потребителей товаров и услуг.

Агропромышленный комплекс Челябинской области является важнейшим сектором экономики Челябинской области, 80% территории Челябинской области пригодны для ведения сельскохозяйственных работ. Преобладающая часть сельхозугодий, имеющих относительно высокое плодородие (черноземы), где размещено производство зерна, молочное и мясное скотоводство и овощеводство, находится в степной и лесостепной зонах.

Факторы, препятствующие развитию конкуренции в агропромышленном комплексе:

специфические особенности сельскохозяйственного производства (природно-климатические условия территории, сезонность производства, неравномерность поступления сельскохозяйственной продукции на рынок);

низкий уровень кооперации и интеграции в сельскохозяйственном производстве, что препятствует аккумулированию объемов продукции до значимых товарных партий, установлению паритетных договорных отношений, выходу на внутренний и внешний рынки;

диспаритет цен на продовольственную и промышленную продукцию;

дефицит квалифицированных кадров, нехватка специалистов и руководителей, недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур;

отсутствие финансовых средств на "раскрутку" бренда и продвижение товара;

неразвитость инфраструктуры: отсутствие или недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки, плохие дорожные условия.

Основные задачи по развитию конкуренции:

увеличение доли местной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на региональном рынке;

расширение практики прямых продаж населению сельхозтоваропроизводителями и предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности произведенных ими продуктов питания, в том числе через рынки и ярмарки "выходного дня" в городах и районах;

стимулирование объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей, развитие кооперации, в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями;

создание стимулов для развития товаропроводящих сетей, в том числе структурных логистических звеньев по обеспечению перерабатывающих заводов сырьем и организации сбыта готовой сельскохозяйственной продукции;

поддержка эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры;

проведение работы по привлечению инвестиций для модернизации и технического перевооружения предприятий отрасли, а также для создания новых высокотехнологичных производств;

расширение видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых могут проводиться закупочные и товарные интервенции.

Исследуя рынок услуг по хранению зерна, следует отметить, что в настоящее время предложение отстает по отношению к спросу на данный вид услуг.

Факторы, препятствующие развитию конкуренции в данной отрасли:

отсутствие первоначального капитала для приобретения специализированного оборудования по приемке, сушке, подработке, хранению и складированию зерна;

низкий уровень информированности о рынке зерна.

Основные задачи по развитию конкуренции:

модернизация материально-технической базы путем привлечения инвестиций;

повышение качества зерна;

обеспечение информационной прозрачности и прогнозируемости рынка зерна.

Анализ рыночной ситуации на рынке услуг по оптовой торговле (поставке) хлебом и хлебобулочными изделиями показывает, что основной объем продаж хлеба и хлебобулочных изделий производителями, в основном, совершается в рамках своего района. Это связано с ростом транспортных расходов. Конечные потребители, для которых хлеб и хлебобулочные изделия являются повседневным продуктом питания, также в большинстве случаев отдают предпочтение хлебобулочным изделиям местных товаропроизводителей (данное обстоятельство оказывает влияние на усиление доминирующего положения отдельных оптовых поставщиков).

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

издержки выхода с рынка производства хлебобулочных изделий, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства).

Административных барьеров, мешающих ввозу хлеба и хлебобулочных изделий на территорию Челябинской области, нет. В приграничных районах региона присутствует продукция соседних областей.

Основные задачи по развитию конкуренции:

привлечение инвестиций для проведения мероприятий по техническому перевооружению предприятий хлебопекарной промышленности с целью повышения объёмов производства, улучшения качества, расширения ассортимента и поднятия конкурентоспособности выпускаемой продукции;

развитие кадрового потенциала;

пресечение монополистической деятельности в сферах производства, распределения продукции и недобросовестной конкуренции на рынке хлеба;

развитие системы стабилизации потребительских цен на социально значимые виды хлебной продукции.

На развитие конкуренции в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи оказывают влияние такие региональные факторы: как низкая плотность населения в отдельных муниципальных образованиях Челябинской области, малочисленность и низкая платежеспособность населения в сельских населенных пунктах. Таким образом, возникает необходимость развития конкуренции на рынке услуг связи, в том числе на рынке предоставления услуг доступа к сети Интернет в небольших муниципальных образования и ЗАТО Челябинской области путем:

- увеличения количества участников рынка услуг доступа к сети интернет

- ликвидации (снижения) административных барьеров и привлечение новых хозяйствующих субъектов;

- обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре ИКТ и связи новых операторов на региональный рынок услуг ИКТ и связи, в особенности в ЗАТО, моногородах, военных городках и т.п.;

-обеспечение доступности современных услуг и технологий в большинстве населенных пунктах Челябинской области.

В связи с тем, что рынок Информационно-коммуникационных технологий и связи является перспективным и высокодоходным, операторы за счет собственных средств развивают бизнес. Несовершенство законодательной базы, регулирующей взаимоотношения операторов, может быть отрегулировано только на федеральном уровне. Реальных рычагов на развитие конкуренции на данном рынке исполнительная власть региона не имеет.

Розничная реализация нефтепродуктов. Данный рынок является стратегическим в связи с наличием большого числа промышленных и сельскохозяйственных предприятий на территории Челябинской области.

На территории области отсутствуют заводы-изготовители нефтепродуктов. Бензины автомобильные и дизельное топливо поступают из других регионов Российской Федерации.

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

ограниченность земельных участков на территориях муниципальных образований для использования под строительство новых АЗС;

длительная процедура выделения земельного участка под строительство АЗС;

большие объемы капитальных затрат при строительстве АЗС;

согласованные действия крупнейших участников рынка розничной торговли нефтепродуктами, приводящие к установлению (поддержанию) завышенных розничных цен на моторное топливо;

потребители автомобильного топлива привержены к брэндированным нефтепродуктам («ЛУКОЙЛ», «Газпром», «Башнефть»).

Основные задачи по развитию конкуренции:

обеспечение равного доступа всех хозяйствующих субъектов (действующих и потенциальных участников рынка) к земельным участкам, выделяемым под строительство АЗС;

формирование земельных участков под строительство новых АЗС с целью последующей передачи данных земельных участков хозяйствующим субъектам путем проведения торгов;

совершенствование законодательства, регулирующего отношения в сфере розничной продажи нефтепродуктов;

стимулирование появления новых игроков на рынке розничной торговли нефтепродуктами с целью снижения доли, занимаемой лидирующими компаниями региона.

Рынок государственных и муниципальных закупок Челябинской области.

Одним из принципов закона о контрактной системе является принцип обеспечения конкуренции. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении прин6ципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из приоритетных направлений в сфере государственных и муниципальных закупок является переход на электронные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Электронные процедуры определения поставщиков обладают рядом существенных преимуществ по сравнению с процедурами, предусматривающими подачу и рассмотрение заявок участников на бумажных носителях. Если раньше у заказчика была возможность привести «своего» поставщика, сфальсифицировать заявку, то теперь повышается анонимность подачи заявок участниками, что, в свою очередь, способствует снижению риска сговора между участниками закупок. В настоящее время заказчиками активно применяется такой способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), как аукцион в электронной форме.

Переход на электронные процедуры определения поставщиков позволит:

предотвратить сговор заказчика с одним из участников закупки;

сократить издержки участников закупок, удобство и простота подачи заявки;

повысить прозрачность закупок.

Для реализации данного направления необходимо принятие нормативно-правовых актов на уровне Российской Федерации, а также внесение изменений в закон о контрактной системе.

В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года развитие предпринимательства определено «точкой роста» экономики Челябинской области, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач, создании новых рабочих мест.

Гибкость, многочисленность, способность к оперативному изменению под складывающуюся конъюнктуру рынка позволяют малому и среднему бизнесу выполнять ключевую роль в реализации конкурентной политики, стимулировать крупный бизнес на эффективное развитие.

Факторы, препятствующие развитию конкуренции:

- несовершенство правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих различные направления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (земельные, имущественные, финансовые и другие);

- отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей;

- высокая стоимость подключения хозяйствующих субъектов к ресурсам естественных и локальных монополий (при мощности более 15 кВт);