logo
Оценка показателей прибыли и рентабельности кафе "Ванильное небо"

1.1 Сущность прибыли, ее виды и формирование

В настоящее время термин «прибыль» трактуется неоднозначно. Существующая в настоящее время возможность неоднозначной интерпретации определений видов прибыли порождает проблемные ситуации, связанные с оценкой и исследованием этой сложной экономической категории. По мере развития экономической теории комплекс понятий и терминов, определяющих прибыль, претерпел значительные изменения от самого простого в качестве дохода от производства и реализации до понятия, характеризующего конечные финансовые результаты во всем многообразии коммерческой деятельности.

В соответствии с определениями, данными в разное время, прибыль ? это разница между стоимостью товара и издержками труда и капитала в производстве (А. Смит, Д. Риккардо, Д.С. Милль); по теории трудовой ценности Маркса ? часть прибавочной ценности, создаваемой трудом рабочего [7, с. 88].

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона характеризует прибыль как вид дохода от капитала, включающий вознаграждение за труд предпринимателя, страховую премию за риск, процент за пользование и чистый барыш. В Современном финансово-кредитном словаре прибыль как итоговый показатель работы организации, в котором реализуется главная цель предпринимательской деятельности, выступает в качестве главного критерия эффективности производства [4, с. 258].

В Налоговом кодексе РФ прибыль определена как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В современной литературе существуют различные подходы к определению сущности прибыли и ее функций.

Так, В. Добровенский выделяет следующие функции прибыли как важнейшей категория рыночных отношений:

1) как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности, она отражает конечный результат хозяйственной деятельности фирмы за отдельный период;

2) стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования;

3) как основной источник доходной части бюджета всех уровней [3, с. 23].

Л.И. Хоружий, У.Ю. Дейч по экономической сущности определяют прибыль как показатель, выражающий прирост экономической выгоды (полезности использования ресурсов) за определенный период времени в денежном выражении и представляет собой часть стоимости прибавочного продукта, произведенного на конкретном предприятии и реализованного в составе товарной продукции [9, с. 106].

Классификация видов прибыли приведена в приложении 1. Остановимся на характеристике отдельных ее показателей.

По видам хозяйственной деятельности в соответствии с группировкой деятельности, предложенной МСФО, выделяют: прибыль от основной деятельности; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности. Такая классификация видов прибыли позволяет разграничить долгосрочный, краткосрочный и текущий периоды получения финансовых результатов, что имеет большое значение для управления прибылью.

По составу включаемых элементов кроме видов прибыли, рассмотренных выше, выделяют: маржинальную прибыль; общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов.

По величине полученного результата прибыль может быть минимальная; сверхприбыль (монопольная); нормальная прибыль.

По степени учета инфляционного фактора прибыль подразделяется на реальную, скорректированную на темп инфляции отчетного периода, и номинальную.

По экономическому содержанию выделяют: бухгалтерскую (фактическую) и экономическую прибыль.

По отражению в бухгалтерском учете можно выделить: реализованную прибыль; внутреннюю прибыль; консолидированную прибыль.

По характеру использования принято подразделять прибыль на нераспределенную; потребляемую прибыль.

По возможности планирования величины результативного показателя: прибыль плановая (расчетная); упущенная прибыль.

Многообразие видов прибыли не ограничивается рассмотренными классификационными рамками. Проведенный обзор различных показателей прибыли доказывает необходимость их четкой дифференциации и понимания экономического содержания и механизма формирования.

В процессе формирования прибыли используются показатели, которые подвергаются неоднозначному толкованию в экономической литературе, что требует определенного уточнения. Для этого по данным формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» опишем модель формирования прибыли.

Валовая прибыль согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» в отчете о прибылях и убытках рассчитывается как разность показателей «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» и «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг».

Прибыль от продаж рассчитывается разностью между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов, характеризует абсолютную экономическую эффективность основной деятельности предприятия.

Прибыль до налогообложения ? это финансовый результат от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности отчетного периода на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций. Ее называют еще бухгалтерской, балансовой или общей прибылью.

Налогооблагаемая прибыль ? это величина прибыли (убытка) за период, которая рассчитывается в соответствии с правилами налогообложения для целей определения налога на прибыль, подлежащего к уплате (к возмещению).

Чистая прибыль отчетного года (нетто-прибыль) ? это часть балансовой прибыли предприятия, которая остается в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет. Из чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам, вознаграждения социального характера, финансируются производственные программы, формируются фонды и резервы. Рассчитывается чистая прибыль вычитанием из бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) текущего налога на прибыль и, если организация имеет, иных обязательных платежей (например, штрафов, пени по расчетам с бюджетом и др.), а также величины отложенных налоговых активов и прибавлением отложенных налоговых обязательств (ранее учтенных в текущем налоге на прибыль).

Базовая прибыль (убыток) на акцию ? в соответствии с требованиями МСФО 33 в отчете о прибылях и убытках представляется информация о прибыли на акцию, которая определяется делением чистой прибыли или убытка за период, причитающихся владельцам обыкновенных акций, на средневзвешенное количество обыкновенных акций в обращении за период.

Разводненная прибыль (убыток) на акцию ? максимально уменьшенная прибыль на одну акцию в отчетном периоде.

На формирование прибыли как финансового показателя работы, который отражается в бухгалтерском учете, влияет установленный государством порядок формирования затрат на производство продукции (работ, услуг); учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), прочих доходов и расходов, а затем определение балансовой (валовой) прибыли.

Методы распределения прибыли должны способствовать решению следующих задач: укреплению доходной базы государственного бюджета; обеспечение хозяйственной самостоятельности предприятия; обеспечение социально-экономического развития предприятия; повышение эффективности производства.

Особенности распределения прибыли предприятия зависят от хозяйственно-правовой формы предприятия и от формы собственности. Общим в механизме распределения прибыли является то, что предприятие из прибыли уплачивает налоги на доходы, налог на прибыль и местные сборы и налоги. Различия заключаются в том, как распределяется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, поскольку порядок распределения этой части прибыли устанавливается собственником.

Основное направление распределения чистой прибыли оговаривается в учредительном договоре, уставе и соответствует требованиям законодательства (например, обязанности формирования резервного фонда).

Таким образом, создание правильных соотношений при распределении прибыли между основными направлениями обеспечивается эффективностью и реальностью основной пропорции - потребление и накопление, так как это является основной гарантией усиления материальной заинтересованности и ответственности предприятий в повышении эффективности производства.