ВВЕДЕНИЕ
Проблема платежеспособности в современном мире весьма актуальна. От того, на сколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной сфере жизни любой страны в широком смысле слова. Платежеспособность является основным показателем стабильности финансового состояния республики, под которой подразумевают возможность вовремя уплачивать свои долги.
Изменения в бюджетной политике государства в части переноса значительной финансовой ответственности на регионы обусловливают необходимость поиска путей достижения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом в процессе проведения реформирования федеративной системы бюджетно-налоговых отношений возник ряд противоречий в финансовых взаимоотношениях федеральных властей с региональными администрациями, а последних, в свою очередь, - с органами местного самоуправления. Одной из основных причин этих противоречий является несоответствие сложности финансово-хозяйственных задач, возложенных федеральным правительством на региональные органы власти, и величины имеющихся в их распоряжении финансовых ресурсов. Результат такого несоответствия - постоянная нехватка собственных финансов у субъектов Федерации и местных образований для самостоятельной реализации их полномочий и ответственности за социально-экономическое развитие территорий. Всвязи с этим привлекаются заемные средства, и проблема платежеспособности становится одной из главных.
Под государственным долгом, в широком смысле слова, понимают все непогашенные обязательства государства (включая процентные платежи) по отношению к частным лицам и институтам, в т.ч. и иностранным вне государственного сектора экономики, а также перед иностранными государствами. По экономической сущности государственный долг представляет собой задолженность как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими возможностями и социальными потребностями общества.
Расчет платежеспособности субъектов РФ производится, как правило, при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Под бюджетом понимают форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления.
Республика Бурятия - это дотационный регион, так как основными источниками дохода являются дотации, на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации на обеспечение сбалансированности бюджета, субвенции, субсидии.
Дефицитное финансирование играет немаловажную роль в анализе платежеспособности. Существует программа государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, которая представляет собой перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на очередной финансовый год и по видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств. Т.е. чем больше дефицит республиканского бюджета, тем больше объем государственных заимствований, следовательно, меняется способность уплачивать долги.
Таким образом, цель курсовой работы: выявить резервы роста уровня платежеспособности Республики Бурятия.
Объектом анализа является платежеспособность Республики Бурятия.
В соответствии с поставленной целью должны быть решены следующие задачи:
1) Дать понятие платежеспособности Республики Бурятия;
2) Сравнить две методики расчета платежеспособности (Методика Республики Башкортостан и Методика Республики Бурятия);
3) Рассчитать показатели платежеспособности и определить уровни фактической и потенциальной платежеспособности Республики Бурятия;
4) Найти пути улучшения финансового положения и платежеспособности Республики Бурятия.
Расчетом и анализом платежеспособности занимается Министерство финансов Республики Бурятия, непосредственно отдел государственного долга. Работа выполняется специалистами отдела на основе установленной Министерством финансов Республики Бурятия методикой расчета платежеспособности.
В курсовой работе описаны две методики расчета платежеспособности, одна из них Республики Башкортостан, вторая Республики Бурятия. Первая методика представлена в качестве базы сравнения, по второй будут произведены необходимые расчеты.
В работе, в разделе приложение содержатся таблицы, относящиеся к вышеперечисленным методикам, а также данные, использованные для расчета уровней фактической и потенциальной платежеспособности Республики Бурятия.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
- 1.3 Рекомендации по улучшению финансового положения и платежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
- ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
- 2.1 Краткая характеристика основных социально-экономических показателей развития Республики Бурятия
- 2.2 Оценка уровней фактической и потенциальной платежеспособности Республики Бурятия
- 2.3 Пути улучшения платежеспособности Республики Бурятия
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ