Анализ показателей доходности ОАО Птицефабрика "Сибирская"

курсовая работа

1.1 Сущность и виды показателей доходности организации

Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - сумма прибыли (доходов). Относительный показатель - уровень рентабельности.

Прибыль торгового предприятия является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции:

- результативную, т. е. получаемая прибыль выступает измерителем результатов деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. А поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве

- стимулирующую, т. е. часть прибыли выступает источником материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала

- финансирующую, т. е. часть полученной прибыли является источником самофинансирования предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия [15].

Кроме того, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики значение прибыли очень велико. Получение ее ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, необходимой потребителю, снижение затрат на производство. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Определенную роль играют и убытки. Они свидетельствуют об ошибках и просчетах в направлении и использовании средств, организации производства и сбыта продукции [24].

Значение прибыли в деятельности хозяйствующих субъектов можно конкретизировать по следующим основным направлениям:

- прибыль, прежде всего, является универсальным показателем, характеризующим эффективность хозяйственной деятельности. Ее размер и уровень относительного вложенного капитала и произведенных затрат отражает успешность бизнеса, возможности его дальнейшего развития и совершенствования.

- прибыль является главным источником расширения производства и наращивания производственного потенциала, которые, в свою очередь, обеспечивают дальнейший рост прибыли. Расширение производства происходит за счёт капитальных вложений в увеличение и модернизацию основных фондов, в рост оборотных средств. Кроме того, часть прибыли может быть инвестирована в ценные, бумаги и также приносить их владельцу дополнительную прибыль. Все указанные направления использования прибыли производятся за счет ее накопленной части. Эти средства не уходят из оборота предприятия, а наоборот, накапливаясь, приносят ему дополнительную прибыль. Искусство управления прибылью состоит в разумной диверсификации вложений, приносящей максимальный финансовый эффект.

- прибыль служит источником повышения уровня оплаты труда работников и его материального стимулирования

- прибыль является источником финансирования расходов предприятия на содержание социальной сферы, находящейся на его балансе (поликлиник, здравпунктов, спорткомплексов, детских дошкольных и оздоровительных учреждений, клубов и др.).

- прибыль является источником выплаты дивидендов акционерам и владельцам предприятий и в этом аспекте служит главной мотивацией развития их предпринимательской инициативы.

Показателей прибыли очень много. Наиболее часто используемыми в финансовом менеджменте являются следующие из них.

доходность прибыль рентабельность птицефабрика

"right">Таблица 1.1

Сравнительная характеристика показателей доходности

Аналитический

показатель

Из форм отчетности

Примечание

Прибыль от продаж

Прибыль от продаж

Выручка минус все расходы по обычным видам деятельности

Сальдо прочих операционных результатов

Операционные доходы и расходы

Сложение и вычитание пяти строк

Сальдо внереализационных результатов

Внереализационные

доходы и расходы

Разница двух строк

Балансовая прибыль

Прибыль до налогообложения

Прибыль от всех видов деятельности

Чистая прибыль

Чистая прибыль

Балансовая прибыль

минус налог на прибыль Сумма текущего налога на прибыль и сальдо строк отвлеченные налоговые активы и отвлеченные налоговые обязательства. плюс сальдо чрезвычайных результатов

Нераспределенная прибыль

Нераспределенная прибыль

Чистая прибыль минус дивиденды и отчисления в резервный фонд

Нетто-результат

Нет

Прибыль до уплаты процентов по займам и налога на прибыль

Маржинальный доход

Нет

Выручка - переменные затраты Не путать с отчетным показателем «Валовая прибыль», рассчитываемым как разница выручки и расходов, связанных с производством продукции

Прибыль от реализации - это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.

Балансовая прибыль - сумма прибыли предприятия от реализации продукции и доходов от других видов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета.

Чистая прибыль представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.

Размеры прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:

- объем реализации

- структура товарооборота

- величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы)

- уровень налогообложения прибыли.

Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

- политическая стабильность

- состояние экономики

- демографическая ситуация

- конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров

- темпы инфляции

- ставка процента за кредит.

К внутренним факторам относятся:

- объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие)

- производительность труда работников

- скорость оборачиваемости товаров

- наличие собственных оборотных средств

- эффективность использования основных фондов.

Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которую еще называют чистой прибылью.

Для оценки эффективности работы предприятия только показателя прибыли недостаточно.

Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Для его оценки используются относительные показатели прибыльности, характеризующие отдачу произведенных затрат на производство и реализацию продукции или отдачу вложенного в производство капитала, называемые рентабельностью [10].

Рентабельность - это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности промышленного предприятия, отражающий конечные результаты хозяйственной деятельности [24].

В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности. При расчете рентабельности в любом случае отражается процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих показателей: себестоимость продукции, стоимость основных производственных фондов, оборотных средств, выручка от реализации продукции (объем продаж) и т. д. [7].

Показатели рентабельности объединяются в следующие группы:

- рассчитываемые для оценки доходности предприятия методика их расчета основана на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, акционерного, собственного, заемного и совокупного капитала (в знаменателе)

- рассчитываемые для оценки доходности продукции, используемых ресурсов и затрат методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат, себестоимости, основных производственных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников и т. д. (в знаменателе). Наиболее распространенными в практике отечественных предприятий показателями рентабельности данной группы являются рентабельность продукции, рентабельность основных производственных фондов и рентабельность производства [23].

Чтобы оценить уровень доходности предприятия, проводят анализ показателей за ряд периодов (изучается динамика изменений показателей рентабельности). Такой анализ является важным информационным источником разработки перспективных планов развития предприятия и определения тактики поведения на товарном рынке.

В зависимости от целей, стоящих перед анализом финансовых результатов, показатели рентабельности могут модифицироваться в различные варианты, например, в рентабельность активов, рентабельность основного капитала, рентабельность собственных или отдельно заемных оборотных средств, рентабельность акционерного капитала и др.

Исчисление рентабельности позволяет сопоставлять плановые и фактические результаты деятельности, отслеживать динамику их изменений за ряд периодов, выявлять складывающиеся тенденции, принимать обоснованные решения по корректировке управленческих действий в целях максимизации прибыли [14].

Делись добром ;)