logo
Анализ показателей системы профессионального образования в Республике Казахстан

Введение

По последним данным Министерства труда и социальной защиты РК в их базе зарегистрировано свыше 44 тысяч человек, ищущих работу по различным специальностям и квалификации, и всего лишь чуть менее 14 тысяч вакансий, то есть можно сказать, что предложение рабочей силы превышает спрос в три раза. Один только этот факт говорит о высокой степени конкуренции на казахстанском рынке труда. При этом многие работодатели отмечают, что качество подготовки специалистов часто не удовлетворяют запросам и требованиям современного производства и уровня технологий. С учетом этого предлагается в Казахстане модернизировать систему профессионального образования, увеличить эффективность подготовки кадров как высшего -управленческого звена, так и среднего звена - квалифицированных специалистов.

«Знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве[Казахстан - Лидера Нации Н. А. Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» от 14 декабря 2012 года// http://www.stat.kz/Pages/poslanya_2013.aspx]» - эти строки из послания Президента РК «Стратегия - 2050» закрепляют мовершенствование профессионального образования как долгосрочный приоритет развития

Чтобы решить актуальные проблемы системы профессионального обучения необходимо целенаправленно вести ее реформу, чтобы уровень развития сферы профессиональной подготовки и переподготовки кадров соответствовал уровню развития производительных сил и требованиям работодателей. Но эти цели развития надо решать в комплексном порядке, например, если разрабатывается проект по программе индустриально- инновационного развития, то при обосновании ее ресурсного обеспечения нужно брать во внимание не только наличие сырьевой базы, обеспеченность инфраструктурой, материальными ресурсами, но и наличие резерва рабочей силы. Причем профессиональной структуре спроса по возможности должна соответствовать и структура предложения. Если, например, строиться машиностроительный завод, то понадобятся сначала ресурсы строителей- монтажников, прорабов, архитекторов и механиков. В будущем для работы на таком предприятии понадобятся квалифицированные рабочие- сборщики, токари, слесари, сварщики и т.п. и конечно же, высококвалифицированные инженеры, технологи, менеджеры среднего и высшего звена. И соответственно, необходимо оценить насколько рабочая сила в регионе соответствует по уровню образования, по направлению специализации, по профилю подготовки, по уровню квалификации требованиям к претендентам на вышеназванные рабочие места.

Если в регионе слабый уровень подготовки такого рода специалистов, то может остро встать проблема дефицита кадров при избытке рабочей силы в регионе. Чтобы решить эту проблему, надо изначально, на стадии разработки проекта предусмотреть развитие системы профессионального обучения кадров. Здесь необходимо знать имеющиеся предпосылки, создавать условия для улучшения и расширения базы профессионально- технического и гуманитарного образования, привлекать для преподавания специалистов, профессионалов в необходимой сфере. Можно наладить подготовку и переподготовку на базе действующих учреждений профессионального образования, проведя их модернизацию и совершенствование методологической базы под запросы современной практики. Либо можно строить новые центры подготовки кадров.

Актуальность темы данной работы обусловлена значением системы профессионального образования в развитии инфраструктуры рынка, в повышении качественных характеристик предложения рабочей силы, расширения рыночных сегментов и повышения мобильности рабочей силы для ее свободного перемещения между регионами, отраслями страны. Рынок, в свою очередь, являясь связующим звеном между работодателями и работниками, зависим от уровня развития системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, которая в идеале должна согласовывать обучение определенным знаниям, умениям и навыкам с требованиями работодателей к профессиональному уровню претендентов на рабочие места.

Объектом дипломного исследования является система профессионального образования в Казахстане и ее взаимосвязь с рынком труда.

Предметом является механизм воздействия профессионального образования на параметры развития казахстанского рынка труда с учетом современных реалий.

Цель работы определить роль и место профессионального образования в развитии рынка труда в современных условиях.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

описать современную систему образования в Казахстане, ее уровни, цели и задачи развития

изучить зарубежный опыт совершенствования системы профессионального образования

провести анализ современного состояния технического и профессионального образования среднего уровня;

проанализировать современное состояние системы высшего образования;

выявить проблемы развития профессионального образования в русле обеспечения рынка труда качественными специалистами с требуемыми характеристиками, определить его перспективы.

Для раскрытия темы автором были проработаны материалы из казахстанских и зарубежных источников, применены теоретические постулаты и практические исследования видных экономистов, специализирующихся в данном направлении исследования. Также автором использованы данные статистической отчетности, данные Министерства образовании и науки Республики Казахстан.

В процессе работы были использованы методы системного, логического, сравнительного анализа, статистические методы анализа. Информационную базу дипломного исследования составили нормативно-правовые акты РК, справочные статистические материалы, публикации в специальных периодических изданиях, материалы научных конференций.

Проблемы оторванности системы профессионального образования в Казахстане от запросов практики давно уже стали причиной полемик и на уровнях государственной власти, и полемик среди ученых, и предметом обсуждения общественности. На современном этапе эти проблемы стоят наиболее остро, так как Казахстану требуются высококвалифицированные кадры для реализации инициатив, стратегий и программ в направлении модернизации, индустриально- инновационного развития экономики Казахстана.

Методической базой дипломного исследованная послужили монографии и статьи казахстанских и зарубежных ученых в направлении темы дипломного исследования, а именно: оценка современного состояния и проблем профессионального образования в Казахстане, анализ эффективности преобразований в этой отрасли, роль сети учреждений профтехобразования и высшего образования в подготовке кадров новой генерации, которой предстоит стать движущей силой индустриально- инновационного развития.

Дипломная работа состоит из введения, основной части из 3 глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.

профессиональное образование рынок труд