logo
Анализ показателей системы профессионального образования в Республике Казахстан

1.2 Зарубежный опыт формирования и развития системы профессионального образования

Прежде, чем перейти к характеристике сегодняшнего состояния профессионального образования в нашей стране и вопросам реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан в части развития профессионального образования и подготовки кадров, вкратце остановимся на мировом опыте подготовки квалифицированных кадров и специалистов среднего звена, технического и обслуживающего персонала.

Данное обстоятельство чрезвычайно важно в современных условиях, когда постоянные и сравнительно частые изменения в общественном производстве, которое все больше зиждется на знаниях, настоятельно требуют корректировки и уточнения имеющихся у специалистов знаний и компетенций, а также получения недостающих. Это означает массовую востребованность, доступность, открытость высшего образования, включая необходимость обучения требуемым компетенциям в течение всей жизни граждан. В указанной связи, вполне очевидна инновационная польза новых методов обучения, предоставляющих оптимальный диапазон выбора и придающих гибкий характер началу и прекращению получения высшего образования на основе использования курсов и учебных программ, постоянно адаптируемых к современным и будущим потребностям общества.

В данном отношении весьма показательны образовательные успехи Китая, достигнутые с использованием передовых информационно-коммуникационных технологий.

Поворотный момент в развитии системы образования Китая наступил в 1986 году, когда произошли серьезные изменения, затрагивающие четыре инновационных направления высшей школы: сдачу вступительных экзаменов, определение целевой аудитории, систему реализации учебного материала, систему управления. Учитывая масштабы страны, оптимальным путем скорейшего вывода образования населения на современный уровень было признано использование комбинаторной системы образования, органично объединяющая в себе как традиционные, так и инновационные формы. При этом первую и главную роль в деле развития высшего образования в КНР сыграло радио и телевидение, которые и сейчас являются, одновременно с интернетом, основными средствами реализации обучающих программ в системе высшего образования Китая (дистанционная форма организации обучения). Следуя этим путем, было принято решение о создании на государственном уровне системы Центральных Радио - и Телевизионных Университетов (CRTVU)[ Инновации высшего образования современного Китая в аспекте применения их модификаций в высшей школе России. // www.mgu-consulting.ru - 14.08.2008.].

Университеты CRTVU (центральный уровень): составляют долгосрочные планы развития системы RTVU и годовые планы приема; руководят системой управления обучением университетов PTVU и координируют академическую работу, проводимую совместно с несколькими университетами PTVU; составляют национальные учебные планы и создают программы для национального внедрения; разрабатывают и издают печатные учебные материалы, а также выпускают и распределяют аудио- и видеокассеты для курсов, проводимых в масштабе страны; готовят единые экзаменационные работы, вступительные и для сдачи в конце семестра, разрабатывают стандарты; организуют подготовку преподавателей, административных работников и технических специалистов для национальной системы RTVU; проводят исследования в области высшего образования и организуют обмен опытом с аналогичными национальными и зарубежными образовательными учреждениями.

Университеты PTVU (региональный уровень): руководят системой управления обучением дочерних школ университетов PTVU, системных рабочих станций и прикрепленных к ним образовательных классов; организуют выполнение учебных планов, составленных CRTVU, и составляют учебные планы для курсов, предлагаемых на уровне провинций; создают и реализуют учебные программы в регионах; разрабатывают и издают печатные учебные материалы, а также выпускают и распределяют аудио- и видеокассеты для курсов; организуют проведение экзаменов, вступительных и для сдачи в конце семестра, и проверку экзаменационных работ; руководят допуском студентов и занимаются оформлением дипломов/сертификатов; организуют подготовку преподавателей, административных работников и технических специалистов для региональных RTVU; проводят исследования в области высшего образования и организуют обмен опытом между собой.

За четверть века данная система дистанционного обучения дала Китаю уже несколько десятков миллионов подготовленных специалистов и рабочих, которые и составили основной производственный ресурс небывалого в мировой истории взлета экономики этой прежде отсталой и малограмотной страны. Остается только добавить, что успеху и эффективности указанного образовательного метода во многом послужил всеобщий культ учебы, тщательно и всесторонне поддерживаемый китайским государством среди населения.

В США и Японии действуют профессиональные школы, колледжи, университеты, реализуются образовательные программы, которые частично ориентированы на организацию теоретической подготовки кадров, а производственное обучение и повышение квалификации осуществляется на предприятиях.

В Республике Корея профессиональное образование и подготовка кадров осуществляются в профессиональных учебных заведениях Министерства образования, а центры профессионального обучения находятся в подчинении Министерства труда. Эти министерства тесно сотрудничают между собой, готовя общими усилиями высококвалифицированные рабочие кадры специалистов. В ряде стран профессиональное обучение осуществляется только на предприятиях. Эффективность работы различных систем профессионального образования и подготовки кадров зависит от социально-экономических условий конкретной страны.

В странах Евросоюза большое внимание уделяется доступности технического и профессионального образования, а также усилению его прагматических аспектов, определяющих связь учебных заведений профессионального образования с миром труда. Учреждениям профессионального образования отводится видная роль и в деле развития национальной системы образования. Во Франции существуют лицеи общего и технологического профиля, многофункциональные лицеи профессионального образования. В технических и профессиональных учебных заведениях изучаются общеобразовательные, специальные предметы и проводятся практические занятия. Профессиональную практику учащиеся проходят на предприятиях, которые получают от государства финансовую поддержку за обучение молодежи[ Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика и организация управления вузом. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. В.В. Глухова. СПб.: Изд-во «Лань», 2001.- 544 с.].

В Австрии, Германии и Швейцарии главное внимание уделяется профессиональному обучению, которое охватывает до трех четвертей молодежи. Учащиеся в этих странах 3-4 дня в неделю проходят обучение на предприятиях, а 2-3 дня - в учебных центрах, изучая технологию, математику и другие предметы, а также иностранные языки. В Финляндии принят Закон "О профессиональной подготовке и профессиональном обучении взрослых" (1998 г.), в Нидерландах - Закон "О профессиональном образовании и обучении взрослых" (1996 г.) и Закон "О дальнейшем развитии профессионального образования" (2002 г.), которыми регламентированы роль, ответственность и заинтересованность работодателей в организации профессионального образования и подготовке квалифицированных кадров.

Западные системы профессионального образования и обучения в настоящее время в большей мере ориентированы на компетенции, на освоение конкретных программ профессионального обучения.

Учебные заведения технического и профессионального образования (как правило, технические лицеи и колледжи) во всех странах Европы, Америки и Юго-Восточной Азии повсеместно решают масштабные задачи подготовки специалистов для экономики и социальной сферы. И в структуре занятого населения европейских стран эти специалисты составляют до 60 %. Как видно, выпускники колледжей не только вливаются в ряды студентов вузов, как зачастую представляют это у нас, но и целенаправленно пополняют армию специалистов среднего звена, технического и обслуживающего труда реального сектора экономики.

Характерной чертой национальных систем профессионального образования развитых стран является то, что в организацию процесса профессионального обучения, кроме государства, активно привлекаются работодатели и другие социальные партнеры. Это, в свою очередь, оказывает влияние на определение содержания профессиональных образовательных программ, порядок разработки правовых и нормативных документов, на механизм реализации образовательных стандартов профессионального обучения на практике и своевременное оснащение учебных заведений, занимающихся организацией профессионального обучения и подготовкой кадров, новым оборудованием и техникой.

В настоящее время в странах Центральной и Восточной Европы принимаются меры, направленные на обеспечение гибкости системы профессионального образования и повышение ее значимости в активной профессиональной жизни человека. Они включают, с одной стороны, разработку и принятие законодательных и нормативных документов, с другой - формирование механизмов оценки качества профессиональной подготовленности и сертификации, которые позволяют централизованно регулировать системы профессионального образования. Соответствующие законы были приняты, в частности, в Венгрии (1993, 2000 гг.), Эстонии (1993,1995 и 1998 гг.), Словении (1996 г.), Литве (1997г.), Польше (1994г.), Болгарии (1999 г.) и т.д. Разработка законодательства и нормативной правовой базы в этой области в указанных странах продолжается.

В них формируются институциональные механизмы, регулирующие системы технического и профессионального образования. В 1993 г. в Венгрии были созданы Национальный регистр профессиональных квалификаций, который служит основой для группировки специальностей и рационализации учебных программ, и Национальный центр оценки и сертификации. В Словении с 1995 г. работает Национальный центр по профобразованию, в Болгарии с 1999 г. Национальное агентство по вопросам квалификации, оценки и сертификации, контроля качества обучения. В 1999 г. в Румынии был создан Национальный центр по развитию профессионального образования, в Эстонии - Национальный совет по профессиональному образованию взрослых, в Литве - Национальный совет по развитию профессионального образования.

В этих странах профессиональное образование и обучение не коммерциализуется как зачастую нам пытаются объяснять, а разрабатываются механизмы стимулирования работодателей, вкладывающих финансовые средства в его развитие. Приоритетное внимание уделяется повышению социальной значимости учебных заведений технического и профессионального образования, равно как и удовлетворению культурно-образовательных потребностей личности. Что же касается программ профессионального образования, то они направлены на обеспечение мобильности и готовности выпускников оперативно приспосабливаться к меняющимся условиям рынка труда.

Мировой опыт ТиПО: имеется национальная квалификационная система, отраслевая система сертификации, обновляемость квалификационных требований, активное социальное партнерство

Внедрение в ТиПО Казахстана: начата работа по обновлению квалификационных требований, разработке профессиональных стандартов, созданию национальной квалификационной системы. Созданы Национальный совет по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров при Правительстве Республики Казахстан, отраслевые советы в 14 регионах республики региональные советы, подписан Меморандум между Министерствами образования и науки, энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан и Объединением юридических лиц «Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен» о создании Фонда поддержки технического и профессионального образования, внедряется система оценки качества ТиПО с участием работодателей, рассматривается вопрос ведения отраслевой системы сертификации квалификаций выпускников

Мировой опыт ТиПО: бесплатность ТиПО, приоритетное финансирование ТиПО, т.к. затраты дают значительно большой социальный и экономический эффект по сравнению с другими уровнями образования.

Внедрение в ТиПО Казахстана: Ежегодно увеличивается госзаказ на подготовку кадров (в 2011 году увеличен на 19,6%), разработаны нормативы затрат на одного обучающегося, планируется введение подушевого финансирования, внесены предложения по пересмотру системы оплаты труда преподавателей и мастеров производственного обучения.

Мировой опыт ТиПО: превалирование в системе профессионального образования подготовки специалистов технического и обслуживающего труда, государственное лоббирование ТиПО, высокий статус и престиж ТиПО

Внедрение в ТиПО Казахстана: пропаганда и создание позитивного образа специалиста технического и обслуживающего труда, проведены конкурсы профмастерства среди обучающихся учебных заведений ТиПО.

Внедрение мирового опыта

Мировой опыт ТиПО: Законодательно утвержденные механизмы стимулирования работодателей в постоянном вложении средств в развитие ТиПО

Внедрение в ТиПО Казахстана: Подготовлен проект Концепции проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ТиПО», внесены предложения к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об образовании»

Мировой опыт ТиПО: Соответствие квалификаций требованиям рынка труда за счет создания современной матбазы учебных заведений, преобладания практических занятий на производстве, гибкости, модульности программ, присвоения нескольких квалификаций

Внедрение в ТиПО Казахстана: материально-техническая база> учебных заведений ТиПО обновлена и переоснащена современным оборудованием на 31%, с участием работодателей и международных экспертов разработаны ГОСО по 72 специальностям ТиПО, интегрированные образовательные программы по 65 специальностям ТиПО, типовые учебные программы по 720 специальностям ТиПО.

На сегодняшний день европейские работодатели заинтересованы в высококвалифицированных инженерах, специалистах в области машиностроения и программирования, инженерно-педагогических кадрах для учебных заведений технического и профессионального образования. Это те дефицитные отрасли востребованные на европейском рынке труда.

Одной из главных причин того, что во многих странах не только активно обсуждается проблема приватизации образовательных учреждений, но и происходит процесс коммерциализации, являются серьёзные недостатки государственной системы образования, лучшее знание деловым сообществом потребностей рынка в специалистах определённого профиля.

ЮНЕСКО заявляет, что и государственный, и частный сектор могут внести свой ценный вклад в этот процесс и что посредством соединения усилий и развития партнёрских отношений они сумеют повысить общую эффективность системы образования, но при условии, что ответственность за образование должна быть возложена на государственные органы, поскольку только они стоят на страже общих интересов.

Экспертами ЮНЕСКО осуществлён значительный вклад по формулированию терминов и понятий, употребляемых в образовательном процессе. В этом контексте можно назвать доклад Эдгара Фора «Учиться быть» (1972 г.) и формирование концепции «непрерывного образования».

Ценным является также опыт стран с открытой экономикой которые в целях признания одной страной аттестатов, дипломов об образовании субъектами другой страны, как фактора способствующего мобильности трудовых ресурсов. В этом плане интересен опыт стран Болонского соглашения.

Болонский процесс -- процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Во многих отношениях, Болонский процесс стал революционным в области европейского высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Затем четыре из министров образования, участвовавших в праздновании 800-летия парижского университета Сорбонна в 1998 году, сошлись мнениями о том, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998). Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) было оформлено через год в Болонье, представителями 29 стран (Болонская декларация, 1999). В настоящее время очевидно, что это было уникальное соглашение, так как сегодня процесс включает в себя 47 стран-участниц, из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда было подписано Болонское соглашение[ Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. -- Москва: Оргсервис-2000, 2006.]. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации[ Казахстан присоединился к Болонской декларации. - 2010. - 12 марта. http://vesti.kz/foundation/43448/]. Казахстан -- первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства