logo
Анализ последствий государственного регулирования агропродовольственного рынка в России на примере рынка зерна

Введение

В настоящее время регулирование агропродовольственного рынка является фундаментальным элементом государственной экономической политики России. Многолетняя дискуссия о целесообразности поддержки агропромышленной сферы утратила смысл после внедрения национального проекта «Развитие АПК», четко систематизирующего механизм поэтапного государственного регулирования агропродовольственного комплекса. Спустя несколько лет приоритетный проект трансформировался в четырехлетнюю государственную программу развития сельского хозяйства, которая получила свое логическое продолжение - государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [3].

В данном, актуальном на сегодняшний день, документе вновь подчеркивается целесообразность государственного вмешательства в механизм агропродовольственного рынка с целью усиления конкурентоспособности отечественной агропродукции и повышения доходности российских сельхозпроизводителей. Тем самым на государственном уровне утвердилась позиция необходимости государственного вмешательства в сельскохозяйственное производство, так как рыночная система в полной мере не способна решать все проблемы социально-экономического развития.

Приоритетными направлениями государственного регулирования агропродовольственного рынка, в соответствии с программой, являются: увеличение доли российской агропродукции на внутреннем рынке, балансировка сезонных колебаний цен на сельхозпродукцию, а также формирование условий для повышения объемов экспорта и развития товаропроводящей инфраструктуры на отечественном рынке [6].

Эффективное развитие агропродовольственного рынка страны является одной из первостепенных задач любого государства, так как продовольственная безопасность - это основа благосостояния любого общества [13]. Развитие его характеризуется ростом степени глобализации хозяйственных отношений субъектов и усложнением интеграционных связей между ними, что обуславливает необходимость научного обоснования с теоретической точки зрения как категории рынка, так и продовольственных товаров.

Вопросы государственного регулирования агропродовольственного рынка активно изучались отечественными учеными: А.Н. Алексеевым, Г.В. Беспахотным, А.Ю. Грёнлунд, Ю.А. Романовой, А.Ф. Серковым, А.А. Шутьковым и др. Однако, несмотря на многочисленные труды по данному вопросу, недостаточно проработанными остаются ряд аспектов функционирования агропродовольственного рынка в современных условиях хозяйствования, в частности в условиях действия европейского продовольственного эмбарго и вынужденных ответных санкций со стороны РФ.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.

Цель исследования - изучение современного состояния государственного регулирования агропродовольственного рынка России.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

-определение методовгосударственного регулирования продовольственных рынков;

- анализ особенностей функционирования продовольственных рынков в условиях рыночной экономики;

- обоснование необходимости государственного регулирования;

- анализ особенностей государственного регулирования на примере рынка зерна России.

Объектом исследования являются агропродовольственные рынки, в том числе рынок зерна.

Предмет исследования -регулирование рынка зерна и его последствия.

В представленном исследовании применялись следующие методы: табличный при изучении типов агропродовольственного рынка, систем социально-экономических показателей, характеризующих состояние продовольственного рынка, сфер функционирования его субъектов, систематизации проблемных аспектов и потенциальных возможностей развития агропродовольственного сектора экономики Российской Федерации (АПС РФ) от введения продовольственного эмбарго; графический и математический при изучении структуры производства зерна по видам культур, обеспеченности сельхозтехникой производителей сельскохозяйственной продукции, а также динамики поддержки сельского хозяйства за период с 2013 по 2020 гг.