3) провести анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота ТД "Курасовщина", анализ качества торгового обслуживания покупателей;
4) провести сравнительный анализ розничного товарооборота ТД "Курасовщина";
5) выявить и обобщить возможности и прогнозные резервы роста розничного товарооборота, улучшения его структуры, повышения качества обслуживания покупателей;
6) провести множественный корреляционно-регрессионный и прогнозный анализ товарооборота ТД "Курасовщина" и разработать на его основе обоснованные стратегические и тактические управленческие решения, разработать рекомендации по использованию в анализе розничного товарооборота современной техники и информационных технологий.
Объектом исследования является ТД "Курасовщина".
Предмет исследования - комплекс вопросов оценки, анализа и прогнозирования товарооборота розничной торговой организации.
В процессе анализа были использованы экономико-статистические методы анализа: табличный, графический, аналогов, сравнений и др.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТД "КУРАСОВЩИНА"
ТД "Курасовщина" создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью", правовыми актами о приватизации и разгосударствлении государственной собственности, зарегистрировано решением Мингорисполкома от 24 марта 1994 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100680622.
Местонахождение ТД "Курасовщина":
г. Минск, ул. Ландера, д. 22.
ТД "Курасовщина" является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать валютный и другие счета в банках.
Целью создания ТД "Курасовщина" является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.
Основным предметом деятельности является:
- осуществление розничной торговли продовольственными и непродовольственные товарами;
- организация оптовой торговли, посреднической и коммерческой деятельности;
- организация прямых связей с предприятиями-поставщиками продукции;
- участие в проведении выставок, аукционов и других мероприятий.
Уставный фонд ТД "Курасовщина" сформирован в размере 20 млн. руб. (50 % - имуществом, 50 % - денежными средствами). Имущество магазина составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Имущество не подлежит изъятию иначе как по решению суда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Источниками формирования имущества предприятия являются: денежные и материальные взносы; доходы от предпринимательской деятельности; доходы, полученные от унитарных предприятий, участия в хозяйственных обществах и товариществах; иные источники, не запрещенные законодательством.
По месту нахождения предприятия ведется полная документация, в том числе:
- учредительные документы, а также нормативные документы, регулирующие и регламентирующие порядок работы предприятия;
- документы бухгалтерского учета;
- протоколы заседаний правления, ревизионной комиссии, собраний учредителей и др.
В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т. п.; в составе продавцов выделяют специальность - продавец продовольственных товаров. Работники основных должностей, профессий и специальностей в зависимости от уровня знаний, умения и трудовых навыков подразделены на ряд квалификационных категорий (продавцы и кассиры - на 3; специалисты - на 4; грузчики - на 6).
ТД "Курасовщина" находится на ул. Ландера, вдоль кольцевой дороги, в спальном районе, в котором проживают люди со средним уровнем достатка и ниже среднего.
По типизации товарного профиля ТД "Курасовщина" - универсальный, по капитальности - капитальное, по размеру торговой площади - крупное (1000 м2), по типизации форм продажи - магазин самообслуживания (включает также мелкорозничную торговую сеть, некоторые товарные группы реализуются через прилавок), по типу товарного профиля - реализующий товары первой необходимости, частого спроса, размещенный в жилой зоне.
Магазин по степени специализации - универсальный, имеющий широкий ассортимент товаров. По виду розничной торговой сети - стационарный, который включает в себя мелкорозничную торговую сеть. Мелкорозничная торговля организует торговлю товарами частого спроса (мороженое, соки, напитки, квас, пиво, табачные изделия и др.). Ее роль особенно повышается в летнее время и в период проведения массовых мероприятий.
Магазин работает ежедневно с 800 до 2300, без выходных и без перерыва на обед. Основной формой обслуживания в магазине является самообслуживание (70 %), что приводит к уменьшению затрат живого труда, увеличению пропускной способности магазина, росту товарооборота. Применятся и традиционная форма продажи товаров через прилавок (мелкорозничная торговая сеть, непродовольственный отдел). Магазин сдает в аренду помещения под обмен валюты, продажу книг, газет, цветов, оптики. Организована парковка автомобилей.
Одним из основных показателей, характеризующих деятельность торговой организации, является товарооборот. Вся торгово-хозяйственная деятельность ТД "Курасовщина" анализируется через финансово-экономические показатели (приложение). Основные финансовые показатели хозяйственной деятельности ТД "Курасовщина" за 2007-2008 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ТД "Курасовщина" за 2007-2008 гг.
Показатели |
Ед. изм. |
2007 г. |
2008 г. |
Отклонение (+,-) |
Темп роста, % |
|
Товарооборот (за вычетом налогов) |
||||||
- в действующих ценах |
млн. руб. |
25133 |
27553 |
+2420 |
109,6 |
|
- в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
25133 |
24001 |
-1132 |
95,5 |
|
Доход от реализации |
||||||
- сумма |
млн. руб. |
5008 |
5884 |
+876 |
117,5 |
|
- в % к обороту |
% |
19,93 |
21,36 |
+1,43 |
- |
|
Расходы на реализацию |
||||||
- сумма |
млн. руб. |
4212 |
4963 |
+751 |
117,8 |
|
- в % к обороту |
% |
16,76 |
18,01 |
+1,25 |
- |
|
Прибыль от реализации товаров |
||||||
- сумма |
млн. руб. |
796 |
921 |
+125 |
115,7 |
|
- в % к обороту |
% |
3,17 |
3,34 |
+0,17 |
- |
|
Прибыль от операционных доходов и расходов |
млн. руб. |
35 |
41 |
+6 |
117,1 |
|
Прибыль от внереализационных доходов и расходов |
млн. руб. |
29 |
21 |
-8 |
72,4 |
|
Прибыль |
||||||
- сумма |
млн. руб. |
860 |
983 |
+123 |
114,3 |
|
- в % к обороту |
% |
3,42 |
3,57 |
+0,15 |
- |
|
Налог на прибыль |
млн. руб. |
206 |
236 |
+30 |
114,6 |
|
Прочие налоги, сборы из прибыли |
млн. руб. |
108 |
120 |
+12 |
111,1 |
|
Прочие расходы и платежи из прибыли |
млн. руб. |
- |
- |
- |
- |
|
Чистая прибыль |
||||||
- сумма |
млн. руб. |
546 |
627 |
+81 |
114,8 |
|
- в % к обороту |
% |
2,17 |
2,28 |
+0,11 |
- |
|
Торговая площадь |
м2 |
1000 |
1000 |
- |
100,0 |
|
Товарооборот на 1 м2 торговой площади |
||||||
- в действующих ценах |
млн. руб. |
25,133 |
27,553 |
+2,42 |
109,6 |
|
- в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
25,133 |
24,001 |
-1,132 |
95,5 |
|
Среднесписочная численность работников |
чел. |
335 |
330 |
-5 |
98,5 |
|
Средняя выработка на одного работника |
||||||
- в действующих ценах |
млн. руб. |
75,02 |
83,49 |
+8,47 |
111,3 |
|
- в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
75,02 |
72,73 |
-2,29 |
96,9 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Товарооборот ТД "Курасовщина" за 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличился на 2420 млн. руб. или на 9,6 % в действующих ценах и снизился на 1132 млн. руб. или на 4,5 % в сопоставимых ценах. Доход от реализации ТД "Курасовщина" увеличился за 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 876 млн. руб. или 17,5 %. Уровень дохода от реализации вырос на 1,43 % к обороту. В динамике на сумму дохода от реализации положительно повлияли увеличение объема товарооборота.
Расходы на реализацию ТД "Курасовщина" увеличились на 751 млн. руб. или на 17,8 %. Темп прироста товарооборота составил 9,6 %, а сумма расходов на реализацию продукции выросла на 17,8 %, что и обусловило увеличение их уровня на 1,25 % к обороту. Темп роста расходов на реализацию продукции составил 8,05 % (+1,35 / 16,76 ? 100). Такая ситуация свидетельствует об ухудшении эффективности использования текущих затрат за счет перерасхода расходов на реализацию продукции. В результате увеличения уровня расходов на реализацию продукции сумма относительного перерасхода составила 371,97 млн. руб. (+1,35 ? 27553 / 100).
Прибыль от реализации товаров ТД "Курасовщина" за 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 125 млн. руб. или на 15,7 %. Уровень прибыли от реализации продукции к товарообороту вырос на 0,17 %. Прибыль от операционных доходов и расходов выросла на 6 млн. руб., прибыль от внереализационных доходов и расходов снизилась на 8 млн. руб. По сравнению с 2007 г. общая сумма прибыли ТД "Курасовщина" за 2008 г. выросла на 123 млн. руб. или на 14,3 %. Увеличение прибыли обусловлено тем, что расходы на реализацию росли более медленными темпами, чем товарооборот и доходы от реализации. Чистая прибыль ТД "Курасовщина", увеличилась на 81 млн. руб. или на 14,8 %.
Торговая площадь ТД "Курасовщина" не изменилась и составила 1000 м2, товарооборот на 1 м 2 торговой площади увеличился на 2,42 млн. руб. в действующих ценах и снизился на 1,132 млн. руб. в сопоставимых ценах.
ТД "Курасовщина" успешно выполнил план по укомплектованию численности работников и производительности их труда, что положительно сказалось на развитии товарооборота. Среднесписочная численность работников ТД "Курасовщина" по сравнению с 2007 г. снизилась на 5 чел. В связи с тем, что темп роста товарооборота превысил темп изменения численности работников, товарооборот на одного работника увеличился на 8,47 млн. руб. в действующих ценах и снизился на 2,29 млн. руб. в сопоставимых ценах.
2. ЗНАЧЕНИЕ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕЗЕРВЫ РОСТА РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Розничная продажа представляет собой акт обмена денег на товар и услуги. Согласно утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 2 июля 2002 года №59 "Инструкции по учету розничного товарооборота, товарных запасов в торговле", розничным товарооборотом является продажа потребительских товаров населению, юридическим лицам, их обособленным подразделениям. Продажа товаров осуществляется за наличный расчет; по безналичному расчету; посредством кредитных карточек [15].
Розничный товарооборот - количественный показатель, характеризующий объем продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Продукты, произведенные для реализации, и денежные доходы служат основой розничного товарооборота.
С точки зрения системного подхода, розничный товарооборот необходимо рассматривать в трех аспектах:
1) как систему отношений общественного воспроизводства;
2) как систему отношений обмена денежных доходов населения на товары народного потребления;
3) как систему обратной связи с производством.
Согласно определению, данному Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, розничным товарооборотом действующих организаций розничной торговли и общественного питания, независимо от форм собственности и вида хозяйственной деятельности, является продажа потребительских товаров населению.
Розничный товарооборот делится на товарооборот розничной торговли и товарооборот общественного питания. Товарооборот - количественный показатель, характеризующий объем продаж. Розничный товарооборот представляет собой заключительную стадию движения потребительских товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы [3, с. 25].
Исходя из вышеизложенного, основные задачи анализа розничного товарооборота могут быть сведены к следующим:
1) проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности; определение тенденций экономического и социального развития организаций розничной торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;
2) изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности организации;
3) выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, дефективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;
4) разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия [5, с. 7].
В процессе анализа розничного товарооборота используют данные планов, бизнес-планов организации, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража. При машинной обработке экономической информации используют данные машинограмм, или информация непосредственно считывается с дисплеев и других технических средств.
Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг "Отчет о товарообороте и запасах товаров" (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) "Отчет о продаже и запасах товаров" (срочная, месячная), форма № 3-торг "Отчет по розничной торговле" (полугодовая и годовая). В "Отчете о товарообороте и запасах товаров" содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет проанализировать динамику развития розничного товарооборота. В "Отчете о товарообороте и запасах товаров" раздельно показывается розничный товарооборот торговой сети и предприятий общественного питания. В нем также выделяются розничная реализация продукции собственного производства, продажа продовольственных товаров, в том числе алкогольных напитков.
Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности: нормативные, справочные и инструктивные материалы государственных органов управления, вышестоящей организации, утвержденные нормы, нормативы, тарифы, ставки, цены и т.п. Широко используются при проведении анализа электронные источники информации (электронные базы данных, справочники на электронных носителях, Интернет) [5, с. 9].
Классификация розничного товарооборота по различным признакам представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Признаки классификации розничного товарооборота
Примечание. Источник: [8, с. 46]
Розничный товарооборот является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли. Максимизация прибыли - основная цель деятельности любой торговой организации. Ее достижение невозможно без определения оптимального объема товарооборота, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли [5, с 11].
Розничный товарооборот измеряется:
1) стоимостными и натуральными показателями;
2) показателями его изменения (прироста, снижения);
3) показателями объема продаж на душу населения.
Структура розничного товарооборота отражает соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами, ассортиментный состав продаж, показателями товарных запасов и поступления (закупки) товаров.
Показатели реализации, товарных запасов и поступления балансово взаимосвязаны, что отражается формулами:
,(1)
Отсюда
,(2)
,(3)
Отсюда
,(4)
где - товарные запасы соответственно на начало и конец периода;
- поступление (закупка) товаров;
- прочие выбытия;
- естественная убыль;
- реализация товаров.
Товарные запасы, находящиеся в розничной торговой сети и на складах оптовых баз, необходимы для обеспечения ритмичной работы торговых объектов, широкого ассортимента товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей. Товарооборачиваемость является одним из важнейших показателей в торговле, поскольку ее ускорение является одним из способов повышения конкурентоспособности товара и организации. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации и скорость оборота товаров. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. При этом необходимо отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства.
Анализ розничного товарооборота осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли. Оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной торговли.
Анализ розничного товарооборота проводится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:
1) изучается объем розничного товарооборота по сравнению с планом и в динамике;
2) исследуется структура розничного товарооборота в целом по торговой организации и в разрезе отдельных подразделений, по ассортименту, методам продажи;
3) изучается взаимосвязь показателей с помощью индексного метода (строится индексная цепочка);
4) выполняется факторный анализ;
5) выявляются резервы роста объемов деятельности с целью улучшения обслуживания покупателей и максимизации прибыли;
6) определяются возможности учета неиспользованных резервов при планировании объема розничного товарооборота на будущий период [5, с. 9].
Кроме того, проводится анализ товарных запасов и товарооборачиваемости, товарного обеспечения розничного товарооборота и поступления товаров, балансовая увязка показателей розничного товарооборота.
Завершается анализ разработкой рекомендаций по совершенствованию товароснабжения розничной торговой организации и повышению эффективности использования товарных ресурсов в будущих периодах.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТД "КУРАСОВЩИНА"
- 3) провести анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота ТД "Курасовщина", анализ качества торгового обслуживания покупателей;
- 3. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА И ДИНАМИКИ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ТД "КУРАСОВЩИНА". АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ
- 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ТД "КУРАСОВЩИНА"
- 5. ВЫЯВЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРОГНОЗНЫХ РЕЗЕРВОВ РОСТА РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА, УЛУЧШЕНИЯ ЕГО СТРУКТУРЫ, ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ
- 6. ПРОВЕДЕНИЕ МНОЖЕСТВЕННОГО КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННОГО И ПРОГНОЗНОГО АНАЛИЗА ТОВАРООБОРОТА ТД "КУРАСОВЩИНА" И РАЗРАБОТКА НА ЕГО ОСНОВЕ ОБОСНОВАННЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ И ТАКТИЧЕСКИХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В АНАЛИЗЕ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ