logo
Планирование товарооборота торгового дома "Курасовщина"

3) провести анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота ТД "Курасовщина", анализ качества торгового обслуживания покупателей;

4) провести сравнительный анализ розничного товарооборота ТД "Курасовщина";

5) выявить и обобщить возможности и прогнозные резервы роста розничного товарооборота, улучшения его структуры, повышения качества обслуживания покупателей;

6) провести множественный корреляционно-регрессионный и прогнозный анализ товарооборота ТД "Курасовщина" и разработать на его основе обоснованные стратегические и тактические управленческие решения, разработать рекомендации по использованию в анализе розничного товарооборота современной техники и информационных технологий.

Объектом исследования является ТД "Курасовщина".

Предмет исследования - комплекс вопросов оценки, анализа и прогнозирования товарооборота розничной торговой организации.

В процессе анализа были использованы экономико-статистические методы анализа: табличный, графический, аналогов, сравнений и др.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТД "КУРАСОВЩИНА"

ТД "Курасовщина" создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью", правовыми актами о приватизации и разгосударствлении государственной собственности, зарегистрировано решением Мингорисполкома от 24 марта 1994 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100680622.

Местонахождение ТД "Курасовщина":

г. Минск, ул. Ландера, д. 22.

ТД "Курасовщина" является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать валютный и другие счета в банках.

Целью создания ТД "Курасовщина" является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Основным предметом деятельности является:

- осуществление розничной торговли продовольственными и непродовольственные товарами;

- организация оптовой торговли, посреднической и коммерческой деятельности;

- организация прямых связей с предприятиями-поставщиками продукции;

- участие в проведении выставок, аукционов и других мероприятий.

Уставный фонд ТД "Курасовщина" сформирован в размере 20 млн. руб. (50 % - имуществом, 50 % - денежными средствами). Имущество магазина составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Имущество не подлежит изъятию иначе как по решению суда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Источниками формирования имущества предприятия являются: денежные и материальные взносы; доходы от предпринимательской деятельности; доходы, полученные от унитарных предприятий, участия в хозяйственных обществах и товариществах; иные источники, не запрещенные законодательством.

По месту нахождения предприятия ведется полная документация, в том числе:

- учредительные документы, а также нормативные документы, регулирующие и регламентирующие порядок работы предприятия;

- документы бухгалтерского учета;

- протоколы заседаний правления, ревизионной комиссии, собраний учредителей и др.

В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т. п.; в составе продавцов выделяют специальность - продавец продовольственных товаров. Работники основных должностей, профессий и специальностей в зависимости от уровня знаний, умения и трудовых навыков подразделены на ряд квалификационных категорий (продавцы и кассиры - на 3; специалисты - на 4; грузчики - на 6).

ТД "Курасовщина" находится на ул. Ландера, вдоль кольцевой дороги, в спальном районе, в котором проживают люди со средним уровнем достатка и ниже среднего.

По типизации товарного профиля ТД "Курасовщина" - универсальный, по капитальности - капитальное, по размеру торговой площади - крупное (1000 м2), по типизации форм продажи - магазин самообслуживания (включает также мелкорозничную торговую сеть, некоторые товарные группы реализуются через прилавок), по типу товарного профиля - реализующий товары первой необходимости, частого спроса, размещенный в жилой зоне.

Магазин по степени специализации - универсальный, имеющий широкий ассортимент товаров. По виду розничной торговой сети - стационарный, который включает в себя мелкорозничную торговую сеть. Мелкорозничная торговля организует торговлю товарами частого спроса (мороженое, соки, напитки, квас, пиво, табачные изделия и др.). Ее роль особенно повышается в летнее время и в период проведения массовых мероприятий.

Магазин работает ежедневно с 800 до 2300, без выходных и без перерыва на обед. Основной формой обслуживания в магазине является самообслуживание (70 %), что приводит к уменьшению затрат живого труда, увеличению пропускной способности магазина, росту товарооборота. Применятся и традиционная форма продажи товаров через прилавок (мелкорозничная торговая сеть, непродовольственный отдел). Магазин сдает в аренду помещения под обмен валюты, продажу книг, газет, цветов, оптики. Организована парковка автомобилей.

Одним из основных показателей, характеризующих деятельность торговой организации, является товарооборот. Вся торгово-хозяйственная деятельность ТД "Курасовщина" анализируется через финансово-экономические показатели (приложение). Основные финансовые показатели хозяйственной деятельности ТД "Курасовщина" за 2007-2008 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ТД "Курасовщина" за 2007-2008 гг.

Показатели

Ед. изм.

2007 г.

2008 г.

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

Товарооборот (за вычетом налогов)

- в действующих ценах

млн. руб.

25133

27553

+2420

109,6

- в сопоставимых ценах

млн. руб.

25133

24001

-1132

95,5

Доход от реализации

- сумма

млн. руб.

5008

5884

+876

117,5

- в % к обороту

%

19,93

21,36

+1,43

-

Расходы на реализацию

- сумма

млн. руб.

4212

4963

+751

117,8

- в % к обороту

%

16,76

18,01

+1,25

-

Прибыль от реализации товаров

- сумма

млн. руб.

796

921

+125

115,7

- в % к обороту

%

3,17

3,34

+0,17

-

Прибыль от операционных доходов и расходов

млн. руб.

35

41

+6

117,1

Прибыль от внереализационных доходов и расходов

млн. руб.

29

21

-8

72,4

Прибыль

- сумма

млн. руб.

860

983

+123

114,3

- в % к обороту

%

3,42

3,57

+0,15

-

Налог на прибыль

млн. руб.

206

236

+30

114,6

Прочие налоги, сборы из прибыли

млн. руб.

108

120

+12

111,1

Прочие расходы и платежи из прибыли

млн. руб.

-

-

-

-

Чистая прибыль

- сумма

млн. руб.

546

627

+81

114,8

- в % к обороту

%

2,17

2,28

+0,11

-

Торговая площадь

м2

1000

1000

-

100,0

Товарооборот на 1 м2 торговой площади

- в действующих ценах

млн. руб.

25,133

27,553

+2,42

109,6

- в сопоставимых ценах

млн. руб.

25,133

24,001

-1,132

95,5

Среднесписочная численность работников

чел.

335

330

-5

98,5

Средняя выработка на одного работника

- в действующих ценах

млн. руб.

75,02

83,49

+8,47

111,3

- в сопоставимых ценах

млн. руб.

75,02

72,73

-2,29

96,9

Примечание. Источник: собственная разработка

Товарооборот ТД "Курасовщина" за 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличился на 2420 млн. руб. или на 9,6 % в действующих ценах и снизился на 1132 млн. руб. или на 4,5 % в сопоставимых ценах. Доход от реализации ТД "Курасовщина" увеличился за 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 876 млн. руб. или 17,5 %. Уровень дохода от реализации вырос на 1,43 % к обороту. В динамике на сумму дохода от реализации положительно повлияли увеличение объема товарооборота.

Расходы на реализацию ТД "Курасовщина" увеличились на 751 млн. руб. или на 17,8 %. Темп прироста товарооборота составил 9,6 %, а сумма расходов на реализацию продукции выросла на 17,8 %, что и обусловило увеличение их уровня на 1,25 % к обороту. Темп роста расходов на реализацию продукции составил 8,05 % (+1,35 / 16,76 ? 100). Такая ситуация свидетельствует об ухудшении эффективности использования текущих затрат за счет перерасхода расходов на реализацию продукции. В результате увеличения уровня расходов на реализацию продукции сумма относительного перерасхода составила 371,97 млн. руб. (+1,35 ? 27553 / 100).

Прибыль от реализации товаров ТД "Курасовщина" за 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 125 млн. руб. или на 15,7 %. Уровень прибыли от реализации продукции к товарообороту вырос на 0,17 %. Прибыль от операционных доходов и расходов выросла на 6 млн. руб., прибыль от внереализационных доходов и расходов снизилась на 8 млн. руб. По сравнению с 2007 г. общая сумма прибыли ТД "Курасовщина" за 2008 г. выросла на 123 млн. руб. или на 14,3 %. Увеличение прибыли обусловлено тем, что расходы на реализацию росли более медленными темпами, чем товарооборот и доходы от реализации. Чистая прибыль ТД "Курасовщина", увеличилась на 81 млн. руб. или на 14,8 %.

Торговая площадь ТД "Курасовщина" не изменилась и составила 1000 м2, товарооборот на 1 м 2 торговой площади увеличился на 2,42 млн. руб. в действующих ценах и снизился на 1,132 млн. руб. в сопоставимых ценах.

ТД "Курасовщина" успешно выполнил план по укомплектованию численности работников и производительности их труда, что положительно сказалось на развитии товарооборота. Среднесписочная численность работников ТД "Курасовщина" по сравнению с 2007 г. снизилась на 5 чел. В связи с тем, что темп роста товарооборота превысил темп изменения численности работников, товарооборот на одного работника увеличился на 8,47 млн. руб. в действующих ценах и снизился на 2,29 млн. руб. в сопоставимых ценах.

2. ЗНАЧЕНИЕ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕЗЕРВЫ РОСТА РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Розничная продажа представляет собой акт обмена денег на товар и услуги. Согласно утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 2 июля 2002 года №59 "Инструкции по учету розничного товарооборота, товарных запасов в торговле", розничным товарооборотом является продажа потребительских товаров населению, юридическим лицам, их обособленным подразделениям. Продажа товаров осуществляется за наличный расчет; по безналичному расчету; посредством кредитных карточек [15].

Розничный товарооборот - количественный показатель, характеризующий объем продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Продукты, произведенные для реализации, и денежные доходы служат основой розничного товарооборота.

С точки зрения системного подхода, розничный товарооборот необходимо рассматривать в трех аспектах:

1) как систему отношений общественного воспроизводства;

2) как систему отношений обмена денежных доходов населения на товары народного потребления;

3) как систему обратной связи с производством.

Согласно определению, данному Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, розничным товарооборотом действующих организаций розничной торговли и общественного питания, независимо от форм собственности и вида хозяйственной деятельности, является продажа потребительских товаров населению.

Розничный товарооборот делится на товарооборот розничной торговли и товарооборот общественного питания. Товарооборот - количественный показатель, характеризующий объем продаж. Розничный товарооборот представляет собой заключительную стадию движения потребительских товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы [3, с. 25].

Исходя из вышеизложенного, основные задачи анализа розничного товарооборота могут быть сведены к следующим:

1) проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности; определение тенденций экономического и социального развития организаций розничной торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;

2) изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности организации;

3) выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, дефективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;

4) разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия [5, с. 7].

В процессе анализа розничного товарооборота используют данные планов, бизнес-планов организации, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража. При машинной обработке экономической информации используют данные машинограмм, или информация непосредственно считывается с дисплеев и других технических средств.

Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг "Отчет о товарообороте и запасах товаров" (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) "Отчет о продаже и запасах товаров" (срочная, месячная), форма № 3-торг "Отчет по розничной торговле" (полугодовая и годовая). В "Отчете о товарообороте и запасах товаров" содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет проанализировать динамику развития розничного товарооборота. В "Отчете о товарообороте и запасах товаров" раздельно показывается розничный товарооборот торговой сети и предприятий общественного питания. В нем также выделяются розничная реализация продукции собственного производства, продажа продовольственных товаров, в том числе алкогольных напитков.

Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности: нормативные, справочные и инструктивные материалы государственных органов управления, вышестоящей организации, утвержденные нормы, нормативы, тарифы, ставки, цены и т.п. Широко используются при проведении анализа электронные источники информации (электронные базы данных, справочники на электронных носителях, Интернет) [5, с. 9].

Классификация розничного товарооборота по различным признакам представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Признаки классификации розничного товарооборота

Примечание. Источник: [8, с. 46]

Розничный товарооборот является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли. Максимизация прибыли - основная цель деятельности любой торговой организации. Ее достижение невозможно без определения оптимального объема товарооборота, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли [5, с 11].

Розничный товарооборот измеряется:

1) стоимостными и натуральными показателями;

2) показателями его изменения (прироста, снижения);

3) показателями объема продаж на душу населения.

Структура розничного товарооборота отражает соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами, ассортиментный состав продаж, показателями товарных запасов и поступления (закупки) товаров.

Показатели реализации, товарных запасов и поступления балансово взаимосвязаны, что отражается формулами:

,(1)

Отсюда

,(2)

,(3)

Отсюда

,(4)

где - товарные запасы соответственно на начало и конец периода;

- поступление (закупка) товаров;

- прочие выбытия;

- естественная убыль;

- реализация товаров.

Товарные запасы, находящиеся в розничной торговой сети и на складах оптовых баз, необходимы для обеспечения ритмичной работы торговых объектов, широкого ассортимента товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей. Товарооборачиваемость является одним из важнейших показателей в торговле, поскольку ее ускорение является одним из способов повышения конкурентоспособности товара и организации. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации и скорость оборота товаров. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. При этом необходимо отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства.

Анализ розничного товарооборота осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли. Оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной торговли.

Анализ розничного товарооборота проводится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:

1) изучается объем розничного товарооборота по сравнению с планом и в динамике;

2) исследуется структура розничного товарооборота в целом по торговой организации и в разрезе отдельных подразделений, по ассортименту, методам продажи;

3) изучается взаимосвязь показателей с помощью индексного метода (строится индексная цепочка);

4) выполняется факторный анализ;

5) выявляются резервы роста объемов деятельности с целью улучшения обслуживания покупателей и максимизации прибыли;

6) определяются возможности учета неиспользованных резервов при планировании объема розничного товарооборота на будущий период [5, с. 9].

Кроме того, проводится анализ товарных запасов и товарооборачиваемости, товарного обеспечения розничного товарооборота и поступления товаров, балансовая увязка показателей розничного товарооборота.

Завершается анализ разработкой рекомендаций по совершенствованию товароснабжения розничной торговой организации и повышению эффективности использования товарных ресурсов в будущих периодах.