logo
Анализ прибыли и ее формирование

Глава 1. Прибыль: сущность и ее формирование

Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производ-ство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой -- от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Все эти факторы, влияющие на величину массы прибыли, явля-ются функцией многих условий. Так, во-первых, объем продаж за-висит от эффективности осуществления коммерческой работы: от Умения создавать выгодные условия для реализации своей продук-ции, т.е. организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и то-варную политику и т.д.; во-вторых, уровень издержек производства зависит от рациональности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности пред-приятия.

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, кото-рые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее на-звание говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных нало-гов минус затраты (расходы) на производство и реализацию про-дукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бу-магам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расхо-ды (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от спи-сания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за выче-том доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообло-жения.

В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и раз-личные социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресур-сов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует миро-вая практика, имеется два основных источника получения при-были.

Первый -- это монопольное положение предприятия по вы-пуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне пред-полагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонополь-ную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринима-тельской деятельностью, поэтому касается практически всех пред-приятий. Эффективность его использования зависит от знания конъ-юнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под него разви-тие производства. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направлен-ности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупате-лей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса при-были); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения из-держек производства.

Получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском -- над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный ка-питал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практи-ке используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

Величина предпринимательской прибыли определяется с учетом стратегии развития предприятия, которую принимает его руковод-ство и*собрание акционеров. При расчете нормальной предпринима-тельской прибыли учитываются:

* затраты, обеспечивающие нормальное расширенное воспроиз-водство (сложившиеся в отрасли), -- капитальные вложения в ос-новные фонды и прирост оборотных средств;

* затраты из прибыли, направленные на развитие НИОКР (на-учно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обес-печивающие НТП;

* текущие затраты на социальные нужды, финансируемые из прибыли;

* отчисления в различные ассоциации, объединения;

* выплата дивидендов по акциям;

* отчисления налогов, уплачиваемых за счет прибыли;

* затраты на жилищное и другое социальное строительство.

В предпринимательских издержках (цене товара) также учитывается налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, которые, по суще-ству, являются для предприятия издержками, поскольку оно вносит их сумму в бюджет.

В предпринимательские издержки также входят таможенные по-шлины, тарифы и сборы в размерах, установленных законодатель-ными актами и постановлениями правительства. И наконец, в них включаются альтернативные или вмененные издержки, под кото-рыми понимаются потери или упущение возможности в результате отказа от каких-то других альтернативных решений. Эти издержки иногда называются неявными.

Приведем условный пример неявных издержек. Допустим, пред-приятие располагает суммой 10 млн руб. (А), которое оно хочет вложить в расширение производства. Проведение расчета показало, что предприятие при затратах 10 млн руб. получит дополнительно продукции на 11 млн руб., т.е. прибыль (М) составит 1 млн руб., или 10% к вложенному капиталу:

(1)

Между тем если бы предприятие положило эти деньги на депо-зитный счет в банке при 12% годовых, то оно получило бы 1,2 млн руб. за счет начисленных процентов. Следовательно, при расчете вмененных, альтернативных издержек предприятию необ-ходимо учесть 0,2 млн руб. упущенной выгоды.

Существует целый ряд эпизодических затрат, которые уменьша-ют прибыль в момент своего возникновения. Примером таких затрат могут быть маркетинговые и административные расходы. К сожале-нию, действующие правила не всегда признают эти расходы. На-пример, расходы на рекламу учитываются в затратах предприятия согласно определенным нормативам. Если же норматив превышен, величина этого превышения возмещается за счет оставшейся после уплаты налогов прибыли.