Анализ проблем управления инновационной политикой

дипломная работа

Введение

Актуальность темы исследования. Одним из важнейших стратегических приоритетов социально-экономического развития России является формирование национальной инновационной системы (НИС). Как и в большинстве развитых стран, в нашей стране идет активный поиск эффективного подхода, который бы, с одной стороны, опирался на всесторонний анализ и понимание глобальных инновационных процессов, особенностей развития высокотехнологичных мировых рынков, характера конкуренции на них. С другой стороны, подход к формированию НИС России, конечно же, должен всесторонне учитывать текущее состояние инновационной сферы в нашей стране, ее сильные и слабые стороны, тот социально-экономический контекст, в котором предстоит осуществить переход к инновационной экономике, основанной на знаниях.

Текущее состояние и динамику развития нашей страны в терминах инновационной экономики можно охарактеризовать значениями многих показателей (например, существует система индикаторов, разработанная ОЭСР, или система показателей Мирового банка для оценивания состояния и уровня развития экономики, основанной на знаниях). Но, пожалуй, такой показатель, как доля страны на мировых рынках высокотехнологичной продукции, наиболее полно и интегрально характеризует результативность национальной инновационной системы. Значение этого показателя для России в настоящее время оценивается экспертами на уровне 0,3 - 0,5%, что более чем на два порядка меньше, чем значение этого показателя для США (30 - 40% по оценкам различных экспертов).

Среди основных факторов, определяющих уровень развития инновационной среды в различных странах, выделяют такие, как условия развития малого бизнеса, уровень коррупции, доступность венчурного капитала, степень защищенности от криминала и произвола чиновников, уровень исполнимости контрактов. По большинству индексов, рассчитываемых на основе этих показателей различными организациями, Россия находится в последней трети списка стран, по которым проводились измерения.

Безусловно, такое состояние инновационной сферы не соответствует инновационному потенциалу нашей страны, что, в свою очередь, подчеркивает необходимость кардинального пересмотра национальной инновационной стратегии, поиска более эффективного подхода к государственному управлению инновационной сферой.

Несмотря на активные инициативы по поиску эффективного подхода к государственному управлению развитием инновационной сферы в нашей стране, представляется, что в настоящее время трудно говорить о наличии достаточно четко определенной государственной инновационной стратегии, а процесс формирования государственной инновационной политики в новых социально-экономических условиях фактически проходит начальные этапы. Инструментарий разработки и реализации инновационной политики как на федеральном, так и на региональном уровне слабо теоретически осмыслен и практически обоснован, что требует проведения новых исследований.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы подтверждается словами Президента РФ: «Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырех «И» - Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации. Такой подход закреплен и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. «Реализовать его нужно в полном объеме, добавив пятую составляющую - Интеллект. Наш приоритет - это производство (а в перспективе - и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит - достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит - даже в непростые финансовые периоды». В программной статье «Россия, вперед!» Д.А. Медведев отметил: «Считаю технологическое развитие приоритетной общественной и государственной задачей еще и потому, что научно-технический прогресс неразрывно связан с прогрессом политических систем»

Степень разработанности темы. В процессе исследования автором был подробно изучен и обобщен накопленный опыт исследований в области теории, анализа применения инновационных технологий и их эффективности. Вопросы, связанные с общей теорией инноваций, разработкой, анализом и оценкой эффективности инновационных проектов, раскрыты в научных работах таких российских и зарубежных авторов, как Балабанов, С.В. Валдайцев, Л. Волдачек, В.П. Воробьев, П.Н. Завлин, С.Д. Ильенкова, А.К., Казанцев, Г.Д. Ковалев, Э.И., Медынский, Н.Н. Молчанов, А.И. Муравьев, В.В. Р.А. Фатхутдинов, М. Хучек, и других.

Организационно-правовые аспекты реализации инновационной политики государства исследуют Авакян С.А., Абаев А.Л., Гутников О.В., Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И., Леонтьев И.А., Пригожий А.И. и др.

Особое внимание в научной литературе уделяется вопросам исследования зарубежного опыта реализации инновационной политики государства. Так, данный аспект исследуют Водачек Л., Водачкова О., Кодама Ф. , Алан Веб, Гутников О.В., Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. и др.

Цель выпускного квалификационного исследования - анализ проблем управления инновационной политикой на региональном уровне (на примере Ставропольского края).

Задачи работы:

- определить основы стратегии государства в сфере инновационной политики;

- проанализировать зарубежный опыт реализации инновационной политики;

- изучить механизмы реализации государственной инновационной стратегии;

- рассмотреть проблемы государственного регулирования инновационной сферы в регионах РФ;

- проанализировать инновационную деятельность в Ставропольском крае , выделить основные проблемы и предложить пути их решения;

- предложить возможные механизмы государственной поддержки инновационных предприятий в контексте кризиса.

Объект исследования - инновационная деятельность в Ставропольском крае.

Предмет исследования - отношения, складывающиеся в процессе реализации инновационной политики на государственном и региональном уровнях..

Методология исследования предполагает использование системного анализа, комплексного подхода, метода контент-анализа, междисциплинарного подхода.

Теоретическую базу исследования составили работы перечисленных выше авторов по проблемам инновационной деятельности.

Эмпирическую базу исследования составили материалы Росстата РФ, а также аналитические материалы профильных изданий, информационно-статистические материалы Министерства экономического развития Ставропольского края..

Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.

Делись добром ;)