ВВЕДЕНИЕ
Древний мир - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологической форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.
Экономическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна. На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. Для этих государственных образований характерны верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ. Типичной государственной формой стала восточная деспотия. Большое распространение получили представления о власти. Монарх был связан только обычаем, традицией. При этом подчеркивалось, что цель государства - общее благо, царь - отец подданных, которые не в праве предъявлять ему какие-либо требования. Правитель ответствен не перед людьми, а перед богами. Политическая мысль Востока проникнута верой в мудрость старых установленных обычаев, в их совершенство.
Одна черта роднила все политические мысли древности как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность. Она считалась частицей органического целого-общества, государства. Жизнь человека до мелочей регламентировалась обычаями, и любая попытка бунта, утверждения своей самостоятельности и обособленности каралась. Сознание индивидуализма, автономии и принадлежащих человеку от природы прав еще не сложилось.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
- 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПЕТА
- 2.1 "Поучение гераклеопольского царя своему сыну"
- 2.2 "Речение Ипусера"
- 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВАВИЛОНИИ
- 3.1 Кодекс царя Хаммурапи
- 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
- 4.1 Конфуцианство
- 4.2 Экономические идеи Мо-цзы
- 4.3 Трактат "Гуань-цзы"
- 5.1 Законы Ману
- 5.2 Трактат "Артхашастра"
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ