logo
Предприятие и предпринимательство в рыночных условиях России

1.3 Условия развития предпринимательства в российской экономике

Развитие коммерции и предпринимательства в России можно условно разделить на несколько этапов. Реальные условия для мелкого, среднего и крупного предпринимательства появились в России уже в 17-18 вв. Реформа 1861 г. дала толчок и создала условия для формирования и развития частного предпринимательства.

Создавались АО, предприятия, финансово-кредитные структуры. Особенностью развития предпринимательства и рыночного хозяйства в России являлась пора не столько на экономические, сколько на административные методы. Это предполагало государственное вмешательство в экономику и государственное регулирование.

Отсюда жесткая подчиненность предпринимательской деятельности не только в погоне за прибылью, но и более общими задачами развития экономики. Российское предпринимательство развивалось в пореформенный период главным образом через выяснение крепостного вотчинно-дворянского хозяйства, кустарных и мануфактурных предприятий частной фирмой - фабрикой.

Основными организационными формами предпринимательства, согласно российскому законодательству, были единоличные (частно-индивидуальные) фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества (частно-групповые или частно-коллективные).

Участники торгового дома («товарищи») отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, то есть несли полную, неограниченную солидарную ответственность, а участие АО («акционеры») и участники товарищества на паях («пайщики») несли полную, ограниченную ответственность в пределах своих вкладов в основной капитал предприятия.

Поэтому лицам, отдавшим предпочтение такой форме предпринимательства, как торговый дом, было достаточно простого засвидетельствования в купеческих или городских управах, и дело считалось открытым. Учреждения же АО и предприятий паевого типа, а также изменение главных условий их деятельности осуществлялось только с разрешения правительства на основе частных законодательных актов. Что касается АО и товариществ на паях, то они представляли собой два пути перехода от единоличного владения и предпринимательства к коллективному.

В первом случае решалась в основном задача мобилизации капитала широкого круга лиц и открытия на этой базе нового предприятия. Во втором - пайщики руководствовались главным образом мотивами расширения, развития и укрупнения «общественного» бизнеса.

В результате пореформенного учредительского бума к началу ХХ века предпринимательстве Российской империи ведущую роль стали играть АО и паевые фирмы предпринимательской деятельности. АО и паевые фирмы доминировали в отраслях, дававших вместе 2/3 всей промышленной продукции (включая также базовые отрасли дореволюционной России, как хлопчатобумажное производство, металлургия и металлообработка, добыча и переработка нефти), а их общее число достигло 1300.

В течении 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.

Для первого этапа (1985 - 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов.

Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

Ключевые показатели сектора малого и среднего предпринимательства в России приведены в табл. 2

Таблица 2- Ключевые показатели сектора малого и среднего предпринимательства по состоянию на начало 2013 года

Показатели

Индивидуальные

предприятия

Микро-предприятия

Малые предприятия

Средние предприятия

Итого

Количество действующих, ед.

2,5 млн.

1,6 млн.

242,7 тыс.

15,9 тыс.

4,4 млн.

Средняя численность работников-всего, чел.

нет данных

4,4 млн.

7,1 млн.

2,1 млн.

нет данных

Выручка/оборот, руб.

7,8 трлн.

7,0 трлн.

15,6 трлн.

5,1 трлн.

35,5 трлн.

Процентное соотношение количества ИП, микро-, малых, средних предприятий в секторе МСП, в целом (% доля от общего числа МСП) за 2013-2010 гг. представлена в диаграмме 1.

Где внешний круг - 2013 г., второй круг - 2012 г., третий круг- 2011г., внутренний круг - 2010г. Данные Росстата (Рис. 1).

Рис. 1 - Диаграмма - Процентное соотношение количества ИП, микро-, малых, средних предприятий в секторе малого и среднего предпринимательства, от общей численности

Картина занятости в секторе малого и среднего предпринимательства в целом за последние годы стабильна, как показано на диаграмме 3. Почти 40% занятости в секторе МСП, в целом, обеспечивают малые предприятия, почти треть всех рабочих мест обеспечивают ИП, а примерно пятую часть - микропредприятия. Доля средних предприятий в общей занятости в секторе - более 10%. С учетом количества занятых на средних предприятиях - до 250 человек на одном предприятии - доля средних предприятий в общей занятости в секторе МСП хоть и заметно меньше остальных видов предприятий, но все же достаточно существенна. К тому же, средние предприятия, как правило, являются наиболее стабильно работающими предприятиями.

Численность занятых в секторе малого и среднего предпринимательства рассмотрено в диаграмме.

Внешний круг - 2013г., второй круг- 2012г., третий круг - 2011г., внутренний круг - 2010г. Данные Росстата (Рис.2).

Рис. 2 - Диаграмма - Численность занятых: процентное соотношение количества занятых на ИП, микро-, малых, средних предприятий в секторе МСП, в целом (% доля от общего числа МСП).2010-2013гг.

Если рассматривать долю оборота или выручки по предприятиям в секторе малого и среднего предпринимательства, то на долю малых предприятий приходится наибольший процент. В отчетном периоде он составил 38% .

Доля оборота/выручки ИП, микро-, малых, средних предприятий в секторе МСП,%. 2010-2013 гг. рассмотрена на рис. 3.

Внешний круг - 2013г., второй круг - 2012г., третий круг - 2011г., внутренний круг - 2010г. Данные Росстата (Рис. 3).

По данным диаграммы видно, что на малые предприятия приходится 44 % выручки за отчетный год, и этот показатель по годам имеет тенденцию роста. Наименьший удельный вес -14% занимают средние предприятия.

Рис. 3 - Диаграмма - Доля оборота/выручки ИП, микро-, малых, средних предприятий в секторе МСП

Для современной экономики характерна сложная комбинация производств, различных по масштабу - крупных, средних и мелких. В последние годы выявился небывалый рост числа предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений и кооперации множества работников.

Предпринимательство различают по видам и формам собственности. По виду (или назначению) предпринимательская деятельность делится на производственную, торговую, посредническую, консультационную, финансовую и др. Все они могут функционировать раздельно или вместе (например, торгово-посредническая деятельность, производственно-торговая и т.п.). Формами собственности являются частная, государственная, муниципальная, а также собственность общественных объединений