logo
Проблемы развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге

2.1 Законодательная база

Конституция РФ от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года.

Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ

Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ

ФЗ Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

ФЗ о государственной регистрации юридических лиц (от 8 августа 2001 года, N 129-ФЗ).

ФЗ о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" (N 76-ФЗ от 23 июня 2003 года).

ФЗ о внесении изменений в Законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (N 185-ФЗ от 23 декабря 2003 года).

ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ).

ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" Федеральный закон "О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении Государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

ФЗ РФ от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законодательная база РФ

ФЗ от 27.12.2009 N 352-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, пересмотра ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций».

ФЗ РФ от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ “О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона “О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”.

Закон СПб от 02.04.08 №194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге»

ПРИКАЗ от 9 августа 2002 г. N БГ-3-09/426 О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий (Статья 333.33 из Федерального закона от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ).

Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (N 948-1 от 22 марта 1991 года). Законодательная база РФ

Приказ ГНС КР №1 от 12.01.2009 г. "Об утверждении суммы налога на основе добровольного патента по видам деятельности" http://www.sti.gov.kg/2009/patent2.htm

Из заявления президент России Дмитрий Медведев на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики следует, что отечественное законодательство мешает малым предприятиям быстро осваивать новейшие технологии. По его словам, подобные препятствия содержатся в актах и постановлениях правительства, в ведомственных документах, инструкциях и в других подзаконных актах. Дмитрий Медведев отметил, что действующее законодательство препятствует инвестиционной деятельности, а так же существенно снижает заинтересованность представителей предпринимательства в инновациях.

Прежде всего, президент раскритиковал законодательство о государственных закупках, валютном, техническом регулировании и контроле. По словам господина Медведева, за пять лет, в течение которых действует закон о государственных закупках, он был изменен девятнадцать раз. При этом, представители малого бизнеса остаются более чем недовольны и сетуют на коррупцию, вымогательство откатов и прочие незаконные действия со стороны чиновников.

Президент Медведев так же уделил внимание так называемым бизнес-ангелам (они оказывают важную помощь предприятиям). Так, на сегодняшний день в нашей стране нет законодательной базы, которая касалась бы этих физических лиц. А ведь они вкладывают финансовые средства в развитие малого и среднего бизнеса. Господин Медведев считает, что бизнес-ангелов можно было бы хотя бы освободить от налогообложения доходов при продажах акций инновационных компаний.

2.2 Налогообложение малого предпринимательства

Малый бизнес России характеризуется, как мы уже отмечали, высоким процентом функционирования предприятий в сфере теневой экономики. Большинство представителей малого бизнеса умышленно занижает в отчетных данных свои доходы, уменьшая налогооблагаемую базу. В результате государственная казна недополучает денег.

В начале 90-х годов малый бизнес претерпевал значительные изменения, многие предприятия обанкротились в результате введения больших налогов. Прежняя экономическая политика в области налогов сильно ослабила малый и средний бизнес. Этот стереотип «завышенных налогов» остался и в настоящее время.

Дело в том, что и сейчас по закону предприниматели вынуждены платить несколько обременительных видов налога, как на свою прибыль, так и за наемных работников. Мнение большинство представителей малого бизнеса в России следующее: если выплачивать все налоги в полном объеме, то малый бизнес становится нерентабельным и убыточным. Тем более это актуально для начинающих бизнесменов, которые, выплачивая полностью все налоги, не смогли бы справляться с высокой конкуренции, характерной для малого бизнеса. www.nalog.ru

Создаваемые нормативные акты и законы регулирования налогообложения содержат двусмысленные, нечеткие формулировки, являясь, по сути, недоработанными документами. Часть представителей малого бизнеса резко оценивают всю налоговую систему, а именно механизмы взимания и распределения (перераспределения) налогов. Зачастую для бизнесмена поход в налоговую службу сопровождается томительным ожиданием, некачественным консультированием. Налицо неявно выраженная конфронтация малого бизнеса и государства.

Таким образом, государство пытается регулировать, дорабатывать налоговое законодательство, а предприниматели адаптируются, минимизируют свои налоги, прибегая к «серым» схемам, уходя в теневую экономику.

Итак, выделим основные проблемы налоговой системы по отношению к малому бизнесу:

· неразвитые механизмы налогообложения и перераспределения налогов;

· постоянно изменяющееся налоговое законодательство

· сложность и нечеткость принимаемых законов в области налогообложения;

· большие размеры взимаемых налогов;

· неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.

Что касается положительных качеств налогообложения малых предприятий, то малый бизнес в отдельных видах деятельности (инновационные технологии, наукоемкие и высокотехнологичные отрасли) имеет некоторые льготы по налогам. Но предприниматели считают недостаточной государственную поддержку малого бизнеса и требуют еще меньше снизить налоговое бремя для большинства молодых предприятий (опыт работы которых не достиг хотя бы 3 лет)

Политика государство в связи с этим должна быть направлена на создание налоговых льгот, улучшение качества принимаемых законов, удобство сервиса обслуживания налоговых ведомств, подготовку квалифицированных кадров. В совокупности с информационной поддержкой малого бизнеса данные изменения позволять значительной части предприятий выйти из сектора теневой экономики, наладить взаимоотношения и координировать действия с исполнительной и законодательной властью России. www.nalog.ru

Одним из ключевых моментов поддержки малого предпринимательства является налогообложение малого бизнеса, которое должно быть установлено таким образом, чтобы стимулировать развитие малых предприятий, и в полной мере учитывать специфику малого и среднего бизнеса, направление и объём их деятельности.

Согласно Налоговому Кодексу РФ налогообложение малого бизнеса возможно двух видов:

· Общий налоговый режим. В этом случае субъект малого бизнеса уплачивает все федеральные, региональные и местные налоги, установленные для его вида деятельности законодательством. Специальные налоговые режимы предусматривают замену нескольких налогов (НДС, налог на прибыль или НДФЛ, налог на имущество, ЕСН) уплатой единого налога. Применение специального режима налогообложения малого бизнеса зависит от вида деятельности предприятия, его доходов и организационно-правовой формы предприятия.

· Специальные налоговые режимы. Для использования упрощённой системы налогообложения малый бизнес должен соответствовать ряду требований, указанных в статье 346.12 НК РФ. Например, численность сотрудников не должна превышать 100 человек, доля участия сторонних организаций может быть более 25% и другим требованиям. Кроме того, ст. 346.13 НК РФ оговаривает условия, при которых предприятие утрачивает возможность использовать УСНО. И одним из таких условий до недавнего времени являлся годовой доход предприятия, который не должен был превышать 20 млн. руб.

Упрощенная система налогообложения (УСН) существует двух видов, отличающихся способом расчета налогооблагаемой базы, то есть объекта налогообложения - той суммы, с которой будет считаться налог:

Объект налогообложения может быть:

1. Доходы,

2. Доходы, уменьшенные на величину расходов.

При применении объекта налогообложения Доходы налог рассчитать не сложно, сначала нужно определить сумму дохода, а затем умножить ее на 6% - это налоговая ставка.

При применении объекта налогообложения Доходы, уменьшенные на величину расходов рассчитывают налог по ставке от 5 до 15%. Установить налоговую ставку меньше 15% могут власти на региональном уровне для некоторых видов предприятий. Если же никаких особых местных законов не принято, то считается 15%.

Для определения суммы налога сначала высчитывается разница между доходами и расходами, а затем умножается на налоговую ставку 15%, если процент не снижен местными властями. http://www.prostbuh.ru/support/buhsovety-vidy-usn.htm

В 2010 году власти приняли решение, что максимальный годовой доход, при котором налогообложение малого бизнеса по упрощённой схеме становится невозможным, должен быть увеличен до 60 млн. рублей. Предельный доход, при котором можно будет переходить на "упрощёнку", также увеличили до 45 млн. руб.

В июле 2009 года в Налоговый Кодекс РФ было внесено большое количество изменений, часть из них вступила в силу с 22 июля, часть - с 1 января 2010 года.

С января 2010 года налогообложение малого бизнеса, представители которого используют общий налоговый режим, стало в значительной мере отличаться от существовавшего. Теперь организации и индивидуальные предприниматели не уплачивают ЕСН, его заменили обязательными страховыми взносами: пенсионным страхованием, страхованием на случай нетрудоспособности и материнства, медицинским страхованием.

Изменения также коснулись расходов на оплату труда, расходов на добровольное имущественное страхование и прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, порядка создания резервов расходов на оплату отпусков и выплату вознаграждений за выслугу лет, что, естественно, отразилось на расчете налога на прибыль.

Что касается упрощенной системы налогообложения малого бизнеса, то по этому поводу велись серьёзные дебаты. Минэкономразвития и "Опора России" предлагали увеличить порог до 100 тыс. руб., а Минфин считал, что увеличение вообще нецелесообразно. В результате, сумма увеличена до 60 млн. руб., но данные изменения будут действовать только три года, а потом власти намерены вернуться к вопросу налогообложения малого бизнеса. Первый вице-премьер Игорь Шувалов отметил, что в будущем налоговые спец. режимы могут быть отменены. www.nalog.ru

Налогообложение доходов ИП.

В нашей стране налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей может происходить по разным схемам, всего существует пять видов налоговых режимов для ИП.

Каждый предприниматель самостоятельно выбирает для себя наиболее оптимальную систему налогообложения, исходя из сферы своей деятельности, оборотов и других значимых факторов.

Например, индивидуальный предприниматель, занимающийся сельскохозяйственной деятельностью, может выбрать систему уплаты сельскохозяйственного налога. Воспользоваться этим вариантом могут предприниматели, чья сфера деятельности связана с выращиванием сельхозпродукции, её переработкой и реализацией, а суммарный доход от такой деятельности должен составлять не менее 70 % от всех доходов ИП. При выборе этого варианта налогообложения, индивидуальный предприниматель будет платить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) из зарплаты сотрудников, пенсионные, страховые взносы и единый сельскохозяйственный налог.

Упрощённая схема налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей на основе патента подразумевает, что предприниматель занимается деятельностью, внесённой в этом регионе в специальный перечень, и число его сотрудников не превышает пять человек. ИП в данном случае оплачивает патент, НДФЛ из зарплаты работников, страховые и пенсионные взносы. Срок действия патента - до одного года, и его стоимость не зависит от доходов индивидуального предпринимателя, а рассчитывается, исходя из суммы предполагаемых доходов по определённому виду деятельности.

Многие ИП налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей по общей схеме стараются не применять, так как это требует наличия в штате сотрудника, занимающегося практически только этой работой, либо ведения бухгалтерского учёта и налогообложения сторонней организаций. Знание большого количества нормативных документов, самостоятельный расчёт различных налогов (НДС, НДФЛ, налог на имущество физических лиц, ЕСН, пенсионные и страховые взносы, другие платежи) делают эту схему налогообложения не очень популярной среди индивидуальных предпринимателей.

Для тех ИП, кто не хочет рассчитывать множество различных налогов, существует налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей по упрощённой схеме ("упрощёнка"). При этой схеме предприниматель платит единый налог, НДФЛ, страховые и пенсионные платежи. Кроме того, ИП вправе самостоятельно выбрать налогооблагаемую базу - будет ли это общий доход, или доход за минусом расходов.

Уплата единого налога на вменённый доход - ещё одна схема налогообложения доходов ИП. воспользоваться таким вариантом могут индивидуальные предприниматели, которые занимаются определённой деятельностью на определённой территории. Например, ИП, занимающиеся розничной торговлей в пределах одного города, часто переходят на такую систему налогообложения доходов. Единый налог на вменённый доход рассчитывается согласно законодательно установленной базовой доходности. Помимо ЕНВД, предприниматель будет выплачивать НДФЛ, страховые и пенсионные взносы. www.nalog.ru

ЕНВД (единый налог на временный доход)

Единый налог на временный доход (ЕНВД) хоть и самый простой для ИП, но имеет ряд своих особенностей. Изначально предприниматель плательщиком ЕНВД становиться автоматически, если выбирает деятельность, указанную в пункте 2 статьи 346.26 НК. Исключением являются крупные фирмы (ст.83 НК) и налогоплательщики, оказывающие услуги общественного питания в учреждениях образования, здравоохранения и соц. обеспечения. Также местные органы власти вправе ограничить данный список, поэтому все же лучше вопрос подпадает Ваша деятельность под ЕНВД или нет уточнить в районной налоговой инспекции.

Формула расчета ЕНВД за квартал:

(базовая доходность) х (физпоказатель) х К1 х К2 х 3 месяца х 15% (ставка налога) = ЕНВД за квартал.

Базовая доходность на каждый вид деятельности указана в 346.29 НК. К1 на 2011 год составляет 1,372. (Приказом Минэкономразвития России от 27.10.2010 N 519) - изменяется каждый год. К2 устанавливается местными органами власти (п. 6 ст. 346.29 НК РФ) Налоговая ставка указана в ст. 346.31. НК РФ. www.nalog.ru

Ставки патентов.

Индивидуальные предприниматели, не привлекающим в своей деятельности наемных работников и осуществляющие один из видов предпринимательской деятельности, вправе перейти на УСНО на основе патента. В этом случае на них распространяются все нормы УСНО и ряд особенностей. Решение о возможности применения УСНО на основе патента принимается законами субъектов РФ.

Патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности является документом, удостоверяющим право применения УСНО индивидуальными предпринимателями, и выдается налоговым органом на: квартал, полугодие, девять месяцев, год (начиная с первого числа квартала).Чтобы получить патент, предпринимателю нужно подать в налоговый орган по месту постановки на учет Заявление на получение патента не позднее, чем за один месяц до начала применения УСНО на основе патента. Налоговый орган обязан в течение 10 дней выдать патент или уведомить об отказе в выдаче патента.

Годовая стоимость патента определяется как соответствующая ставке 6% процентная доля установленного по каждому виду деятельности, потенциально возможного к получению годового дохода, размер которого устанавливается законами субъектов РФ.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСНО на основе патента, оплачивают 1/3 стоимости патента в срок не позднее 25 дней после начала осуществления деятельности на основе патента. Оплата оставшейся части производится не позднее 25 дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

При нарушении условий применения УСНО на основе патента (привлечение наемных работников. осуществление вида деятельности, не предусмотренного в законе субъекта РФ, при неоплате (неполной оплате) 1/3 стоимости патента в срок) предприниматель теряет право на применение УСНО на основе патента в периоде, на который был выдан патент, при этом уплаченная стоимость (часть стоимости) патента не возвращается. www.nalog.ru

Глава 3. Анализ развития малого бизнеса в СПб