Проблемы развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге

курсовая работа

3.2 Проблемы развития МП на примере Апраксина двора

Проблемы малого бизнеса одновременно схожи и несхожи в разных странах. Например, кредитование только открывающегося предприятия является проблемой для малого бизнеса во многих странах, однако в России есть и свои нюансы.

По опыту развитых стран можно судить, что развитие малого бизнеса является одним из условий развития рыночной экономики в целом. Практически во всех странах правительство озабочено проблемами малого бизнеса и разрабатывает государственные программы поддержки малого предпринимательства. Сюда входя и льготное кредитование, и строгое соблюдение антимонопольного законодательства, и меры защиты от недобросовестной конкуренции. Забота и решение проблем малого бизнеса со стороны государства не вызывает вопросов о целесообразности. Малый бизнес работает в тех видах деятельности, где деятельность крупных предприятий невыгодна или даже невозможна. Малый бизнес заполняет эти лакуны в товарах и услугах для населения. Малые предприятия более мобильны, имеют сравнительно более высокую оборачиваемость капитала, что на руку государству. В малом бизнесе чаще всего созревают новые бизнес-идеи и инновации. Важно и то, что малые предприятия имеют довольно узкий рынок сбыта, а значит, не могут существенно влиять на цены.

Эти факторы способствуют тому, что государства развитых стран активно изучают проблемы малого бизнеса и стараются ему помочь. Однако в России ситуация вокруг малого бизнеса складывается пока не слишком радужно. В США доля малых предприятий составляет 97%, в России же всего 28%. На федеральном уровне власти часто заявляют о приоритете и важности малого предпринимательства и необходимости его всесторонней поддержки. На деле проблемы малого бизнеса мало кого интересуют. На местном уровне малым и средним предприятиям чиновники часто вставляют палки в колеса и тормозят их развитие. Не поправил положения и новый закон 2008 года о поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Он не предусматривает специальные льготы по кредитованию малого бизнеса, и вопросами предоставления льготных кредитов сейчас занимаются местные органы власти и банковские структуры.

«Уничтожение малого бизнеса» в Апраксином дворе

За 2009, 2010 гг. в Петербурге массово закрыли уличные рынки, снесли и убрали ларьки, павильоны, палатки. А это и был малый бизнес. Не говоря о том, что происходит в Апраксином дворе. На протяжении как раз последнего года, когда Правительство России заявляет о всесторонней и безусловной поддержке малого бизнеса, в Апраксином дворе происходит все в точности до наоборот: сначала насильственно ликвидируется уличная торговля (потеряли работу около 2000 человек - субъектов малого бизнеса), затем начали выселять арендаторов без предоставления альтернативных торговых помещений. На 2009 год в суде лежит 44 иска по Апраксину двору по выселению предпринимателей. Количество исков постоянно растет. Инициатором исков является КУГИ. Ко многим арендаторам, после судебных решений пришли судебные приставы и выгоняют их из помещений.

Ирина Иванова (гендиректора ООО «Первый корпус Апраксина двора») считает, что исполнительная власть считает, что она не обязана предоставлять предпринимателям альтернативные площади, а имеет право просто отобрать площадь. В этом конкретном случае, все выселяемые предприниматели останутся без работы, потеряют свой бизнес. Предприниматели в течение длительного периода (во многих случаях 10-15 лет) арендуют помещения в Апраксином дворе, добросовестно выполняют связанные с этим обязанности, платят арендные и коммунальные платежи, делают капитальный и косметический ремонт, и не требует финансовой помощи от государства, взамен же получили выселение и крах бизнеса. За последние 30 лет каждые десять лет в стране происходит кризис. Только из одного кризиса удается выползти, свободно вздохнуть, наладить бизнес и связи, приобрести поставщиков и клиентов, - второй. Но раньше не отнимали основное - арендуемое помещение, к которому арендатор привык, которое оборудовал, в которое вложил деньги, обустроил, привлек клиентов, где работают его сотрудники. Сейчас - выселение. http://rusk.ru/svod.php?date=2009-05-22

Ирине не понятно, почему власти говорят о привлечении в малый бизнес новых людей, когда десятки тысяч предпринимателей и их сотрудников ликвидируется. По мнению Ирины, в Апраксином дворе работают люди, которые не нуждаются в финансовой поддержке государства, которые не просят 60 тысяч, которые не просят их переобучить и потратить на их переобучение деньги, они просят только дать им спокойно работать, или, по крайней мере, если их выселяют, предоставить им что-то взамен. http://rusk.ru/svod.php?date=2009-05-22

В центре Петербурга на территории Апраксина двора состоялся митинг, организованный Ассоциацией арендаторов и предпринимателей "Апраксин двор" и собравший около 500 человек. Мероприятие проводилось с целью привлечь внимание общественности к сложившейся вокруг рынка ситуации. По итогам мероприятия организаторами было принято обращение к Президенту России Дмитрию Медведеву, премьер-министру Владимиру Путину и губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко. Собственники, арендаторы и инвесторы помещений комплекса "Апраксин двор" обращаются к руководству города и государства за содействием в ситуации "беспрецедентного уничтожения малого предпринимательства Апраксина двора в связи с реконструкцией комплекса инвестором-монополистом ООО "Главстрой-СПб".

Попытки реконструировать площади Апраксина двора предпринимались еще в 1990-х годах, а практическая реализация этих планов началась в 2003 году, для чего было создано специальное Агентство по реконструкции и развитию "Апраксин двор". Соинвесторами реконструированных корпусов стали сами арендаторы и предприниматели. Но через три года работа Агентства была заблокирована. "Новый этап "освоения" Апраксина двора начался с 2006 года, - сказано в обращении пострадавшей стороны, - Смольный решил, что необходим "новый подход" к преобразованию комплекса, который заключается в смене многочисленных собственников и арендаторов на одного крупного монополиста, увеличении в три раза площадей комплекса за счет сноса старых корпусов (памятников культурного наследия) и строительства новых и замене привычной торговой среды (малого предпринимательства) и товаров для "социальных" слоев населения на товары, магазины и услуги высших категорий (бутики, "золотые аппартаменты", кафе и рестораны "люкс")".

3 июля 2007 г. правительством города выигравшая конкурс кампания "Главстрой СПб" была признана стратегическим инвестором проекта реконструкции территории Апраксина двора. Но за прошедшее время, говорится в обращении, "инвестор не выполнил ни одного возложенного на него обязательства: не разработана и не согласована в установленном порядке необходимая документация, имеющая градостроительное значение, не решен вопрос передачи в собственность внутриквартальных инженерных коммуникаций, не переданы в собственность Санкт-Петербурга квартиры для расселения граждан, проживающих на территории Апраксина двора; не урегулированы имущественно-правовые вопросы с собственниками жилых и нежилых помещений Апраксина двора".

В марте 2009 года "Главстрой" установил на всех въездах на территорию рынка шлагбаумы и стал незаконно взимать за въезд плату с собственников и арендаторов. Как сказано в обращении, для полного уничтожения бизнеса Апраксина двора (8 тысяч предпринимателей и десятков тысяч их работников) кампания вкупе с исполнительной властью города вознамерилась выселить всех арендаторов из помещений без предоставления им альтернативных площадей. Для этого "Главстрой" поспешил создать "специальный режим резервации или изоляции малого предпринимательства путем установки ограждения (забора) по всему периметру Апраксина двора, чтобы не допустить потока людей на его территорию". Предприниматели уверены, что цель установки забора - это "создание губительных условий для быстрого уничтожения бизнеса", и вообще - "инициируемое городскими чиновниками выселение арендаторов, насильственная ликвидация торговли, установка ограждения по всему периметру Апраксина двора носит иррациональный, антигосударственный характер".

В апреле этого года "Главстрой" официально объявил о своей невозможности приступить к реализации проекта реконструкции комплекса в ближайшие два года из-за финансовой ситуации, но, несмотря на это, исполнительная власть города по-прежнему инициирует выселение арендаторов из помещения комплекса. Как сказано в обращении к правительству, "учитывая государственные интересы в необходимости создания современного комплекса "Апраксин двор", ситуацию разрастающегося финансового кризиса, невозможность стратегического инвестора преступить к реализации проекта", предприниматели Апраксина двора уже не в первый раз просят дать им возможность самим привлечь инвесторов и продолжить уже начатую ими реконструкцию комплекса, что, в свою очередь, позволило бы сохранить рабочие места, создать новые, пополнить городской бюджет и даже повысить инвестиционный климат и привлекательность региона. Однако на эти просьбы никто так и не получил ответа. http://rusk.ru/svod.php?date=2009-05-22

3.3 Анализ развития МП в Санкт-Петербурге

Положительная динамика в развитии малого предпринимательства достигнута, в том числе благодаря реализации Плана мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы (далее - План мероприятий), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.11.2007 № 1423.

На реализацию Плана мероприятий в 2011 году выделено 1 220,5 млн. руб., в т.ч. из

- бюджета Санкт-Петербурга - 738,0 млн. руб.,

- из федерального бюджета - 482,5 млн. руб.

В 2010году на развитие и поддержку малого предпринимательства было выделено 514,4 млн. руб., в т.ч. из бюджета Санкт-Петербурга - 440,0 млн. руб., из федерального бюджета - 74,4 млн. руб.

Таким образом, по сравнению с 2010 годом, объем средств, выделяемых на развитие и поддержку малого предпринимательства, увеличился в 2,4 раза (Таблица 2).

В рамках Плана мероприятий были реализованы 16 специальных программ.

Делись добром ;)