logo
Проблемы экономической концентрации и защиты конкуренции в национальной экономике

- определить направления оптимизации экономической концентрации и совершенствования антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.

Теоретико-методологической основой исследования выступают работы отечественных и зарубежных экономистов, законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, периодические издания Республики Беларусь.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1 Сущность, формы и показатели экономической концентрации

Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Концентрация производства находится в тесной взаимосвязи с другими формами общественной организации производства и имеет среди них определяющее значение. Высокий уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высокопроизводительной техники, осуществления рациональных форм специализации, кооперирования и комбинирования [3, c. 186].

Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация) [5, c. 154].

Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной, поэтому при анализе и планировании первостепенное значение имеет определение абсолютной концентрации.

Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах:

- концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;

- концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;

- концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия [9, c. 301].

Первая форма концентрации является характерной для машиностроения, вторая присуща всем отраслям добывающей промышленности, промышленности строительных материалов, некоторым отраслям пищевой промышленности (мукомольная, сахарная), а третья - для металлургии, химической, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности (маслодельная, мясная, спиртовая и др.).

Специализированное крупное предприятие и комбинат - это две прогрессивные формы концентрации, обеспечивающие наиболее высокую эффективность производства.

С точки зрения основных направлений процесса укрупнения промышленности, концентрация имеет такие формы, как собственно концентрация и централизация. Собственно концентрация представляет собой рост промышленности за счет производственного накопления. Она реализуется через создание новых крупных предприятий и реконструкцию и расширение действующих [11, c. 118].

Весьма эффективной формой концентрации промышленности является централизация. Она означает создание крупных хозрасчетных производственных комплексов при слиянии отдельных предприятий, теряющих при этом свою индивидуальную самостоятельность. До настоящего времени централизация промышленности осуществлялась преимущественно в виде процесса формирования крупных объединений. Создание производственных объединений на базе действующих предприятий - наиболее быстрый путь усиления концентрации производства. Здесь не требуется длительного времени, необходимого на новое строительство, выделение крупных капитальных вложений на ввод новых мощностей.

Сложность проявлений научно-технического прогресса в промышленности обусловливает многообразие процессов концентрации. Поэтому наряду с перечисленными формами концентрации развиваются и другие.

В зависимости от того, на каком уровне и как происходит укрупнение производства, различают агрегатную, технологическую, заводскую и организационно-хозяйственную концентрацию.

Агрегатная концентрация - это увеличение единичной мощности оборудования, т.е. рост максимальной для данного уровня развития техники производительности машин и агрегатов и увеличение доли оборудования большой мощности в общем их числе или объеме вырабатываемой продукции.

Агрегатная концентрация непосредственно отражает научно-технический прогресс, происходит практически во всех отраслях промышленности и развивается только интенсивным путем.

Технологическая концентрация выражает укрупнение цехов, переделов в составе предприятий, достигаемое как за счет качественного совершенствования техники (т.е. агрегатной концентрации), так и путем увеличения количества однотипного оборудования. Соответственно этому растет доля крупных производств в общем объеме данного вида продукции или работ. Следовательно, технологическая концентрация значительно сложнее агрегатной, ее уровень зависит как от интенсивных, так и экстенсивных факторов.

Заводская концентрация, которая выражается в увеличении размеров предприятий, наиболее сложна. Укрупнение предприятий может осуществляться за счет технологической концентрации, увеличения количества производств в составе предприятий или за счет простого объединения нескольких предприятий в одно без каких бы то ни было изменений в технике и организации производства. В последнем случае заводская концентрация принимает форму централизации и называется организационно-хозяйственной концентрацией [12, c. 201].

Организационно-хозяйственная концентрация производства, которая выражается в создании производственных объединений и административном объединении мелких предприятий, - это централизация управления, которая должна создавать предпосылки для концентрации производства в объединяемых предприятиях на базе их реконструкции и технического перевооружения.

Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям:

а) горизонтальная интеграция - слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства;

б) вертикальная интеграция - комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью;

в) комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

Для характеристики концентрации производства и ее отраслевых особенностей могут быть использованы, в зависимости от поставленных задач, как отдельные показатели, так и их система [14, c. 15].

Абсолютные размеры предприятия определяются с помощью следующих показателей:

а) объем производства продукции за год;

б) среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;

в) среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

В отдельных случаях могут быть использованы такие показатели, как величина энергетической мощности, обслуживающей производственный процесс, и мощность основных агрегатов.

Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются:

- объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие;

- удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;

- удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;

- удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;

- удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;

- удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности [22, c. 300].

Главным среди перечисленных показателей является объем производства продукции, который с большей объективностью характеризует данную форму общественной организации производства.

1.2 Преимущества и последствия концентрации

Экономический эффект концентрации заключается в улучшении технико-экономических показателей изготовления продукции в результате увеличения размеров производства и предприятий. Сосредоточение больших производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов на одном предприятии позволяет более эффективно и экономично использовать все основные элементы производства: оборудование, сырье и материалы, рабочую силу - и на этой основе повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции.

Крупные предприятия обеспечивают более высокую эффективность производства. На крупных предприятиях производительность труда значительно выше, чем на мелких. Так, если производительность труда на предприятиях со среднегодовой численностью промышленно-производственного персонала до 200 человек принять за 100%, то на предприятиях второй группы (201-500 чел) она составит 153% и на предприятиях третьей группы (501 и более) - 217% [20, c. 93].

Преимущество крупных предприятий сводится к следующим основным моментам:

- на крупном предприятии, как правило, внедряется оборудование большой единичной мощности, что дает большой экономический эффект, проявляющийся в удешевлении единицы мощности, так как возрастание производительной способности оборудования сопровождается значительно меньшим ростом его стоимости;

- укрупнение предприятий создает условия для повышения уровня заводской специализации, способствуя тем самым внедрению и лучшему использованию высокопроизводительного оборудования, более совершенной технологии, а также улучшению организации производства и труда;

- издержки предприятия, которые растут непропорционально росту объема производства (содержание административно-управленческого персонала, расходы, связанные с освещением и отоплением зданий и др.), в условиях крупного производства составляют значительно меньшую часть себестоимости единицы продукции, чем на мелком предприятии;

- крупное производство позволяет более экономно использовать сырье, материалы, топливо, что достигается сокращением расходных норм сырья и материалов на единицу продукции в результате применения более совершенной техники и методов технологии производства;

- на крупных предприятиях имеются необходимые возможности и экономическая целесообразность непосредственного соединения науки с производством, т.е. создание научно-исследовательских лабораторий, мощных конструкторских и технологических бюро, опытных установок [28, c. 101].

Наиболее важным показателем эффективности крупных предприятий является рост производительности труда. Так, при переходе от электростанций мощностью в 100 тыс. кВт с двумя турбинами по 50 тыс. кВт к электростанциям мощностью в 1800 тыс. кВт с шестью турбоагрегатами по 300 тыс. кВт количество рабочих на 1000 кВт установленной мощности сокращается более чем в 35 раз, а удельная стоимость 1 кВт установленной мощности уменьшается соответственно почти в два раза. В свою очередь, рост мощности энергоблока с 300 до 800 тыс. кВт позволяет в сопоставимых условиях уменьшить капитальные вложения, снизить количество обслуживающего персонала на 150 человек и ежегодно экономить более 36 тыс. т условного топлива.

Однако чрезмерное укрупнение заводов и фабрик не является целесообразным с народнохозяйственной точки зрения. Существует граница, за пределами которой увеличение масштабов производства уже не вызывает улучшения экономических показателей.

В нашей экономике (экономике СССР) стремление к концентрации производства было доведено до абсурда. В стране шло настоящее соревнование по гигантомании, однако на самом деле концентрация была во многом формальной и не опиралась на рациональную структуру управления и организацию производства, передовую технологию, специализацию, сочетаясь с «натуральным» хозяйством (самообеспечением), низкой степенью использования основных и оборотных фондов и трудовых ресурсов. Если в энергетике и металлургии концентрация в определенной степени оправдана (более мощные агрегаты непрерывного действия в расчете на единицу удельной стоимости вырабатывают при правильном использовании больше продукции), то в других отраслях с прерывным циклом производства концентрация сверхразумных пределов неэффективна, ибо крайне усложняет управление производством, снабжение сырьем, полуфабрикатами и т.д. Но в любом случае высокая концентрация ложится тяжелым бременем на транспортную сеть страны, и без того перегруженную из-за огромных масштабов нашего государства [7, c. 315].

Западный опыт показал, что крупные компании, склонные к монополизации производства и разделу рынков, нередко тормозят научно-технический прогресс, ибо монопольное положение не способствует росту заинтересованности в обновлении номенклатуры выпускаемой продукции и во внедрении новшеств. Нередки случаи скупки крупными фирмами патентов и лицензий не столько для использования, сколько для того, чтобы они не достались конкурентам. Практика убеждает, что для инновации особенно пригодны малые фирмы, ибо они более подвижны, быстрее могут переналаживать производство и осваивать выпуск новых изделий. Но этот опыт не был использован в нашей хозяйственной деятельности, и процесс концентрации продолжался вплоть до упразднения и распада СССР [10, c. 308].

В результате этого советская экономика оказалась самой монополизированной. По данным Госкомстата СССР за 1988 год, в одном только машиностроении насчитывалось 166 предприятий - абсолютных монополистов и 180 монопольных производств. Свыше одной трети ассортимента важнейших видов продукции производят на одном-единственном предприятии и примерно столько же - на двух.

В базовых отраслях промышленности "гиганты индустрии" с каждой пятилеткой становились все более невосприимчивыми к научно-техническому прогрессу; в легкой, обувной промышленности, машиностроении неуклонно ухудшалось качество продукции, и не только из-за отсутствия трудностей с ее реализацией, но и потому, что каждое предприятие производило невзаимозаменяемые виды продукции. В этих условиях не может быть конкуренции, как и ситуации, при которой кто-то произведет такую же продукцию дешевле и более высокого качества. В результате объективно исчезает потребность в совершенствовании производства, в освоении новой техники, выпуске новых товаров.

Таким образом, данная особенность советской индустрии затрудняет движение к рынку национальную экономику Республики Беларусь, ибо без конкуренции нельзя переходить к свободным ценам. Это же обстоятельство препятствует приватизации, поскольку превращение гигантов индустрии в акционерные предприятия или передача их в коллективную собственность ничего не меняет. Функции и преимущества монополиста все равно остаются такими же, что у субъекта государственной собственности.

1.3 Задачи и условия развития конкуренции в экономике

Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу и выступают неотъемлемой чертой рыночных отношений.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

В зависимости от условий, в которых происходит конкуренция, различают совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цены товара.

Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Особое место занимают «естественные монополии» (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Регулирование естественных монополий направлено в первую очередь на достижение баланса интересов потребителей и производителей соответствующих товаров и услуг, обеспечение полного покрытия экономически оправданных издержек предприятия и создание условий для адекватного инвестирования в развитие производства.

Монополистическая конкуренция (или монополия по дифференцированному продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, практичностью (дифференцированный продукт). Монополистическая конкуренция характерна для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сети ресторанов, станций технического обслуживания, банковских учреждений). В производящих отраслях -- это производство компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка и т.д. [15, c. 186].

Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция- главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция- сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция- это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие нормальной конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления перекосов и больших диспропорций в его развитии. К примеру, дефицитный рынок ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий «дефицитный рынок» можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции [22, c. 215].

Что же всё-таки необходимо в Республике Беларусь для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.

Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

В Республике Беларусь как наследнице СССР сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:

- устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства;

- ликвидация конкуренции;

- искусственная концентрация и узкая специализация производства.

Для развития конкуренции необходимы системные меры, которые будут направлены на развитие рыночных институтов и совершенствование государственного регулирования этой сферы.

Таким образом, развитие конкурентных отношений в Республике Беларусь в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием действенных антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности.

2. АНАЛИЗ КОНЦЕНТРАЦИИ БЕЛОРУССКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь

Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности [1, c. 17].

Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

- определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;

- порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий, правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

- порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;

- порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;

- порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

- порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;

- порядок выявления монопольных цен;

- порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;

- порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;

- порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства [1, c. 29].

Таким образом, государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

2.2 Анализ концентрации предприятий белорусской промышленности. Проблемы в развитии конкуренции

Проведем анализ концентрации предприятий белорусской промышленности на основе данных таблицы 2.1.

Таблица 2.1 - Анализ концентрации предприятий белорусской промышленности

Отрасль

Число

предприятий-

монополистов

Удельный вес

предприятий-

монополистов

в общем

в общем

числе пред

объеме произ

приятий, %

водства, %

2000 г.

2010 г.

2000 г.

2010 г.

2000 г.

2010 г.

Промышленность --

всего

343

238

14,3

11,5

52,2

47,7

В том числе:

топливная

1

1

2,5

2,6

28,5

8,0

черная металлур

гия

4

2

21,1

13,3

87,1

86,0

цветная металлур

гия

2

1

50,0

20,0

65,8

15,3

химическая и

нефтехимическая

33

27

41,8

36,0

94,9

89,6

машиностроение и

металлообработка

136

109

21,4

18,8

68,7

61,8

лесная деревооб

рабатывающая

и целлюлозно-бу

мажная

35

14

11,5

4,5

35,6

23,6

строительных ма

териалов

21

16

13,4

13,4

56,8

57,6

стекольная и фар

форово-фаянсовая

9

5

60,0

26,3

88,7

27,5

легкая

56

18

12,1

6,8

67,3

31,4

пищевая

29

27

59,8

5,8

24,7

26,0

Составлено автором на основе данных [24, с. 232]

Как видно из таблицы, наибольшее количество предприятий-монополистов в Республике Беларусь -- в машиностроении и металлообработке, а по удельному весу в выпускаемой продукции предприятиями-монополистами лидируют химическая и нефтехимическая, стекольная и фарфорово-фаянсовая промышленность, черная металлургия.

Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкуренции. В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках [2, c. 258].

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем, чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.

Конкуренция -- соперничество субъектов в основном за лучшие условия производства и сбыта товаров. В рыночной экономике организация стремится доказать свою конкурентоспособность прежде всего в глазах потребителя. Из этого вытекают два важнейших условия существования конкуренции. Во-первых, потребителю необходимо иметь реальное право выбора товаров. Во-вторых, у него не должно быть никаких предварительных обязательств ни перед одним из субъектов хозяйствования.

Конкуренция не измеряется однозначно в категориях «хорошо» или «плохо». Всегда есть и первое, и второе. Одно из негативных последствий конкуренции -- монополия. Каковы основные черты современного состояния конкурентной среды в Республике Беларусь? Она уже достаточно развита. Есть тысячи частных и государственных предприятий, которые активно борются за удовлетворение потребностей потребителей. Прежде всего это розничная торговля и сфера услуг, производство товаров повседневного спроса, образование, отчасти строительные услуги и т.д. Относительно равные условия в основном имеются в сфере сбыта продукции.

Рыночная конкуренция способствует ускоренному развитию предприятий, создающих новые товары, достигших более низких издержек, большей добавленной стоимости, благодаря новым технологиям, грамотной маркетинговой политике, уходу из «экономической игры» структур, неэффективно использующих имеющиеся ресурсы. Вот путь к созданию новой, инновационной, гибкой, устойчиво развивающейся экономики с низкой инфляцией и положительным сальдо внешней торговли.

К сожалению, у нас получила широкое распространение практика другой конкуренции. Ее основной признак -- отраслевой лоббизм с целью получения льготных конкурентных преимуществ на стадии производства. Ее формы: покрытие из госбюджета убытков от хозяйственной деятельности, льготное долгосрочное финансирование, включая кредитование проектов предприятий, включенных в различные госпрограммы, под половину ставки рефинансирования. Она также проявляется в прямой и косвенной масштабной поддержке за счет бюджетов отдельных отраслей и групп предприятий, льготных ценах на сырье и энергоносители, налоговых послаблениях, в т.ч. уменьшении ставки отчислений в ФСЗН. Станет ли Директива № 4 помехой таким проявлениям? [17, c. 11].

Сильнейшим тормозом на пути конкуренции является административное распределение рыночных ресурсов и связанное с ним их квотирование. Много нареканий у предпринимателей по поводу квотирования мясного, молочного сырья, полиэтилена высокого давления, стекла, цемента и многого другого. А вот обеспечения равного доступа субъектов малого предпринимательства к госзаказам сегодня, мягко говоря, нет. Подготовленный на эту тему проект указа успешно утонул в недрах министерств. Более того, даже преобладает мнение: если существует в городе коммунальное предприятие, зачем мы должны отдавать заказы этим коммерсантам.

Другая проблема -- региональный протекционизм. Пусть загибающийся завод, пусть никудышная продукция, пусть цены атомные, но он наш, там наши люди, налоги идут в местный бюджет и вы, «гнусные торговцы», попробуйте не выполнить доведенные квоты по продаже нашей «прекрасной» продукции и пустить на свои прилавки вражескую, из соседней области. По телевизору недавно показывали, какие препоны для «чужих» товаров устраивают в Гомеле. Факты налицо. Но никто за многие годы за такие слова и преступные действия в стране не наказан.

Не улучшает конкурентную среду стремление некоторых чиновников упрощенным методом «довести» до всех прогнозные показатели. Некоторым «лежащим» субъектам хозяйствования это на руку. Ведь для приказанного роста им просто обязаны выдать очередные льготы, под очередную программу «развития» обеспечить доведенный рост -- неважно чего и какой ценой. В результате огромная часть ресурсов страны уходит на продление агонии устаревших реально обанкротившихся предприятий, значит, на противодействие инновациям, современным методам организации производства, технологиям маркетинга [17, c. 13].

Такие явления значительно искажают истинную конкуренцию, кардинально отличаются от ее естественной, рыночной формы. Относятся ли вышеописанные явления к конкуренции? Несомненно. Только цели у нее другие. Участников этой «конкуренции» больше заботят «льготные условия производства». Почему это нас волнует? Потому, что если где-то прибывает, в другом месте (видимо, у частного бизнеса) убывает.

Следствием такой конкуренции являются отсталость экономики, высокая инфляция, коррупция, монополизм и отрицательное сальдо внешней торговли. Стране сегодня нужно сделать выбор, какую из описанных здесь моделей конкуренции будем развивать. Какая из них нужна белорусскому бизнесу, объяснять, думаю, не стоит. Только уменьшение вдвое размеров «конкуренции № 2» способно снизить ставки по кредитам в стране не менее, чем в 1,5 раза. Страна навсегда лишится позорного лидерства в Европе по уровню инфляции.

2.3 Анализ эффективности антимонопольной политики

Рассмотрим эффективность антимонопольной политики по результатам работы государственных органов управления на основе их отчетов о проделанной работе.

В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским горисполкомом в 2010 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и органов государственного управления.

11.03.2010 подписан Указ Президента Республики Беларусь № 149 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 и от 23 октября 2006 г. № 631», предусматривающий выделение управлений антимонопольной и ценовой политики в самостоятельные структурные подразделения облисполкомов.

Оценка уровня монополизации товарных рынков осуществлялась посредством изучения товарных рынков. В отчетном периоде изучено:

- на республиканском уровне - 23 товарных рынка;

- на местном уровне - 96 местных товарных рынков.

По вопросам формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - Реестр), по результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов. В Реестр включены:

- на республиканском уровне - 6 хозяйствующих субъектов;

- на местном уровне - 66 хозяйствующих субъектов.

В связи с утратой доминирующего положения исключены из Реестра:

- на республиканском уровне - 2 хозяйствующих субъекта;

- на местном уровне - 22 хозяйствующих субъекта.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», заключено 7 соглашений с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение. Соглашениями определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги).

В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках постоянно осуществлялся государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе:

- на республиканском уровне - выдано 24 заключения о согласии на создание холдингов, ассоциаций, союза и хозяйственной группы при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства; 16 - на реорганизацию хозяйствующих субъектов в форме присоединения; 8 - на реорганизацию юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества; 26 - на совершение сделок по приобретению акций (долей) уставных фондов юридических лиц;

- на местном уровне - рассмотрено 92 проекта создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано: 31 реорганизация в форме присоединений хозяйствующих субъектов, преобразование 8 хозяйствующих субъектов в ОАО; создание 2 ассоциаций, 10 холдингов, 2 хозяйственных групп, 1 областного государственного объединения. Рассмотрено 53 ходатайства о согласовании сделок по приобретению акций (долей) в уставных фондах хозяйствующих субъектов и согласовано 47 ходатайств, по 6 обращениям согласование антимонопольного органа не требуется.

В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено на республиканском уровне 54 обращения хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.

Коллегией Департамента ценовой политики Министерства экономики приняты решения по 12 заявлениям о нарушениях антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 9 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14-2 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»).

Подготовлены возражения и принято участие в судебных заседаниях Судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь по обращениям 4 хозяйствующих субъектов (ЧТУП «Мир красоты - холдинг», ИООО «Бримстон-Бел», ООО «Информторгсервис», АО «Гриндекс») на решения Департамента ценовой политики Министерства экономики. Судебной коллегией принято решение отказать в удовлетворении жалоб указанных хозяйствующих субъектов. За 2009 - 2010 гг. Апелляционным Советом Национального центра интеллектуальной собственности по поданным возражениям были приняты решения по отмене 15 товарных знаков, в отношении которых Департаментом признаны факты недобросовестной конкуренции, связанные с регистрацией товарных знаков.

В целях устранения выявленных нарушений антимонопольного законодательства выданы предписания 4 хозяйствующим субъектам; на местном уровне - свыше 220 писем и заявлений по вопросам антимонопольного регулирования, соблюдения антимонопольного законодательства. В рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства облисполкомами, Минским горисполкомом установлено 17 нарушений антимонопольного законодательства, допущенных 10 хозяйствующими субъектами и 7 органами управления [17, c. 13].

Таким образом, в целом, антимонопольные органы Республики Беларусь проводят большую работу по защите конкуренции в национальной экономике. Однако, это не снимает проблем в этой сфере, которые были обозначены и которые необходимо решить в ближайшее время.