Проблемы экономической концентрации и защиты конкуренции в национальной экономике

курсовая работа

3. НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

экономический конкуренция антимонопольный модернизация

Для снижения экономической концентрации необходима структурная трансформация белоруской экономики с проведением реорганизаций белорусских предприятий. Ближайшие два--три пятилетия являются ключевыми для экономики Республики Беларусь. В этот период должна быть сформирована структура производства, отвечающая долгосрочным целям страны, завершены начатые институциональные преобразования, создана адекватная рыночным условиям система мотивации поведения предпринимателей и наемного персонала, достигнуто радикальное повышение уровня жизни населения. Необходимо с учетом национальных особенностей оптимально встроить белорусскую экономику в мировое, глобальное хозяйство, используя двусторонние и многосторонние связи; обеспечить модернизацию структуры экономики в направлении роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести систему управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечить на этой основе формирование качественно новых стимулов инновационной активности [4, c. 14].

Системный подход к решению проблемы структурной перестройки и повышению на ее основе конкурентоспособности продукции означает, что недостаточно принять некий «план мероприятий» по ее улучшению -- в действующей системе экономических координат его реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на структуру экономики и конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуры экономики, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий.

При преобразовании структуры экономики предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые и межрегиональные пропорции: между государственным и частным секторами экономики; производством, потреблением и накоплением; между отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары, и сферой услуг; между крупным и мелким бизнесом; оптимизировать пропорции в уровне социально-экономического развития областей и г. Минска.

Сегодня централизованное управление должно быть дополнено механизмами конкуренции и инновационной деятельности. Перед системой государственного регулирования возникают новые задачи:

* структурная модернизация экономики;

* полноценное включение механизмов рыночной конкуренции и механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики [4, c. 15].

При определении направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из принципов:

* многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;

* концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;

* постепенной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности;

* перехода на инновационный путь развития экономики;

* социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг;

* приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;

* учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередь с Россией и другими странами СНГ;

* гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;

* обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;

* комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;

* экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;

* рационального сочетания системы государственного регулирования и рыночного саморегулирования, государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств.

Опыт многих стран, добившихся достаточно быстрого подъема экономики, свидетельствует о необходимости применения различных стратегий структурных преобразований: стратегии использования местных природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиции и последующим направлением полученных доходов на развитие других отраслей; стратегии «преследования», ориентированной на освоение конкурентоспособной продукции экономически развитых стран, но с более низкими ценами; стратегии «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке и создании новых продуктов и технологий на основе достижений научно-технического прогресса [7, c. 301].

Учитывая различия между отраслями и их группами, структурная политика Республики Беларусь должна предусматривать рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комплексов и отраслей страны с учетом максимального использования их конкурентных преимуществ.

Таким образом, целевыми установками структурной перестройки экономики должны стать снижение доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замена неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах. Ставка должна быть сделана на информатизацию, программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, модернизацию энергетической отрасли, биотехнологии и генетику.

Как же нам развивать нормальную, рыночную конкуренцию? В мире давно разобрались с этим вопросом. Необходимо бережно охранять ее, не дать пропасть, извратиться, перейти в монополию. Ограничивать власть монополистов на рынке.

Для этого, в первую очередь, нужно заменить все механизмы, приводящие к недобросовестной конкуренции: усовершенствовать проведение тендеров, продавать через них любой товар, если имеются сомнения, что кому-то его не хватит. Необходимо срочно перейти от административного к рыночному способу распределения сырьевых ресурсов в стране.

Важнейшим условием развития конкуренции являются механизмы ее регулирования -- законодательные (включая контроль исполнения соответствующих нормативных актов) и корректирующие (нормы, правила и стандарты) [7, c. 310].

Основой регулирования в этой сфере является развитое законодательство, где даны четкие определения всем основным явлениям недобросовестной конкуренции, монополистическим практикам, монополизации экономики. Такое законодательство есть, например, в России. Чрезвычайно важно наличие дееспособного антимонопольного государственного органа, обладающего силой выявлять эти вредные явления и наказывать нарушителей по закону. В стране нужна отдельная программа развития конкуренции.

Для более тонкой настройки конкурентной среды предназначены структуры в правовой части. Они устанавливают правила добросовестного поведения на своих рынках. По своей природе они саморегулируемые, их ядро -- сам бизнес этого сектора рынка. Это могут быть отраслевые, профессиональные ассоциации, другие. На первых порах эту функцию могли бы выполнять общественно-консультационные советы при министерствах и органах государственной власти.

Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена, прежде всего, построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность [7, c. 318].

Дальнейшего развития и разработки потребует методологическая база по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий.

Делись добром ;)