Пути повышения прибыли и рентабельности ОАО "Лепельский МКК"

курсовая работа

1.1 Экономическая сущность рентабельности, значение и задачи анализа рентабельности. Характеристика показателей рентабельности

Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели, такие как прибыль. Прибыль является итоговым экономическим показателем деятельности предприятия, свидетельствующим об эффективности, однако не позволяющим определить степень эффективности, т. е. насколько предприятие эффективно. Прибыль не позволяет соизмерить финансовый результат с издержками на его достижение. Для более объективной оценки должны быть задействованы относительные характеристики финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Таким показателем является рентабельность.

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов[13, c.120].

Экономический эффект деятельности хозяйствующего субъекта выражается абсолютным показателем прибыли. Экономическая эффективность работы организации характеризуется относительными показателями -- системой показателей рентабельности, или прибыльности (доходности) организации. В общем случае результативность, экономическая целесообразность и эффективность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности [16, c. 201].

Показатель эффективности рассчитывается в общем случае по формуле:

, (1.1)

где - величина экономического эффекта;

- величина ресурсов и затрат.

Коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов и затрат. Однако на практике, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, "рентабельность" понимается в более широком смысле, нежели "эффективность".

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия[1, c.45].

При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность -- относительный показатель и показывает степень доходности предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса[6, c. 70] .

Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции - прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения - рентабельности.

Основными задачами анализа показателей рентабельности предприятия являются:

- оценка хозяйственной ситуации;

- выявление факторов и причин, определивших сложившееся состояние;

- выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности;

- подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы: рентабельность экономика хозяйственный управленческий

Рентабельность продукции.

Рентабельность продукции можно выразить двумя способами. По первому способу рентабельность единицы продукции определяется отношением прибыли к себестоимости [33, с.313]:

Рпрод = П / С х 100 , (1.2)

где Рпрод-рентабельность единицы продукции;

П - прибыль организации;

С- себестоимость.

Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции, т.е. окупаемость издержек.

Второй способ расчета показателя уровня рентабельности продукции - это расчет с учетом доходности на вложенный капитал [33, с.314]:

Рв.к. = (ВКхУДв.к.) / (СедхОРнат) х100 , (1.3)

где Рв.к.- рентабельность на вложенный капитал;

ВК - вложенный в данное производство капитал;

УД в.к.? уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом;

Сед- себестоимость единицы продукции;

ОРнат - объем реализации в натуральном выражении.

Рентабельность продаж

Рентабельность продаж рассчитывается по формуле [33, с.297]:

ROS = Пп / В х100, (1.4)

гдеROS - рентабельность продаж;

Пп ? прибыль от продаж;

В- выручка от продаж.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат. Этот показатель может служить ориентиром в оценке конкурентоспособности продукции, так как снижение себестоимости может означать и падение спроса на нее.

Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.

Рентабельность активов (или доходов от инвестиций) [33, с.610]:

ROА = П / Аср х 100 , (1.5)

где ROА - рентабельность активов;

П ? прибыль предприятия;

Аср - средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

Рентабельность акционерного, или собственного капитала

Данный показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного средств, используемых предприятием, ? собственных средств [33, с.423]:

ROЕ = ЧП / СКсрх 100, (1.6)

гдеROЕ ? рентабельность собственного (акционерного) капитала;

ЧП ? чистая прибыль предприятия;

СКср ? средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.

Рентабельность перманентного капитала устанавливается следующим образом [33, с.105]:

Рп.к. = ЧП / ПКсрх100, (1.7)

где Рп.к. ? рентабельность перманентного капитала;

ЧП ? чистая прибыль предприятия;

ПКср ? средняя величина собственного капитала и долгосрочных кредитов и займов, полученных предприятием за определенный период.

Долгосрочный кредит практически используется для формирования внеоборотных активов и способствует высвобождению собственных средств. Тем самым он как бы косвенно увеличивает собственные средства предприятия. Поэтому показатель рентабельности перманентного капитала в более широком смысле отражает рентабельность собственных средств предприятия, или, другими словами, средств, вложенных в предприятие на длительный срок.

Аналогично определяется рентабельность заемных средств, как долгосрочных и краткосрочных в целом, так и отдельно краткосрочных пассивов.

К прочим показателям рентабельности прежде всего относят показатели рентабельности акций.

Одним из существенных показателей является показатель рентабельности инвестиций [21, с.184]:

Ринв= (Дф.в/ ФВ) х 100 , (1.8)

гдеРинв - рентабельность инвестиций;

Дф.в - доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;

ФВ - сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

В понятии рентабельности производства сопоставляются накопления, создаваемые в процессе изготовления продукции, с первоначально выделенными данному предприятию производственными фондами. Рентабельность производства служит измерителем эффективности использования средств, находящихся в распоряжении предприятия.

Делись добром ;)