logo
Пути совершенствования качества продукции

1.3 Сущность и содержание сертификации продукции

В условиях жесткой конкуренции завоевать соответствующий сегмент на рынке можно, только представив потенциальным потребителям достоверные данные о качестве товара. Исходя из необходимости обеспечения покупателя объективной и достаточной информацией о качестве, стал распространяться такой вид контроля, как сертификация.

«Сертификация» - от латинского означает «сделать верно» (certum - верно, facere - делать) - это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Данный вид деятельности предполагает обязательное наличие третьей стороны - лица или органа, не зависящего ни от поставщика (изготовителя), ни от покупателя (потребителя) и предоставляющего наиболее достоверные результаты исследований. Такое подтверждение дает гарантию выполнения всех необходимых требований и осуществляется по определенной процедуре.

Сертификат - документ, изданный по правилам сертификации и сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Значение сертификации огромно как для производителя, так и для покупателя:

- для потребителя это гарантия высокого качества, а для изготовителя - одно из действенных средств рекламы, выделяющих его продукцию среди аналогичных конкурирующих товаров;

- она служит средством, предупреждающим на рынке появление товаров, угрожающих здоровью людей и окружающей среде;

- ее применение позволяет защитить национальные рынки от импортной продукции;

- сертификация создает условия для участия изготовителей (продавцов) в международной торговле;

- способствует ускорению научно-технического процесса, вынуждая предприятие непрерывно занимается разработкой новых конструкций изделий, внедрять прогрессивные технологии, оборудования, материалы, совершенствовать организацию производства.

Сегодня почти во всех странах Западной Европы, США и Японии обязательная сертификация получила значительное распространение и основывается на законах о безопасности, охране здоровья и окружающей среды.

Сертификация базируется на следующих основных принципах:

- добровольность либо обязательность;

- объективность, т.е. независимость от изготовителя и потребителя;

- достоверность, т.е. использование профессиональной испытательной базы;

- исключение дискриминации товаров отечественных и зарубежных производителей;

- обеспечение общественных и государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о его качестве;

- правовое и техническое обеспечение, а также многофункциональность использования результатов изготовителем, торговлей, потребителями, органами надзора, таможней, страховыми организациями, биржами, аукционами, судом;

- разнообразность форм и методов проведения сертификации изделий с учетом ее специфики, характера производства и потребления.

Развитие форм собственности и рыночных отношений породило множество систем, подтверждающих соответствие продукции, которые можно классифицировать по различным признакам.

По заинтересованности сторон выделяют национальную, региональную и международную систему сертификации.

Подтверждение соответствия может носить как обязательный, так и добровольный характер.

Обязательная сертификация осуществляется самим изготовителем-заявителем и создается для продукции, на которую в научно-технической документации должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению жизни и здоровья людей. Это продукты питания, электрооборудование, автомобили, строительные материалы, самолеты и д.р. В данном случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать, но и производить продукцию. Данный вид деятельности осуществляется на основании законов, законодательных и нормативных актов и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов.

Добровольная сертификация - деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателям, по которым законодательством ее обязательное проведение не предусмотрено. Она в основном затрагивает технические и эксплуатационные характеристики изделий, определяющие надежность, долговечность, эстетические, эргономические, экономические и другие показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой. Данный вид деятельности осуществляется аккредитованным органом по сертификации по инициативе заявителя на подтверждение на основе договора.

Для различных видов продукции состав и содержание основных операций, выполняемых при подтверждении соответствия (испытания, оценка производства, инспекционный контроль), могут быть различными. Набор доказательств может включать или не включать, в зависимости от требуемой уверенности, разные виды испытаний, оценки производства и инспекционного контроля. Совокупность и последовательность отдельных операций, выполняемых третьей стороной для подтверждения соответствия, принято называть схемой сертификации.

На практике самим предприятием может создаваться также самостоятельная система сертификации. При этом документ о соответствии выдает сам изготовитель строго под свою ответственность. По существу, самосертификация является заявлением организации о соблюдении продукции и производства требованиям НТД.

Таким образом, сегодня сертификация выступает очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции на внешний и внутренний рынок, защиты его от появления непригодных изделий. Именно поэтому многие зарубежные фирмы расходуют большие средства и время на подтверждение того, что их товары имеют высокое качество.