1.3 Сущность и содержание сертификации продукции
В условиях жесткой конкуренции завоевать соответствующий сегмент на рынке можно, только представив потенциальным потребителям достоверные данные о качестве товара. Исходя из необходимости обеспечения покупателя объективной и достаточной информацией о качестве, стал распространяться такой вид контроля, как сертификация.
«Сертификация» - от латинского означает «сделать верно» (certum - верно, facere - делать) - это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Данный вид деятельности предполагает обязательное наличие третьей стороны - лица или органа, не зависящего ни от поставщика (изготовителя), ни от покупателя (потребителя) и предоставляющего наиболее достоверные результаты исследований. Такое подтверждение дает гарантию выполнения всех необходимых требований и осуществляется по определенной процедуре.
Сертификат - документ, изданный по правилам сертификации и сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Значение сертификации огромно как для производителя, так и для покупателя:
- для потребителя это гарантия высокого качества, а для изготовителя - одно из действенных средств рекламы, выделяющих его продукцию среди аналогичных конкурирующих товаров;
- она служит средством, предупреждающим на рынке появление товаров, угрожающих здоровью людей и окружающей среде;
- ее применение позволяет защитить национальные рынки от импортной продукции;
- сертификация создает условия для участия изготовителей (продавцов) в международной торговле;
- способствует ускорению научно-технического процесса, вынуждая предприятие непрерывно занимается разработкой новых конструкций изделий, внедрять прогрессивные технологии, оборудования, материалы, совершенствовать организацию производства.
Сегодня почти во всех странах Западной Европы, США и Японии обязательная сертификация получила значительное распространение и основывается на законах о безопасности, охране здоровья и окружающей среды.
Сертификация базируется на следующих основных принципах:
- добровольность либо обязательность;
- объективность, т.е. независимость от изготовителя и потребителя;
- достоверность, т.е. использование профессиональной испытательной базы;
- исключение дискриминации товаров отечественных и зарубежных производителей;
- обеспечение общественных и государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о его качестве;
- правовое и техническое обеспечение, а также многофункциональность использования результатов изготовителем, торговлей, потребителями, органами надзора, таможней, страховыми организациями, биржами, аукционами, судом;
- разнообразность форм и методов проведения сертификации изделий с учетом ее специфики, характера производства и потребления.
Развитие форм собственности и рыночных отношений породило множество систем, подтверждающих соответствие продукции, которые можно классифицировать по различным признакам.
По заинтересованности сторон выделяют национальную, региональную и международную систему сертификации.
Подтверждение соответствия может носить как обязательный, так и добровольный характер.
Обязательная сертификация осуществляется самим изготовителем-заявителем и создается для продукции, на которую в научно-технической документации должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению жизни и здоровья людей. Это продукты питания, электрооборудование, автомобили, строительные материалы, самолеты и д.р. В данном случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать, но и производить продукцию. Данный вид деятельности осуществляется на основании законов, законодательных и нормативных актов и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов.
Добровольная сертификация - деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателям, по которым законодательством ее обязательное проведение не предусмотрено. Она в основном затрагивает технические и эксплуатационные характеристики изделий, определяющие надежность, долговечность, эстетические, эргономические, экономические и другие показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой. Данный вид деятельности осуществляется аккредитованным органом по сертификации по инициативе заявителя на подтверждение на основе договора.
Для различных видов продукции состав и содержание основных операций, выполняемых при подтверждении соответствия (испытания, оценка производства, инспекционный контроль), могут быть различными. Набор доказательств может включать или не включать, в зависимости от требуемой уверенности, разные виды испытаний, оценки производства и инспекционного контроля. Совокупность и последовательность отдельных операций, выполняемых третьей стороной для подтверждения соответствия, принято называть схемой сертификации.
На практике самим предприятием может создаваться также самостоятельная система сертификации. При этом документ о соответствии выдает сам изготовитель строго под свою ответственность. По существу, самосертификация является заявлением организации о соблюдении продукции и производства требованиям НТД.
Таким образом, сегодня сертификация выступает очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции на внешний и внутренний рынок, защиты его от появления непригодных изделий. Именно поэтому многие зарубежные фирмы расходуют большие средства и время на подтверждение того, что их товары имеют высокое качество.
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. Теоретические основы качества продукции
- 1.1 Качество продукции как объективная закономерность развития предприятия
- 1.2 Система показателей качества продукции
- 1.3 Сущность и содержание сертификации продукции
- Глава 2 Оценка уровня качества продукции на ЧУП «ЭлКис» ОО «БелТИЗ»
- 2.1 Экономическая характеристика ЧУП «ЭлКис» ОО «БелТИЗ»
- 2.2 Анализ показателей уровня качества продукции на предприятии
- Глава 3. Пути повышения уровня качества продукции на ЧУП «ЭлКис» ОО «БелТИЗ»
- Задачи совершенствования качества продукции
- 3.1.Пути повышения качества продукции
- План совершенствования качества продукции
- Тема 2. Совершенствование управления качеством труда и продукции
- 3.3. Пути совершенствования учета готовой продукции
- Тема 27 Совершенствование контроля качества продукции на предприятии
- 2.3 Пути совершенствования управления качеством продукции на промышленном предприятии
- 3.3 Пути совершенствования управления качеством продукции на промышленном предприятии
- Управление качеством продукции
- 4. Пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности.