logo
Разработка и обоснование нового вида деятельности ОП "Спецстройтех" ООО "Межрегионгаз"

1.1 Нововведение как объект исследования

В современных условиях хозяйствования старые механизмы внедрения нового уже не работают, а новые только формируются. Как не парадоксально, но именно в настоящее время Россия переживает подъем новшеств. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развитие новых организационных форм хозяйствования и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок капитала, рынок труда и т.д.

Менеджмент в области нововведений - это особая организационно управленческая деятельность, направленная на получение высоких экономических, социальных и экологических результатов путем использования новшеств в производственно-коммерческой деятельности [32, с. 19].

Данный вид менеджмента основывается на следующих ключевых моментах:

- целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данного новшества.

- организация процесса внедрения.

- процесс продвижения и реализации нового вида деятельности на рынке - это целое искусство, требующие творческого подхода и активных действий продавцов.

Менеджмент в области нововведений включает в себя стратегию и тактику управления.

Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели [31, с. 76]. Этому способу соответствует определённый набор правил и ограничений для принятия решений. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает своё существование. Новые цели ставят задачу новой разработки новой стратегии.

Тактика - это конкретные методы и приёмы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики является искусство выбора оптимального решения и приёмов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

Данный вид менеджмент можно рассматривать как систему управления. Он состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления). Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления. Таким образом, процесс управления - это процесс выработки и осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления.

Субъектом управления может быть один или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т.д.), которые посредством различных приёмов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

Объектом управления являются новые продукты и операции, экономические отношения между участниками рынка нововведений (продуцентов, продавцов, покупателей).

Современные теоретические представления об нововведениях базируются на ряде концептуальных положений, связанных с изменениями хозяйственной жизни. Выделяют две основные формы предпринимательства: создание и экономическая реализация нововведения и чисто рыночное предпринимательство (маркетинг). Наиболее полно сущность предпринимательства проявляется в нововведениях, где создаётся новая, ранее не существовавшая комбинация факторов производства.

Указанный объект нововведений получил достаточно близкое сущностное понимание у исследователей, например:

Шумпетер определяет нововведение как часть процесса «изобретение - нововведения - диффузия» [25, c. 87].

Для Дракера новшество это новая техническая возможность, а нововведение это результат влияния новшества на образ жизни людей.

Ригс понимал новшество как концептуализация новых идей. Это коммерческое освоение новой идеи.

С точки зрения Хиппель новшество - новый продукт или процесс. Нововведение это применение нового продукта или процесса на практике [23, c. 17].

Мендел и Эннис определили новшество как новый замысел, а нововведение - новые уникальные продукты, процессы или услуги [18, c. 98].

Для Пригожина новшество - элемент нововведения, а нововведение в свою очередь «клеточка» управляемого развития, целенаправленных изменений

[27, c. 18].

Итак, все вышеизложенные точки зрения указывают на временную границу между новшеством и нововведением, на которой и образуется спрос и предложения, касающиеся нового товара.

Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation» - введение новшеств. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, изобретение, новое явление. “Нововведение” означает процесс использования чего-то нового. Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество, становится нововведением.

Процесс введения нового на рынок принято называть процессом коммерциализации. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к коммерциализации, и уже в новом качестве они выступают как нововведения. Известно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (финансовых, трудовых и т.д.). Процесс нововведения также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.

В контексте настоящего исследования мы рассматриваем товарную сторону этого процесса, выделяя следующие виды нового товара: единичное нововведение; группа нововведений; нововведение-объект (предприятие); программное нововведение. В таблице 1.1 приведены примерный товарный разрез рынка нововведений и общая характеристика группы товаров.

Таблица 1.1Товарный разрез новшеств

Вид

Характеристика товара

Нововведение

Наиболее массовый единичный товар, представляющий собой продукт интеллектуальной деятельности с определённым сроком жизни и морального старения

Объектное нововведение

Несколько взаимосвязанных новшеств, образующих новую потребительскую ценность и отражающих определённые тенденции развития техники и технологии

Базовое нововведение

Комплекс взаимосвязанных новшеств, обеспечивающих потребности в новых продуктах и (или) новое качество экономического роста

Программное нововведение

Комплекс единичных объектов и базовых новшеств, вплоть до взаимозаменяемых, обеспечивающих новую потребность

Единичный нововведенный товар составляет основу рынка продукции и живёт своей собственной жизнью, подвергаясь моральному старению.

Группа - представляет собой взаимосвязь новшеств, отражающих новую потребительскую ценность. Распространение их на рынке отражает определённые тенденции в области научно-технических знаний и новые потребности производства. Развитие предложения этого товара идёт по двум направлениям: неудержимое появление новых материалов и, как следствие, их модификаций; объединение обеспечивающих новшеств вокруг базового новшества, что объективно происходит в тех случаях, когда речь идёт о новых технологиях.

Чтобы охарактеризовать новую деятельность предприятия нужно определить основные понятия менеджмента: новая деятельность, процесс нововведения и система механизмов.

Современные тенденции общественного развития таковы, что практически все технические, социальные, организационные и прочие изменения происходят быстрее, чем в прошлом. Это означает, что становится нетипичным устойчивый рост в любых отраслях производства. В результате обостряется конкурентная борьба, и более стабильно работают те фирмы, которые оказываются способными предвидеть последствия новых технических достижений. Они направляют значительные силы на создание разнообразных новшеств (новых продуктов, технологий, способов продвижения товаров и т.д.) для удовлетворения будущих, не вполне определённых сейчас потребностей. Иными словами, если фирма не организует управление научно-техническим развитием, не концентрирует средства на долгосрочных целях организации, то она, как правило, не выживает, даже несмотря на затраты огромных средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Фирма является той локальной экономической системой, в рамках которой могут и должны осуществляться научно-технические преобразования как проекты внедрения различных новшеств с ясно определёнными коммерческими целями. Процесс, в ходе которого идея доводится до стадии практического использования и начинает приносить экономический эффект, называется нововведением. Существует определённое разнообразие признаков классификации нововведений (базовые, революционные, радикальные, широкого применения, специального назначения и др.). Для практической деятельности имеет значение деление нововведений на те, объектом которых являются, во-первых, тип продукции (нововведение - продукт, формирующий новые человеческие потребности или предусматривающий принципиально новый способ их удовлетворения), а во-вторых, метод обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы, осуществляемый в производственном процессе (нововведение - технологический процесс). Нововведения-продукты, как правило, не так сильно влияют на все стороны организации деятельности фирмы, как нововведения-процессы. Но чаще всего понятие нововведения рассматривается в самом широком смысле как новая организационная технология, изменяющий содержание различных видов деятельности в фирме.

Нововведение предполагает практическое использование интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, либо способа его производства и удовлетворения потребности общества в конкурентоспособных товарах и услугах. Она имеет свои особенности, которые определяются избранной фирмой концепцией в осуществлении нововведения.

В общем виде процесс состоит в получении и коммерциализации новых видов продукции и услуг, решений экономического, социального или иного характера и других результатов осуществляется в 4-е этапа:

а) на этом этапе проводятся фундаментальные исследования рынка товаров и услуг.

б) второй этап это стадия экспериментальной разработки. Ввиду большой вероятности получения отрицательного результата.

в) на третьем этапе происходит доведение экспериментальных разработок до стадии подготовки документации.

г) на этом этапе происходит коммерциализация нововведения, продолжается от момента запуска его в производство до полной ликвидации проекта. Начало этапа характеризуется наиболее значительными по объёму инвестициями в производство (создание производственных мощностей, подготовка персонала, подготовка каналов сбыта и т.д.).

До тех пор, пока в освоенное новшество осуществляются дополнительные инвестиции, процесс не считается завершённым. Его окончание принято считать момент сведения к нулю дополнительных затрат, необходимых для увеличения продолжительности жизни данного нововведения.

Наибольшее влияние на коммерческий успех новшеств оказывают собственная политика фирмы и принципы, которыми она руководствуется. Основу механизма реализации политики фирмы, составляет, прежде всего, квалифицированное управление. Оно возможно при условии, что лица, на которых возложено принятие нововведенческих решений:

а) придерживаются целесообразной для конкретных условий концепции осуществления нововведений;

б) имеют представление об условиях и принципах эффективной внутрифирменной организации деятельности;

в) ориентируется в особенностях функционирования рынка новшеств;

Существует множество механизмов, выполняющих конкретные функции. Механизмы должны формировать функциональное обеспечение предпринимательских структур в его привязке к стадиям их жизненного цикла. Под функциональным обеспечением понимается инвестиционное и финансовое обеспечение. Обеспечение должно способствовать зарождению и эффективному поиску нововведения.

Систему механизмов нововведений в целом можно представить пятью группами:

- механизм организации;

- механизмы разработки и внедрения;

- механизмы финансирования и стимулирования;

- механизм технологического трансферта;

- механизм интеллектуальной собственности.

Данные механизмы «включаются», когда необходимо осуществить разработку и внедрение нововведения или в более общем виде - обеспечить эффективное протекание процессов.

Механизмы существуют на трёх основных уровнях: макро-уровне, региональном уровне, уровне предприятия. На макро-уровне решаются три основные задачи: формируется государственная стратегия, создаётся благоприятный климат для экономики в целом, реализуется государственные программы. На региональном уровне присутствуют похожие задачи, но они привязываются к особенностям определённых регионов. И макро-, и региональный уровень создают условия для интенсивного протекания процессов на уровне предпринимательских структур. Эти механизмы призваны обеспечить реализацию федеральной и региональных стратегий на макроуровне, направлять в русле приоритетов предпринимательскую инициативу.

Упомянутые механизмы должны действовать в определённой последовательности и характеризоваться сопряженностью и согласованностью.

Рассмотрим подробнее элементы системы инновационных механизмов.

Механизм организации ориентирован на формирование и реорганизацию структур, осуществляющих процессы нововведения. Такое формирование может проходить в различных формах, основными из которых являются: создание, поглощение, рыночная интеграция, выделение.

Создание - это формирование новых предприятий, структурных подразделений или единиц, призванных осуществлять новый вид деятельности.

В ряде случаев весьма эффективным организационным механизмом может быть поглощение крупной компанией небольших фирм, деятельность которых входит в круг интересов этой компании. Данный механизм предполагает осуществление больших единовременных затрат, но приводит к значительному сокращению сроков выхода с новым продуктом на рынок, а кроме того позволяет достигнуть синергетического эффекта от объединения.

Механизмом, дополняющим поглощение, является установление тесных связей крупной компании и малых фирм, основанных на создании долгосрочных договорных отношений, совокупность которых можно назвать рыночной интеграцией.

Выделение - организационный механизм, предполагающий создание самостоятельных компаний, ранее бывших частью целостных производственных образований. Такие действия целесообразно осуществлять, когда образуется новое направление деятельности, не связанное с основной специализацией компании, отвлекающее на себя её ресурсы.

Механизмы разработки и внедрения. В данную группу можно включить: механизмы поиска новых решений, механизмы разработки и механизмы внедрения.

Механизмы поиска направлены на генерацию новых идей, технических решений. Это необходимый этап, составляющий основу дальнейших процессов, связанных с созданием нововведений, пригодных для внедрения.

Механизмы финансирования и стимулирования определяют способы формирования финансовых ресурсов предпринимательства и повышение их заинтересованности во внедрении новшеств. Здесь можно выделить механизмы кредитования, формирования собственного капитала, формирование затрат на НИОКР и характера отнесения их на себестоимость, увязки размеров налогообложения с интенсивностью деятельности.

Описанная выше система механизмов нововведения и её практическая реализация будут способствовать усилению предпринимательства и переходу на деле к экономическому росту.

Содержание предложения, которое может рассчитывать на встречную потребность предпринимателя, действующего в сфере материального производства, определяется состоянием бизнеса в конкретном секторе (нише) рынка, т.е. конкурентоспособностью предприятия (фирмы) на данном этапе развития.

Конкуренцию предприниматели ведут за ограниченный объём платёжеспособного спроса. Если они терпят поражение в борьбе за присутствие в освоенной рыночной нише, то возникает проблема перехода в другие ниши или даже сегменты рынка, что связанно с освоением новых бизнес-линий. Как было замечено выше, нововведения являются основным инструментом в борьбе с конкурентами.

Конкуренты влияют на возможности предпринимателя устанавливать цену на свою продукцию (и, как следствие, на издержки производства).

Давление конкурентов на рынке сырья также приводит к снижению прибыли. Всё это в каждый момент времени может подорвать финансовое положение предпринимателя и привести к банкротству. Восстановление конкурентоспособности - наиболее сложный процесс.

Очевидные экономические факторы повышения (восстановления) конкурентоспособности (снижение цены, сокращение длительности хозяйственного цикла и производственных издержек, повышение выхода готового продукта высшего качества) могут быть задействованы за счёт нововведений.

В зависимости от положения на рынке (возможностей предложить новое качество товара) предприниматель следует определённой стратегии в конкурентной борьбе за выживание, которая в теории сводится к комбинации неценовой и ценовой конкуренций. В зависимости от этого у него появляется не только потребность в новом, но и необходимость активно влиять на предложения рынка интеллектуальной продукции в своих интересах.

Всё разнообразие нововведений можно свести в определённый структурированный ряд, который представлен в таблице 1.2

Таблица 1.2 - Предложение товара

Характеристика предложения

Возникновение

спроса

Объект

предложения

Ожидаемый результат

Стратегическое

Изменение конъюнктуры рынка, снижение конкурен-тоспособности

Продуктовые и процессные новшества

Выигрыш в ценовой конкуренции, закрепление и (или) расширение рыночной ниши

Тактическое

Снижение объёма продаж, снижение конкурентоспособности

Процессные новшества, производственные и управленческие ноу-хау

Рост запаса конкурентоспособности, закрепление продукта на рынке

Антикризисное

Снижение платёжеспособности и угроза банкротства. Продажа бизнеса.

Продуктовые, процессные, управленческие нововведения

Восстановление конкурентоспособности, реорганизация бизнеса, более высокая цена предприятия (бизнес-линии)

Венчурное

Рисковое вложение капитала в перспективный высокодоходный бизнес

Радикальное нововведение

Сверхвысокая прибыль

Примечание. Продуктовые нововведения - создание, производство и продвижение на рынок новых продуктов; процессные - создание и освоение новых технологий производства известных продуктов.

На современном этапе развития рынка и общественного производства упрощенное понимание цены как денежного выражения стоимости не соответствует действительности. В частности, механизм формирования цены нововведения связан с реализацией сложной взаимосвязи закона стоимости и закона прибавочной стоимости, так как предприниматель стремится получить как минимум определённую норму прибыли на вложенный капитал, которую он вкладывает в цену предложения.

Суть этого механизма состоит в том, что цена предложения выступает как равнодействующая взаимодействия этих двух законов. Организация, выходя на рынок с нововведением, определённо знает, что цена на должна быть выше издержек на его производство.

Предложение нацелено, по сути, на трансформацию новшества в фактор производства. Это означает, что его стоимость и цена формируются под влиянием экономической результирующей взаимодействия факторов конкретного производства. Основной вопрос заключается в том, имеют ли новшества стоимость и соответственно цену, а также будет ли последняя денежным выражением его стоимости. В настоящее время наука и практика не дают однозначного ответа на этот кардинальный вопрос.

Особенности стоимости обуславливают ряд факторов, её образующих. Стоимость и цена не имеют прямой связи с трудом, вложенным в его производство, как и со временем, в течение которого труд был затрачен. Эта стоимость определяется исключительно тем эффектом, который новшество создаёт в производстве, и представляет собой капитализированный эффект. Сказанное о стоимости относится и к цене новшества. Её сущность может быть определена как выражение в деньгах стоимость эффекта, созданного с использованием новшества. Труд, затраченный на создание новшества, расходы на него, включая зарплату, не имеют отношения к установлению цены на него. Эти затраты могут быть большими, а цена окажется низкой, и наоборот.

Особенности нововведения определили и специфику его цены, а также способа её образования. Требования к ценам могут быть сформулированы следующим образом:

а) эффект от использования выражается в накоплении дополнительной прибыли, создаваемой при его использовании в производстве.

б) срок использования, от которого зависит масса эффекта, обуславливается моральным износом нововведения.

в) со временем эффект от использования нововведения уменьшается.

В силу индивидуальности и общественного необходимых затрат на его создание, а также из-за различных экономических условий его использования в производстве можно констатировать тот факт, что рынок новшеств не даёт равновесной рыночной цены новшества. Это приводит к необходимости использования двух цен на новшество: цены покупателя и цены продавца. Между ними будет лежать согласованная договорная цена на новшество, которую можно назвать ценой рыночной инновационной сделки.