Региональная дифференциация заработных плат

курсовая работа

1.3 Работы по России

Стоит отметить, что теме регионального неравенства в России посвящено довольно большое число работ, однако практически все они базируются на исследовании динамики ВРП на душу населения, при этом зачастую авторы получают совершенно различные результаты в зависимости от выбранной методологии. Так, к примеру, о возрастающем неравенстве говорится в статье Lehmann, Silvagni (2013), в которой авторы использовали динамические панельные модели и пришли к выводу о том, что в абсолютном смысле в России наблюдается процесс дивергенции, с небольшой лишь корректировкой на то, что скорость этого процесса снижается. Такого же мнения придерживается и Akhmedjonov (2013), проанализировавший динамику ВРП на душу населения в период с 2000 по 2008 год с использованием нелинейных панельных и ADF регрессионных моделей. Об отсутствии абсолютной бета-конвергенции в период с 1999 по 2004 год говорится и в работе Buccellato (2007), в которой автор активно лоббирует идею пространственных характеристик и проводит анализ с их учетом.

С другой стороны, ряд работ демонстрируют совершенно противоположные результаты. В статье Kholodilin et al. (2009) авторы также использовали пространственные характеристики регионов, разделив их на четыре группы: высокоразвитые регионы, граничащие с высокоразвитыми, низкоразвитые с высокоразвитыми, высокоразвитые с низкоразвитыми и низкоразвитые с низкоразвитыми. Авторы пришли к выводу, что пространственные характеристики имеют большое значение и должны учитываться при анализе конвергенции. Однако, в итоге, была выявлена конвергенция регионов, хотя и очень слабая. Слабую конвергенцию в отношении доходов и заработных плат отмечают Guriev & Vakulenko (2012), рассмотревшие динамику ВРП покомпонентно в трех периодах: 1995-2000, 2000-2005 и 2005-2010, что позволило дать более детальную оценку процесса. В частности, авторы выявили, что в 90-е годы наблюдался процесс дивергенции, в то время как в начале и в конце 00-х регионы продемонстрировали слабую сходимость по ВРП на душу населения.

В целом, результаты по динамике ВРП должны совпадать с динамикой по заработной плате, так как последняя является компонентой ВРП, однако все в той же работе Guriev & Vakulenko (2012) авторы продемонстрировали, что заработная плата, в отличие от ВРП на душу населения, имеет тенденцию к сходимости. В России существует весьма ограниченное число работ по региональной конвергенции заработных плат в России, однако данный показатель является результатом рыночного механизма, и именно его анализ дает представление о несовершенстве рынка.

Резюмируя все вышесказанное, можно заключить, что существующие на сегодняшний день разрывы в региональных заработных платах должны быть нивелированы с течением времени с учетом региональных характеристик: одинаковая работа должна иметь одинаковую оплату. Однако, конечно же, нельзя ожидать полного выравнивания заработных плат, так как во многом существующие различия обусловлены компенсациями. По оценкам Ощепков (2007), 50% дифференциации в заработных платах между работниками со схожими характеристиками обусловлены премиями на плохие или благоприятные условия труда. С другой стороны, остается необъясненная часть дифференциации, анализ динамики которой позволяет утверждать о сближении или отдалении регионов. Если сокращение в заработных платах не происходит, то можно констатировать, что на рынке наблюдается недостаточная миграция или отсутствие необходимого объема инвестиций. В следующей главе описаны данные и методология проводимого исследования.

Делись добром ;)