logo search
Цены и ценовая политика предприятия

1.1 Понятие, функции и виды цен

Категория цены является одним из наиболее сложных экономических понятий, вызывающих споры среди экономистов, и до настоящего времени среди них нет единства по этому вопросу. В экономической теории выделяются два основных направления познания экономической природы цены: марксистское, признающее, что в основе цены лежит стоимость, и австрийское (маржинальное), считающее, что базой цены является полезность товара. В основе первой лежит теория стоимости. В соответствии с ней в основе цены лежит стоимость товара, определяемая трудовыми затратами на его производство и необходимо различать две стороны труда - стоимость как выражение заложенного в товаре абстрактного труда и потребительная стоимость, как вещное выражение результатов труда. Здесь возникает противоречие: с одной стороны, товар - это выражение труда, а с другой - «ценность». Но на рынке покупатель платит одну цену, а не две - по затратам и по результатам. Рыночная цена как бы объединяет эти два фактора, несмотря на их противоречия. Как именно оно разрешается в этой теории не объясняется. Советская политэкономия приняла закон стоимости как закон затрат. Согласно этой концепции цена - денежное выражение стоимости товара. Связь между ценой и стоимостью осуществлялась на основе затратного принципа, в рамках которого величина цены определялась путем суммирования затрат всех факторов производства в денежном выражении (издержек) на единицу товара, к которой прибавлялась определенная величина прибыли. Стоимостной подход имеет ряд недостатков: 1. все затраты признаются необходимыми уже на стадии производства; 2. не учитывается ценность товара для потребителей; 3. невозможно определить цену товаров, не являющихся предметами труда; 4. категории стоимости и труда носят абстрактный характер и неприменимы для оценки конкретного товара.[1]

Маржинальная теория цены противостоит марксистскому подходу, в рамках нее цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе обмена на рынке. Маржинальная теория выделяет в качестве основы цены категорию «полезность». Базой цены здесь выступает предельная полезность, означающая прирост единицы продукции и определяемая по формуле:[3]

Пп= ДП / В (1.1)

где Пп - предельная полезность;

ДП - прирост величины полезности;

В - прирост объема производства.

Основные положения маржинальной теории были развиты и дополнены А. Маршаллом, который создал маржинальную теорию цены, объединившую в единую систему важнейшие понятия из различных учений. Основные принципы маржинальной теории цен:

1. Рассмотрение спроса и предложения как равнозначных факторов.

2. Достижение равновесия на рынке, рыночная цена - цена равновесия.

3. Учет и анализ соотношения спроса и предложения, их взаимосвязь с ценой в условиях чистой конкуренции: рост спроса и падение предложения при уменьшении цены и снижение спроса и рост предложения при ее увеличении.

В этой конструкции цена тяготеет к денежным издержкам, но эти издержки не связаны со стоимостью в марксистском понимании, а сами определяются соотношением спроса и предложения на те факторы производства, которые образуют издержки. Новым в учении А. Маршалла является включение фактора времени в анализ цен: взаимосвязь между издержками и ценами зависит от того, за какой период (долгосрочный или краткосрочный) осуществляется анализ. Предложенный А. Маршаллом подход к формированию цены стал основой той части современной западной экономической науки.

Для понимания сущности цены целесообразно объединить различные подходы и рассмотреть понятие «стоимость» как категорию, выполняющую одновременно две функции: функцию учета затрат и функцию учета общественных потребностей, проявляющуюся в полезности товаров.

Исходя из всего вышесказанного можно дать следующее определение цены: цена конкретного товара есть денежное выражение комплекса ценообразующих факторов, действующих в данное время. При этом рыночные цены обладают способностью самонастраиваться в зависимости от состояния экономики. Именно с этой точки зрения целесообразно рассматривать характер формирования цены.