Институциональная структура внутренних рынков
Функционирование внутренних рынков определяется не только спросом и предложением, их структурой, но и институ-циональной, организационной структурой, характером взаимо-отношений контрагентов. Институциональная структура рын-ков, т. е. совокупность хозяйствующих субъектов, имеет отрасле-вой, размерный и социальный аспекты. Наибольшее значение имеет размерная структура, которая формируется в результате концентрации и специализации производства. Она характери-зуется определенным соотношением предприятий различных размеров. Тип размерной структуры определяется в основном степенью дифференциации отраслевой продукции и размером ее рынка.
Крупные и крупнейшие компании. Организационная структура экономики представ-ляет собой соотношение различных компаний с точки зрения достигнутой интеграции, форм организации в стоимости про-дукции отрасли, страны, числе занятых, в общем числе компа-ний. На рынках целого ряда крупных стран во многих секторах ведущее место занимают крупные и крупнейшие компании (число занятых соответственно свыше 500 и свыше 1000 человек). Ос-новой их возвышения являлась концентрация и централизация капитала в рамках отрасли.
В ходе роста компаний развивалась горизонтальная, внутри-отраслевая интеграция, вершиной которой становилась отрас-левая монополия. Одноотраслевая компания соответствует низшей ступени интеграции в экономике и является низшей формой организации. Образование подобных крупнейших ком-паний приходится на конец XIX в., их организационной фор-мой выступал трест (объединившиеся капиталы). Стимулом их развития являлось достижение монопольного положения и экономия на масштабе производства, которая образуется при увеличении объема выпуска за счет сокращения средних из-держек на единицу продукции.
Стремление к получению экономии на масштабе сферы деятельности или экономия на разнообразии производимой продукции и рынков сбыта способствовала движению компа-нии за пределы отрасли и зарождению процесса вертикальной интеграции. Этот вид экономии, называемой также экономией на росте, образуется в результате несбалансированности роста фирмы, в которой постоянно возникают не используемые в данный момент времени производственные и финансовые ре-сурсы. Экономия от использования этих ресурсов становится стимулом к расширению сферы деятельности компании. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому многие компании стре-мятся к проникновению в те области, в которых технологиче-ские и рыночные факторы являются общими с их основным производством. Благодаря экономии на масштабе сферы дея-тельности образовались крупные вертикально интегрированные компании (комбинаты). Их появление относится к концу 20-х годов, в начале 50-х годов этот процесс в основном закончился.
Сектор крупных и крупнейших компаний сосредоточивает ос-новную долю промышленных товаров, услуг связи, транспорта, торговли и операций кредитных учреждений -- 40--70%. В 70-- 80-е годы произошло некоторое сокращение доли крупнейших компаний в производстве продукции обрабатывающей про-мышленности. Так, доля ста крупнейших компаний за 1970-- 1990-е гг. снизилась в Британии -- с 40 до 36%, в Германии -- с 30 до 24%, в Японии -- с 22 до 21%, но в США она повыси-лась (табл. 17.6).
Уровень концентрации в обрабатывающей промышленности
(доля 100 фирм )
Годы |
США |
ФРГ |
Британия |
ЕС |
Япония |
|
1918 |
22 |
17 |
17 |
-- |
24 |
|
1947 |
23 |
-- |
-- |
-- |
||
1949 |
-- |
-- |
22 |
-- |
-- |
|
1963 |
33 |
-- |
37 |
-- |
-- |
|
1972 |
33 |
30 |
41 |
-- |
22 |
|
1975 |
-- |
-- |
42 |
24 |
-- |
|
1977 |
33 |
-- |
41 |
24 |
-- |
|
1982 |
-- |
-- |
41 |
26 |
-- |
|
1990 |
34 |
24 |
36 |
-- |
21 |
Крупнейшие компании промышленно развитых стран со-ставляют подавляющую часть крупнейших промышленных и банковских компаний мира. Из 500 крупнейших промышлен-ных компаний мира свыше 420 базируются в западных странах.
Ведущие позиции занимают американские и японские корпо-рации -- соответственно 157 и 119 в 1991 г. Компании западно-европейских стран, отдельно взятых, представлены значительно меньшим количеством: Британия -- 43, ФРГ -- 33, Франция -- 32. Немногие западноевропейские компании наукоемких отрас-лей входят в число ведущих: среди 15 компаний по выпуску электронно-вычислительной техники -- только 2, среди 9 ведущих компаний по выпуску научного оборудования -- 2, среди 19 фармацевтических компаний -- 5. Тенденция последних десятилетий характеризуется увеличением числа крупнейших ком-паний из Японии и их уменьшением из США и Британии.
Ведущие компании западных стран являются ТНК. Важ-нейшие решения и общая стратегия инвестирования в значи-тельной мере вышли из-под влияния внутренних рынков. Об-ладая огромной экономической мощью, исследовательским ап-паратом, крупнейшие ТНК вполне могут контролировать некото-рые рынки в малых индустриальных и развивающихся странах.
Малые и средние компании. Возникновение многоотрасле-вых концернов и становление массового производства создали необходимость в автономном существовании мелкого и сред-него производства как элемента общественного разделения труда. По числу занятых к малым и средним компаниям отно-сятся объединения с числом занятых до 500 человек в обраба-тывающей промышленности, а в оптовой торговле -- до 100, розничной торговле и других отраслях сферы услуг -- до 50 занятых. Они относятся к мелкотоварному и товарному про-изводству. Основной социально-экономической чертой этого сектора является его неустойчивость, структурный характер ко-торой предопределяет возможность длительной стабилизации отдельных сфер приложения мелких и средних капиталов. Сте-пень учреждения фирм (отношение новых к существующим компаниям) колеблется от 8 до 12%. Три четверти новых фирм являются мини-предприятиями, их возникновение обычно свя-зано с неудовлетворенным спросом на товары и рабочую силу в ряде отраслей. Столь же высок уровень банкротства малых пред-приятий, особенно в первый -- третий год после регистрации.
Важное явление в развитии мелкотоварного и товарного сектора -- его подчинение крупным и крупнейшим компаниям на основе технико-экономической перестройки и специализа-ции. Реальность этого подчинения выступает в виде контроля основных параметров экономической деятельности мелких и средних предприятий по линии поставок и сбыта продукции, Часть малых и средних компаний непосредственно контроли-руется крупным капиталом, являясь дочерними и ассоцииро-ванными фирмами. Например, во Франции 4% малых и 20% средних предприятий принадлежит к категории дочерних.
В большинстве стран более 90% общего числа фирм явля-ются малыми и средними и на их долю приходится более поло-вины всех занятых, продаж и производства. Роль этих компа-ний обычно выше в национальных хозяйствах со средними и малыми внутренними рынками. В США в середине 70-х годов их доля в ВВП не превышала 39% по сравнению с 43--44% в начале 60-х годов.
Мелкие и средние компании традиционно доминировали в обрабатывающей промышленности Италии и Японии. В других крупных странах крупные и крупнейшие компании дают боль-шую часть продукции обрабатывающей промышленности, но отдельные малые и средние фирмы выступают крупнейшими производителя некоторых видов продукции, чаще всего спе-цифической.
Малые и средние предприятия в экономике промышленно развитых стран, % от общего, числа предприятий
Страна |
Число предприятий |
Число занятых |
Оборот |
Условно чистая продукция |
|
Австрия (1987) |
98,8 |
53,3 |
45,5 |
43,4 |
|
Австрия (1988) |
97.6 |
59,9 |
58,0 |
56,7 |
|
Германия (1986) |
93.8 |
46,6 |
33.5 |
34,5 |
|
Британия (1983) |
98,4 |
53,2 |
-- |
47.6 |
|
Ирландия (1983) |
97,8 |
81,1 |
83,6 |
84.0 |
|
Италия (1982) |
96,7 |
53,4 |
49,0 |
-- |
|
Канада (1988) |
98.9 |
75,1 |
64,6 |
65,1 |
|
Нидерланды (1968) |
97,6 |
60,0 |
49.0 |
-- |
|
Новая Зеландия (1979) |
99,3 |
78,2 |
78.8 |
75.6 |
|
Норвегия (1982) |
97,9 |
62,4 |
58,2 |
56,4 |
|
США (1982) |
98.5 |
62,2 |
53.8 |
53,5 |
|
Финляндия (1989) |
99,4 |
49,4 |
38.3 |
-- |
|
Франция (1986) |
92,5 |
47,0 |
37.4 |
40,7 |
|
Япония (1989) |
92.5 |
79,1 |
61,4 |
63.6 |
|
Розничная торговля |
|||||
Австралия (1980) |
98,6 |
72,7 |
72,2 |
73.2 |
|
Британия (1984) |
99,2 |
43,4 |
34,8 |
-- |
|
Германия (1985) |
98,0 |
52,2 |
46,5 |
-- |
|
Норвегия (1986) |
99,2 |
88,8 |
86.6 |
-- |
|
США (1982) |
96,4 |
67.5 |
66,5 |
-- |
|
Швеция (19»9) |
97.7 |
-- |
61.7 |
-- |
|
Япония (1985) |
99,6 |
88.0 |
79,4 |
--- |
В целом ряде стран значительная часть малых и средних компаний (40--50%) обслуживает только внутренний рынок. Их роль в экспорте невелика: во Франции, Италии, Нидерландах, Норвегии доля малых и средних фирм чуть превышает 1/3, а в Японии роль этих фирм в экспорте снизилась с 16% в 1980 г. до 13.3 % в 1990 г.
- Общая характеристика промышленно развитых стран
- Основные признаки промышленно развитых стран
- Внутренние рынки промышленно развитых капиталистические стран
- Объем и уровень развития внутренних рынков
- Потребительский спрос
- Производственный спрос
- Институциональная структура внутренних рынков
- Динамика внутренних цен
- Страны с развитой рыночной экономикой
- 21. Экономика промышленно развитых стран
- 65.6 Экономика развитых стран
- 1.3. Развитые страны в мировой экономике
- 10. Экономика развитых стран
- 6.Страны с развитой экономикой
- Развитые страны в мировой экономике
- 1.3.2. Развитые страны в мировой экономике
- 49. Развитые страны с рыночной экономикой