logo search
Экономика развитых стран

Институциональная структура внутренних рынков

Функционирование внутренних рынков определяется не только спросом и предложением, их структурой, но и институ-циональной, организационной структурой, характером взаимо-отношений контрагентов. Институциональная структура рын-ков, т. е. совокупность хозяйствующих субъектов, имеет отрасле-вой, размерный и социальный аспекты. Наибольшее значение имеет размерная структура, которая формируется в результате концентрации и специализации производства. Она характери-зуется определенным соотношением предприятий различных размеров. Тип размерной структуры определяется в основном степенью дифференциации отраслевой продукции и размером ее рынка.

Крупные и крупнейшие компании. Организационная структура экономики представ-ляет собой соотношение различных компаний с точки зрения достигнутой интеграции, форм организации в стоимости про-дукции отрасли, страны, числе занятых, в общем числе компа-ний. На рынках целого ряда крупных стран во многих секторах ведущее место занимают крупные и крупнейшие компании (число занятых соответственно свыше 500 и свыше 1000 человек). Ос-новой их возвышения являлась концентрация и централизация капитала в рамках отрасли.

В ходе роста компаний развивалась горизонтальная, внутри-отраслевая интеграция, вершиной которой становилась отрас-левая монополия. Одноотраслевая компания соответствует низшей ступени интеграции в экономике и является низшей формой организации. Образование подобных крупнейших ком-паний приходится на конец XIX в., их организационной фор-мой выступал трест (объединившиеся капиталы). Стимулом их развития являлось достижение монопольного положения и экономия на масштабе производства, которая образуется при увеличении объема выпуска за счет сокращения средних из-держек на единицу продукции.

Стремление к получению экономии на масштабе сферы деятельности или экономия на разнообразии производимой продукции и рынков сбыта способствовала движению компа-нии за пределы отрасли и зарождению процесса вертикальной интеграции. Этот вид экономии, называемой также экономией на росте, образуется в результате несбалансированности роста фирмы, в которой постоянно возникают не используемые в данный момент времени производственные и финансовые ре-сурсы. Экономия от использования этих ресурсов становится стимулом к расширению сферы деятельности компании. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому многие компании стре-мятся к проникновению в те области, в которых технологиче-ские и рыночные факторы являются общими с их основным производством. Благодаря экономии на масштабе сферы дея-тельности образовались крупные вертикально интегрированные компании (комбинаты). Их появление относится к концу 20-х годов, в начале 50-х годов этот процесс в основном закончился.

Сектор крупных и крупнейших компаний сосредоточивает ос-новную долю промышленных товаров, услуг связи, транспорта, торговли и операций кредитных учреждений -- 40--70%. В 70-- 80-е годы произошло некоторое сокращение доли крупнейших компаний в производстве продукции обрабатывающей про-мышленности. Так, доля ста крупнейших компаний за 1970-- 1990-е гг. снизилась в Британии -- с 40 до 36%, в Германии -- с 30 до 24%, в Японии -- с 22 до 21%, но в США она повыси-лась (табл. 17.6).

Уровень концентрации в обрабатывающей промышленности

(доля 100 фирм )

Годы

США

ФРГ

Британия

ЕС

Япония

1918

22

17

17

--

24

1947

23

--

--

--

1949

--

--

22

--

--

1963

33

--

37

--

--

1972

33

30

41

--

22

1975

--

--

42

24

--

1977

33

--

41

24

--

1982

--

--

41

26

--

1990

34

24

36

--

21

Крупнейшие компании промышленно развитых стран со-ставляют подавляющую часть крупнейших промышленных и банковских компаний мира. Из 500 крупнейших промышлен-ных компаний мира свыше 420 базируются в западных странах.

Ведущие позиции занимают американские и японские корпо-рации -- соответственно 157 и 119 в 1991 г. Компании западно-европейских стран, отдельно взятых, представлены значительно меньшим количеством: Британия -- 43, ФРГ -- 33, Франция -- 32. Немногие западноевропейские компании наукоемких отрас-лей входят в число ведущих: среди 15 компаний по выпуску электронно-вычислительной техники -- только 2, среди 9 ведущих компаний по выпуску научного оборудования -- 2, среди 19 фармацевтических компаний -- 5. Тенденция последних десятилетий характеризуется увеличением числа крупнейших ком-паний из Японии и их уменьшением из США и Британии.

Ведущие компании западных стран являются ТНК. Важ-нейшие решения и общая стратегия инвестирования в значи-тельной мере вышли из-под влияния внутренних рынков. Об-ладая огромной экономической мощью, исследовательским ап-паратом, крупнейшие ТНК вполне могут контролировать некото-рые рынки в малых индустриальных и развивающихся странах.

Малые и средние компании. Возникновение многоотрасле-вых концернов и становление массового производства создали необходимость в автономном существовании мелкого и сред-него производства как элемента общественного разделения труда. По числу занятых к малым и средним компаниям отно-сятся объединения с числом занятых до 500 человек в обраба-тывающей промышленности, а в оптовой торговле -- до 100, розничной торговле и других отраслях сферы услуг -- до 50 занятых. Они относятся к мелкотоварному и товарному про-изводству. Основной социально-экономической чертой этого сектора является его неустойчивость, структурный характер ко-торой предопределяет возможность длительной стабилизации отдельных сфер приложения мелких и средних капиталов. Сте-пень учреждения фирм (отношение новых к существующим компаниям) колеблется от 8 до 12%. Три четверти новых фирм являются мини-предприятиями, их возникновение обычно свя-зано с неудовлетворенным спросом на товары и рабочую силу в ряде отраслей. Столь же высок уровень банкротства малых пред-приятий, особенно в первый -- третий год после регистрации.

Важное явление в развитии мелкотоварного и товарного сектора -- его подчинение крупным и крупнейшим компаниям на основе технико-экономической перестройки и специализа-ции. Реальность этого подчинения выступает в виде контроля основных параметров экономической деятельности мелких и средних предприятий по линии поставок и сбыта продукции, Часть малых и средних компаний непосредственно контроли-руется крупным капиталом, являясь дочерними и ассоцииро-ванными фирмами. Например, во Франции 4% малых и 20% средних предприятий принадлежит к категории дочерних.

В большинстве стран более 90% общего числа фирм явля-ются малыми и средними и на их долю приходится более поло-вины всех занятых, продаж и производства. Роль этих компа-ний обычно выше в национальных хозяйствах со средними и малыми внутренними рынками. В США в середине 70-х годов их доля в ВВП не превышала 39% по сравнению с 43--44% в начале 60-х годов.

Мелкие и средние компании традиционно доминировали в обрабатывающей промышленности Италии и Японии. В других крупных странах крупные и крупнейшие компании дают боль-шую часть продукции обрабатывающей промышленности, но отдельные малые и средние фирмы выступают крупнейшими производителя некоторых видов продукции, чаще всего спе-цифической.

Малые и средние предприятия в экономике промышленно развитых стран, % от общего, числа предприятий

Страна

Число предприятий

Число занятых

Оборот

Условно чистая продукция

Австрия (1987)

98,8

53,3

45,5

43,4

Австрия (1988)

97.6

59,9

58,0

56,7

Германия (1986)

93.8

46,6

33.5

34,5

Британия (1983)

98,4

53,2

--

47.6

Ирландия (1983)

97,8

81,1

83,6

84.0

Италия (1982)

96,7

53,4

49,0

--

Канада (1988)

98.9

75,1

64,6

65,1

Нидерланды (1968)

97,6

60,0

49.0

--

Новая Зеландия (1979)

99,3

78,2

78.8

75.6

Норвегия (1982)

97,9

62,4

58,2

56,4

США (1982)

98.5

62,2

53.8

53,5

Финляндия (1989)

99,4

49,4

38.3

--

Франция (1986)

92,5

47,0

37.4

40,7

Япония (1989)

92.5

79,1

61,4

63.6

Розничная торговля

Австралия (1980)

98,6

72,7

72,2

73.2

Британия (1984)

99,2

43,4

34,8

--

Германия (1985)

98,0

52,2

46,5

--

Норвегия (1986)

99,2

88,8

86.6

--

США (1982)

96,4

67.5

66,5

--

Швеция (19»9)

97.7

--

61.7

--

Япония (1985)

99,6

88.0

79,4

---

В целом ряде стран значительная часть малых и средних компаний (40--50%) обслуживает только внутренний рынок. Их роль в экспорте невелика: во Франции, Италии, Нидерландах, Норвегии доля малых и средних фирм чуть превышает 1/3, а в Японии роль этих фирм в экспорте снизилась с 16% в 1980 г. до 13.3 % в 1990 г.