logo search
Экономическая мысль античности

1.4 Аристотель: что лежит в основе обмена?

Выдающийся мыслитель древности, энциклопедист и философ Аристотель, живший в Афинах более чем 300 лет до нашей эры, стоял у истоков экономической науки. Он, естественно, не мог претендовать на создание системы. Но он сумел нащупать и наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов.

Одна из проблем - стремление понять, что лежит в основе обмена продуктами, чем определяются отношения обмена? По мнению Аристотеля, основой обмена может служить заинтересованность членов общества в том, что подвергается обмену. Измерителем неоднородно продукции служат деньги. Связующей основой является потребность. «Если нет потребности друг в друге, то обмен и не происходит». То, что подвергается обмену, должно быть сравнимо. Для этого между людьми была введена монета: «она соизмеряет, что дороже, и что дешевле и сколько, например, сандалий равны дому или (дневному) пропитанию». Монета делает вещи соизмеримыми.

Обмен, как утверждает Аристотель, должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен - естественная сторона хозяйственной деятельности, именуемой «экономикой». В противоположность ей деятельность, направленная на обогащение, «искусство наживать состояние», заслуживает обсуждения. Аристотель именует ее «хрематистикой» (имущество, богатство).

Аристотель проводит различие между «истинным богатством», которое представляет собой имущество, необходимое в семье для удовлетворения насущных потребностей, и богатством, целью которого служит накопление денег до бесконечности. Он осуждает ростовщичество, торговлю ради умножения денег, сребролюбие.

Аристотель различает справедливость «распределяющую» и уравнивающую». Первая относится, прежде всего, к области права, вторая - к сфере обмена. «Уравнивающая» справедливость предполагает равную долю для всех, «распределяющая» - каждому по заслугам. Обмен бывает «произвольным» (купля, продажа, ссуда, залог, заем, задаток, платеж) и «непроизвольным» (подневольным, например, кража, переманивание рабов).

Аристотель положил начало выяснения этических (нравственных) основ поведения участников хозяйственной деятельности. Аристотелевская этика предписывает, как следует поступать, сообразуясь с убеждениями и доводами разума. Поступки человека, принимаемые им решения, определяют обычаи, традиции, нормы, закрепляемые законом.

В «Никомаховой этике» (сочинение, отредактированное сыном Никомахом) Аристотель говорит, что наука о государстве «законодательно определяет, какие поступки следует совершать или от каких воздержаться» и что « если для одного человека благом является то же самое, что и для государства, более важным и более полным представляется все-таки благо государства».

Экономические воззрения Аристотеля не отделены от его философского учения, они вплетены в общую ткань рассуждений об основах этики и политики (науки о государстве, управлении людьми). В его трактатах ощутимо стремление вычленить и понять некоторые категории и связи, ставшие впоследствии предметом политической экономии как науки.