2 Экономическая мысль Древнего Востока
Первые цивилизации, появившиеся около 3 тыс. лет до н. э. (Египет, государства Междуречья), сформировали определенный тип общества, который получил затем преимущественное распространение в странах Азии, хотя к нему можно отнести и некоторые древние государства Европы (Крит), Америки (государства майя, ацтеков, инков) и Африки (Египет). Основные средства производства (земля и оросительные системы) принадлежали здесь государству, существовавшему в виде абсолютной монархии. Основными производителями были свободные крестьяне и ремесленники, объединенные в общины. Они платили налоги и выполняли трудовые повинности. Рабы составляли незначительную долю трудящихся и использовались в основном либо для услуг, либо на самых тяжелых работах (в рудниках и каменоломнях).
Значительную долю в экономике составляло натуральное хозяйство, хотя присутствовали и товарно-денежные отношения. Высшие слои общества были представлены преимущественно чиновниками, так как социальные отношения в большой степени регламентировались и контролировались государством. В духовной жизни общества огромную роль играла религия.
Основными источниками, из которых мы знаем об экономической мысли Древнего Востока, были юридические документы того времени и сочинения о государственном управлении, одной из сфер которого была экономика. Поэтому предметом экономической мысли в них была макроэкономика, т.е. хозяйственные отношения в масштабах государства. Метод этих сочинений был преимущественно нормативный, они были написаны в основном в форме рекомендаций о том, как лучше управлять государством. Нормы социально-экономических отношений в значительной степени обосновывались существующими традициями и религиозными представлениями.
Главной проблемой экономической науки на всех стадиях ее развития является богатство (или его разновидности - выгода, прибыль, полезность). В экономической теории проблема богатства рассматривается на различных уровнях -- человека, фирмы, общества.
Древневосточная экономическая мысль рассматривала, прежде всего, богатство государства. Так, в древнеиндийских сочинениях богатство определяется как «земля, населенная людьми», которые платят налоги. Поэтому достаток у народа гарантирует богатство государя. В древнекитайских трактатах считалось необходимым «сделать государство богатым и народ довольным». Эта задача возлагалась на государя и его чиновников.
Способы увеличения богатства определялись достаточно просто - наиболее полный сбор налогов, поскольку речь шла, прежде всего, о богатстве государства, пополняемого за счет фискальной политики. Поэтому в древневосточных сочинениях давались рекомендации, как сделать поступление налогов наиболее полным. Эти рекомендации относились к разным слоям общества, из которых выделялись земледельцы, торговцы и чиновники.
На Древнем Востоке крестьяне считались основой государства не только потому, что они были производителями главных предметов потребления и основными налогоплательщиками. Одной из наиболее результативных форм управления земледельцами восточные мыслители считали «круговую поруку», т.е. взаимную ответственность членов крестьянской общины, прежде всего при уплате налогов. Он даже предлагал распространить принцип «круговой поруки» на все сферы государственного управления.
Несмотря на признание необходимости торговли, все авторы древневосточных сочинений проявляли антипатию к торговцам, поскольку считалось, что это злостные неплательщики налогов. В качестве контрмеры государство обкладывало купцов самой высокой ставкой налогообложения. Кроме того, чтобы доходы торговцев могли быть легче определены, а также для стабилизации положения на рынке древневосточными авторами предлагалась государственная фиксация цен. Это нередко было и на практике -- в некоторых сводах законов древневосточных государств прямо указывались цены на основные товары.
Третьи налогоплательщики - чиновники. Авторы древневосточных сочинений прекрасно видели, что сбор налогов -- только половина дела. Важно также, чтобы их не растаскивали по дороге в царскую казну. Против чиновников-казнокрадов рекомендовалось применять, наряду с официальным контролем, тайный контроль путем внедрения правительственных агентов под видом слуг, торговцев и тому подобное.
И, наконец, большое место в трудах восточных поднимался вопрос о государственном регулировании экономики. Для древневосточных обществ было в основном типично прямое государственное регулирование экономических отношений путем законов и указов даже в сфере рыночных отношений.
Помимо конкретных рекомендаций в области рыночного регулирования в восточных трактатах (особенно китайских) присутствует и идея общетеоретического принципа экономического равновесия, проявляющегося в соотношении спроса и предложения на рынке: «Рынок -- это то, почему знают порядок или беспорядок в состоянии хозяйства».
Особенности государственно-регламентирующей системы хозяйственной организации стран Востока нашли отражение в памятниках древности: хрониках, летописях, философских трактатах, юридических установлениях. В этих документах зачастую нелегко выделить экономическую составляющую, определить мотивы, которыми руководствовались создатели нормативных положений и законов.
- Введение
- 1 Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции
- 1.1 Ксенофонт о земледелии и домоводстве
- 1.2 Платон
- 1.3 Советы латифундистам. Значение римского права
- 1.4 Аристотель: что лежит в основе обмена?
- 2 Экономическая мысль Древнего Востока
- 2.1. «Артхашастра»: наука об управлении и богатстве
- 2.2 Трактаты Древнего Китая: управление общественным хозяйством
- Заключение