Заключение
В поисках истоков формирования экономических воззрений мы обращаемся к центрам мировых цивилизаций, к документам и работам античности. Отдельные догадки, наблюдения, выводы мыслителей древности представляют собой конгломерат идей и предписаний.
Экономика еще не выделилась в особую сферу деятельности, а экономическая наука - в самостоятельную область знаний. Объектом познания служат решение повседневных задач хозяйственной деятельности, установления принципов и норм ведения хозяйства, государственные доходы, пути обеспечения общих нужд государства.
Влияние идей прошлого на формирование последующих взглядов, так или иначе, связано с традицией формирования универсального знания, поиском критериев справедливой цены, определением этических норм хозяйственной жизни.
Выявление принципов и методов государственного управления, которые находим в толковании законов, документах, трактатах Древнего Востока, порой не привлекает должного внимания, а ведь именно Индия и Китай являют собой пример непрерывных цивилизаций, несмотря на все изменения, продолжающиеся на протяжении многих тысячелетий.
Таким образом, глубинные истоки современной экономической науки опираются на:
- выводы из экономической практики античности и средневековья;
- экономические воззрения и оценки древних философов, Средневековых схоластов;
- этические нормы и установления мыслителей древности и авторитетных религиозных деятелей.
И в странах Древнего Востока и в античном мире одним из главных вопросов был вопрос о богатстве и источников его накопления.
Большую роль древние мыслители уделяли экономической роли государства, и в регулировании общественных отношений, и денежно-финансовой политике. Многие экономические проблемы решались с точки зрения этики - достойно это действие человека или нет.
В сочинениях древних философов присутствует достаточно глубокий экономический анализ явлений, и ряд экономических категорий используется сегодняшней наукой. Становление экономической мысли совпадает со становлением человеческого общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те фрагменты, которые были отражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем судить об экономической мысли древности только после возникновения первых цивилизаций.
Список используемых источников
1. Аристотель. Никомахова этика / Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. Т.1. М.: Мысль, 2004г.
2. Бартенев С. А. История экономических учений: учебник / С. А.Бартенев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2011г.
3. История экономических учений. / Глава 1 / Под редакцией В. Автономова и др. М.: ИНФРА, 2004г.
4. Ксенофонт. Домострой / Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. Т.1. М.: Мысль, 2004г.
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С.9-13.
6. http://www.bibliofond.ru/view.aspx
7. http://www.coolreferat.com
- Введение
- 1 Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции
- 1.1 Ксенофонт о земледелии и домоводстве
- 1.2 Платон
- 1.3 Советы латифундистам. Значение римского права
- 1.4 Аристотель: что лежит в основе обмена?
- 2 Экономическая мысль Древнего Востока
- 2.1. «Артхашастра»: наука об управлении и богатстве
- 2.2 Трактаты Древнего Китая: управление общественным хозяйством
- Заключение