logo search
"Франчайзинг" на материалах ООО "Астория"

Вывод

3. Рекомендации по совершенствованию франчайзинговой деятельности предприятия ООО "Астория"

  • 3.1 Достоинства и недостатки развития франчайзинговой деятельности
  • 3.2 Предложения по устранению выявленных недостатков
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Приложения
  • Введение

    Актуальность темы исследования. Формирование цивилизованного рынка в России невозможно без увеличения доли малого бизнеса, так как именно этот сектор наиболее динамично реагирует на рыночную ситуацию. Это в свою очередь, создает необходимый импульс для структурной реорганизации различных отраслей и создания дополнительных рабочих мест.

    Развитию малого бизнеса способствует его интеграция в производственные сети более мощных экономических систем, и одной из организационных форм такой интеграции является франчайзинг.

    Современное развитие малого предпринимательства требует решения целого ряда проблем, которые существенно снижают его экономическую эффективность. Например, необходимость расширения реализации продукции, произведенной одной фирмой на широком, часто региональном рынке; потребность привлечения специалистов в дилерскую сеть крупных фирм; сложность взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса; снижение эффективности и сокращение срока работы предприятий малого бизнеса и многие другие.

    Для решения перечисленных проблем требуются новые экономические механизмы. Одним из таких механизмов, позволяющим повысить эффективность предпринимательства, является франчайзинг. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного предпринимательства. Малые предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.

    Актуальность темы исследования определяется также необходимостью формирования теоретических и методологических основ использования франчайзинга в сфере малого предпринимательства.

    франчайзинг управление супермаркет экономический

    Франчайзинг является оптимальной моделью развития для предприятий малого бизнеса, в том числе и для производителей средств наружной рекламы, где большое значение имеет стандартизация производственных и управленческих бизнес-процессов, а также контроль качества продукции и стандартов обслуживания клиентов.

    Как показывает зарубежная и отечественная практика, главное преимущество франчайзинга - снижение количества рисков, поэтому в промышленно развитых странах франшизными типами бизнеса в основном занимаются физические лица и малые предприятия, которые экономически активны и сами непосредственно участвуют в управлении своими точками (даже если их несколько).

    Франчайзинг в настоящее время получает все большее распространение в России. Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "МаКДональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Если обратиться с вопросом “Что такое франчайзинг? ” к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления. Поэтому основная цель моей курсовой работы состоит в изучении данного вида организации ведения бизнеса. Изучив и проанализировав информацию, предоставленную профессиональной литературой, различными финансовыми журналами, газетами и другими средствами СМИ постараемся раскрыть понятие франчайзинга.

    Цели и задачи работы. Выявление теоретические основы франчайзинга. Анализ и оценка франчайзинговой деятельности на примере ООО "Астория", супермаркета "Пятерочка".

    Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:

    охарактеризовать и определить понятия: предприятие, фирма, организация, рассмотреть основные виды предприятия, выявить концепцию и экономические основы франчайзинга, заглянуть в историю франчайзинга, проанализировать зарубежный опыт;

    проанализировать и рассмотреть организационно-правовую характеристику предприятия, оценить экономическую деятельность предприятия в виде таблицы, а также провести общий анализ и в целом оценить франчайзинговую деятельность предприятия.

    Предметом исследования является франчайзинговая деятельность на примере предприятия.

    Объектом исследования является ООО "Астория", супермаркет "Пятерочка", работающие по системе франчайзинга.

    Первая глава курсовой работы посвящена раскрытию понятийной базы, истории и экономическим основам выбранной темы.

    Во второй главе курсовой работы исследована организационно-правовая характеристика предприятия, форму 2-ого баланса в виде таблицы, анализ и оценка франчайзинговой деятельности предприятия.

    В третьей главе курсовой работы выявлены достоинства и недостатки франчайзинговой деятельности ООО "Астория" и выведены предложения по устранению выявленных недостатков.

    1. Теоретические основы франчайзинговой деятельности предприятий

    1.1 Предприятие как объект управления

    Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в формах хозяйствования, отношениях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений.

    Из этого следует, что предприятия - это обособленные экономические структуры. Их обособленность обусловливается товарным характером общественного производства [2].

    Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли [1].

    В силу обособленности предприятия самостоятельны:

    в производственной деятельности (что и сколько производить, как производить);

    в коммерческой деятельности (что и сколько продавать, покупать, распределять);

    в распределении производственного продукта (что идет на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).

    Из вышеизложенного следует, что предприятия - это основное звено экономики. Эффективная работа предприятий - важнейшее условие успешного развития экономики страны [2].

    Предприятие представляет собой производственно-технологическое, организационное и экономическое единство. Организационно оно является производственной единицей. Как правило, это завод, фабрика, шахта, электростанция, предприятие транспорта, связи, капитальное строительство, совхоз, оно может включать и несколько заводов или фабрик (комбинат, производственное объединение, концерн и т.д.).

    Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом. Часто в хозяйственной практике используется понятие "фирма". Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий.

    Каждое предприятие в условиях рынка стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее получит. Все это зависит от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Последнее зависит от производительности системы, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.п. Это требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, системы организации, маркетинга, своих форм хозяйствования [1].

    Существуют различные факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:

    - используемые ресурсы, - отраслевая принадлежность.

    - местоположение, - размер предприятия, - форма собственности, - организационно-правовая форма, В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:

    - использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие), - интенсивно использующие средства производства (фондоемкие), - интенсивно использующие материалы (материалоемкие).

    Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда. Разделение труда имеет позитивные и негативные последствия:

    Преимущества:

    - Использование способностей сотрудников;

    - Лучшее использование машин;

    - Использование преимуществ местоположения предприятия;

    - Повышение мастерства;

    - Рост производительности труда;

    Увеличение дохода.

    Недостатки:

    - Монотонная деятельность;

    - Отчужденность и потеря смысла;

    - Заболевания из-за односторонней загрузки;

    - Невысокая гибкость из-за узкой специализации;

    - Отсутствие интереса к результатам совместной деятельности.

    Негативные последствия специализации и разделения труда привели к появлению концепций гуманизации труда, ограничения разделения труда, обогащения содержания трудовой деятельности, работы в группах.

    Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления, то есть определенную долю от цены средств производства, которая ежегодно списывается на себестоимость продукции. Технический прогресс ведет к специализации, механизации и автоматизации производства. Механизация предполагает замену ручного труда машинным. Автоматизация имеет место в случае использования вычислительной техники, для управления производственным процессом. При высокой степени механизации и автоматизации средств производства производственный процесс становится недостаточно гибким, возрастают издержки производства и предприятие вынуждено решать проблему наиболее эффективною использования средств производства.

    Материалоемкие предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.

    В соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия подразделяются на:

    - промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров, - торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции, банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты, - транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств, - страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков, предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие.

    Наиболее удобным местоположением является такое, когда обеспечивается максимально возможная прибыль и рентабельность производства при прочих равных условиях. При этом нельзя забывать экологический принцип деятельности предприятия.

    Выбор места расположения предприятия определяется на основе следующих критериев:

    - Ориентация на материалы - с целью снижения транспортных расходов на материалы, это особенно важно для материалоемких предприятий.

    - Ориентация на трудовые ресурсы - учитываются два обстоятельства: количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы.

    - Ориентация на продажу товаров и налоги - в случаях, когда в разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны.

    - Ориентация на транспортные средства - выбор такого места расположения, которое обеспечивает предприятию наиболее выгодные гарантированные транспортные услуги. Удобно располагать предприятия вблизи транспортных узлов: портов, аэропортов, автомагистралей.

    - Ориентация па источники энергии, что особенно важно для энергоемких предприятий. Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии.

    - Ориентация на окружающую среду имеет в последние годы все большее значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из соображений экологической безопасности.

    - Ориентация на потребителя особенно важна для торговых предприятий.

    - Ориентация на особенности местности играет существенную роль для транспортных предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и климата.

    - Ориентация на зарубежных партнеров - в случаях, когда предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.

    Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основною капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.

    По количеству работников выделяют:

    - малые (до 50 человек);

    - средние (50 - 500 человек);

    - крупные (более 500 человек), в том числе особо крупные (более 1000 человек).

    Также различают предприятия применительно к формам собственности (частные, государственные, муниципальные, кооперативные и прочие).

    На сегодняшний день важным критерием различия предприятий стала принадлежность капитала. Выделяют национальные, иностранные, совместные предприятия [2].

    Переход к внутренней и внешней среде

    Внутренняя среда организации - совокупность встроенных элементов, которые определяют способность и степень интеграции организации во внешнюю среду. Внутреннюю среду можно рассматривать как в статичном состоянии, выделяя состав элементов и культуру, так и в динамике, изучая процессы, протекающие под действием ряда факторов.

    К элементам внутренней среды можно отнести цели и задачи организации, самих работников и применяемые в производстве технологии, финансовый и информационный ресурсы, а также организационную культуру.

    Особое место во внутренней среде занимают люди. Их способности, уровень образования и квалификации, опыт работы, образ мышления, мотивация и преданность определяют конечный результат работы организации.

    Как известно, основным фактором производства и ресурсом в организации является труд сам по себе.

    Рабочая сила, т.е. работники, осуществляющие трудовую деятельность, являются основой деятельности всей организации. Персонал и его отношения определяют социальную подсистему организации.

    Производственно-техническая подсистема включает в себя совокупность основных фондов (машины, оборудование), различные виды сырья, материалов, которые идут на изготовление продукта, инструменты, необходимые для создания благ, преобразования материалов в готовый продукт. Главной составляющей производственной подсистемы является электроэнергия: она обеспечивает работу оборудования и служит единственным источником освещения. Свет - одно из необходимых условий для успешного выполнения работы. Элементами, характеризующими данную подсистему, являются:

    1) используемые технологии. Для того чтобы эффективно развиваться, организация должна регулярно осваивать последние достижения науки и техники, внедрять на производство новые технологии;

    2) производительность труда - качественная характеристика затрат труда и показатель их эффективности. Чем выше данный показатель, тем лучше функционирует организация;

    3) издержки производства - совокупные расходы предприятия как на покупку необходимых ресурсов и оборудования, так и на оплату труда работников (заработную плату, премии). Кроме того, к издержкам также относят налоговые отчисления;

    4) качество продукции - совокупность свойств, делающих ее пригодной к потреблению в соответствии с назначением. Данный показатель непосредственно зависит от качества исходного сырья, способов его обработки и квалификации работников. Качество товара - фактор конкурентоспособности организации на рынке;

    5) объем запасов на предприятии - необходим для непредвиденного доизготовления продукта, когда спрос на него значительно превышает предложение.

    Финансовая подсистема внутренней среды представляет собой движение и использование денежных средств в организации (например, создание инвестиционных возможностей, поддержание рентабельности и обеспечение прибыльности). Маркетинговая подсистема получила свое развитие в рыночной экономике (от англ. market - "рынок"). Данная подсистема призвана устанавливать связи организации с рынком: удовлетворение потребностей клиентов, создание системы сбыта и эффективной рекламы.

    Таким образом, внутренняя среда организации - это совокупность подсистем, которые, функционируя как единое целое, обеспечивают конкурентоспособность организации.

    Внешняя среда - совокупность элементов, условий, факторов и сил, которые воздействуют на организацию извне, тем самым меняя ее поведение. Внешняя среда имеет большое практическое значение. В рыночной экономике она крайне динамична, поэтому ее изучение позволяет организации перестраивать свою внутреннюю структуру, приспосабливается к меняющимся условиям, что в целом обеспечивает эффективность функционирования и конкурентоспособность.

    Например, при изменении структуры потребительских предпочтений или совершенствовании технологий организация получает импульс и начинает меняться.

    Внешняя среда подразделяется на среду прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает следующие элементы.

    1. Потребители - это потенциальные покупатели и клиенты. Покупатели воздействуют на среду посредством изменения структуры спроса, предъявления новых требований к товару (к качеству, цене, многофункциональности, дизайну и др.) и установления определенного уровня цен. Производитель, соответственно, тоже может воздействовать на покупателя, предлагая новый уникальный продукт с совершенными характеристиками, улучшая качество сервисного обслуживания, наконец, снижая цены. Потребитель - субъект, определяющий развитие предприятия. Поэтому современные организации стремятся найти "своего" потребителя.

    2. Конкуренты - фирмы, реализующие аналогичный продукт на тех же самых рынках. Соперничество идет и за долю на рынке, и за потребителя, за его "рубль". Сложилось мнение, что конкуренты лишь соперники. Однако в современных условиях, при высокой неопределенности внешней среды только сотрудничество с конкурентами позволяет адаптироваться к среде и достигнуть поставленной цели.

    3. Поставщики как собственники материальных и природных ресурсов могут напрямую воздействовать на организацию, создавая ресурсную зависимость. Для любой фирмы важно, чтобы ни одна поставка не была сорвана, чтобы ресурсы были доставлены в срок и в достаточном количестве. Поставщики в этих условиях, подобно монополисту, могут неоправданно завысить цены на ресурсы. Таким образом, поддержание "дружественных" отношений с поставщиками - один из элементов маркетинговой политики.

    4. Рынок труда. Изучение рынка труда позволяет организации определить для себя контингент рабочих, обладающих определенными трудовыми характеристиками (пол, возраст, образование, квалификация, опыт работы, личностные качества).

    Среда косвенного воздействия (или макросреда) представлена следующими факторами.

    1. Экономические факторы - состояние экономики страны в целом на данный момент времени. Экономическая ситуация может быть описана множеством факторов, таких как занятость, безработица, темп инфляции, процентные ставки, валютный курс. Все это влияет на уровень жизни, платежеспособность, прибыльность, уровень цен.

    2. Социокультурные факторы - привычки, традиции, нормы потребителей, в соответствии с которыми они осуществляют свои потребительские расходы.

    3. Технологические факторы подразумевают изменения в технологиях, нововведения, которые позволяют организации модернизировать либо переориентировать производство.

    4. Международный фактор также играет важную роль для планирования деятельности. Фирма может использовать ресурсы и материалы другой страны, применить иностранную технологию [2].

    Фирма и предприятие.

    "Фирма" и "предприятие" кардинально различные категории экономической науки. Первоначально слово "фирма" (от ит. firma - подпись) означало "торговое имя" коммерсанта.

    Под предприятием следует понимать определенный производственно - технический комплекс, используемый для производства товаров или (и) услуг в любой отрасли национальной экономики. Предприятиями являются металлургический завод и парикмахерская, аэропорт и автобусный парк, угольная шахта и магазин и т.д. Фирма - это организационно-экономическая, общественная, предпринимательская форма производства. В составе фирмы может быть одно или несколько предприятий. Так, в состав ЗИЛа входит значительное число заводов, но фирма одна - ЗИЛ [1].

    Фирма - основной агент рыночной системы любой современной страны. Как за рубежом, так и в России имеет место значительное многообразие типов фирм.

    В настоящее время фирма - элемент любой рыночной экономики, субъект предпринимательской деятельности, обладающий экономической и юридической самостоятельностью [3].

    Фирма - это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности [4]. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права [5]

    При установлении размеров фирмы, масштабов ее деятельности учитывают, по крайней мере, следующее. С увеличением размеров фирмы, расширением поля деятельности значительно возрастает сложность ее деятельности, обусловленной как увеличением масштабов, так и расширением номенклатуры продукции. Возрастание сложности управления ведет к увеличению риска.

    Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Все формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.

    В развитой рыночной экономике фирмы многообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно - исследовательских.

    По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т.д. [3].

    В России фирмы могут создаваться с правом юридического лица и преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Это могут быть хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Допускается объединение коммерческих организаций в ассоциации и союзы [6].

    Вывод: Фирмы и предприятия представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

    Организация и предприятие.

    Предприятие - особый объект гражданских прав, юридическое лицо, являющееся производственно-коммерческой организацией;

    самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства и сбыта продукции, выполнения работ и/или оказания услуг в целях удовлетворения общественных и частных потребностей и получения дохода с прибылью;

    производственный или коммерческий имущественно-земельный комплекс, созданный для осуществления предпринимательской деятельности [3].

    ОРГАНИЗАЦИЯ - совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения каких-либо задач на основе принципов разделения труда, обязанностей и иерархической структуры. [6].

    Простейший логический анализ рассматриваемых терминов-понятий показывает, что из них могут быть объединены в одну группу-группу хозяйствующих субъектов, так или иначе, по тем или иным признакам отличающихся друг от друга.

    Таким образом, предприятие, организация являются основными разновидностями хозяйствующих субъектов.

    Интересной отличительной особенностью этих видов хозяйствующих субъектов представляется возможность при необходимости, если они имеют собственный производственный, сервисный, торговый либо офисный имущественно-земельный комплекс, так или иначе оценить их рыночную стоимость, например, при ожидаемой смене собственника или учредителя таких субъектов.

    Понятие "предприятие" по приведенным выше определениям формально подпадает под понятие "организация". Некоторые весьма немногие специалисты, в основном преподаватели, говоря об организациях имеют в виду и предприятия, но никому не придет в голову именовать организации предприятиями. Исторически предприятиями называют производственные, торговые и сервисные экономические объекты, основополагающей целью которых является получение нормального дохода и нормальной прибыли, а также всемерное неуклонное повышение текущей рыночной стоимости каждого из них. Нормальными доходами и прибылью считаются такие размеры этих показателей, которые достигаются при полном использовании всех имеющихся производственных, торговых и сервисных ресурсов.

    Формально организациями можно называть группы объединенных общей задачей людей, насчитывающие два человека и более [1].

    Организации всегда следует называть организациями, учитывая их разновидности и официальные наименования, но вместе с тем это понятие и отражающий его термин не должны трактоваться расширительно путем неоправданного, недопустимого вторжения в другие понятийно-терминологические пространства [6].

    Организации могут иметь собственные имущественно-земельные комплексы либо располагаться в арендуемых офисных помещениях. Наиболее распространенные разновидности организаций: международные, межгосударственные, правительственные и неправительственные, коммерциализированные и некоммерческие, общественные и политические, религиозные и благотворительные, союзы, центры, клубы по интересам, фонды, общества, ассоциации, партнерства и многие другие [8].

    Вывод: Принципиальное отличие организаций от предприятий состоит в том, что извлечение дохода и прибыли никогда не является основной целью их существования. Однако, те или иные денежные средства они могут зарабатывать для решения задачи частичного либо полного самофинансирования своей деятельности. Обычно организации без цели перепрофилирования не продают, но они могут передаваться с баланса на баланс другой организации, и в таких случаях может возникать потребность в определении их рыночной стоимости. Для решения подобных задач услуги профессиональных оценщиков не требуются. Эти задачи успешно решают бухгалтерские или экономические службы организаций простейшим затратным методом. Другие методы оценивания стоимости организаций, как правило, применения не находят.

    Жизненный цикл организации

    Рост и изменение хорошо описывает концепция жизненного цикла организации (life cycle) представленная в таблице 1.

    Таблица 1 - Концепция жизненного цикла организации

    Характеристика стадии жизненного цикла

    Черты кризиса

    Стадия предпринимательства

    1.

    Рождение организации. Акцент на создание продукта и выживание на рынке. Основатели кампании сами занимаются вопросами производства и сбыта. Организация неформальна и небюрократична. Контроль осуществляют сами собственники. Рост организации определяется предлагаемыми ею новыми продуктами и услугами. Основная черта - творчество. Размер - маленькая организация.

    Потребность в руководстве.

    Стадия коллективизма

    2.

    Выработка четких целей, определение направления своей деятельности. Подразделения выстраиваются в соответствии с властной иерархией, спецификой деятельности и начинающимся разделением труда. Сотрудники идентифицируют себя с миссией организации, стараются добиться ее успеха. Работники воспринимаются себя членами коллектива, коммуникация и контроль по большей части являются неформальными, хотя уже начинают появляться отдельные формализованные системы.

    Основная цель - рост.

    Потребность в делегировании полномочий. Новый менеджмент успешен, рядовые сотрудники постепенно начинают ощущать потребность в большей самостоятельности. Встает задача найти механизм контроля и координации работы подразделений без прямого надзора сверху.

    Стадия формализации

    3.

    Появляются и начинают действовать правила, процедуры и системы контроля. Коммуникации становятся более редкими и формальными. Высшее руководство начинают занимать такие проблемы, как стратегия и планирование. Контроль передается на средний уровень управления.

    Цель - внутренняя стабильность и расширение рынка.

    Необходимость расширения бюрократии. Организация становиться слишком большой и сложной, чтобы ею можно было управлять посредством формальных программ.

    Стадия совершенствования

    4.

    Зрелая кампания становится большой и бюрократизированной, с экстенсивными системами контроля, правилами и процедурами.

    По-новому рассматривается сотрудничество и командная работа. Бюрократия может быть ограничена. Усиливается социальный контроль и самодисциплина. Формальные процедуры могут быть упрощены и переданы командам менеджеров и рабочим группам. Команды часто формируются из представителей разных подразделений. Возможно деление организации на множество подразделений. Приобретают статус и репутация организации. Менеджеры могут наступать на бюрократию или пытаться ее модернизировать.

    Потребность в управлении. Достигнув стадии зрелости организация может пережить временный упадок. Кампания перестает соответствовать требованиям окружающей среды. Необходимы инновации.

    По мере прохождения четырех стадий жизненного цикла у организации меняются ее структура, системы контроля, инновации и цели.

    Бюрократия и власть в организации (по Веберу).

    Вебер считал, что бюрократия способна гарантировать более эффективное функционирование организаций в бизнесе и правительственных структурах (таблица 2).

    Таблица 2 - Бюрократия и власть в организации

    Бюрократия

    Узаконенные основания власти

    1. Правила и процедуры

    Позволяют осуществлять работу в предсказуемых условиях

    Рационально-законные

    Работники верят в законность правил и право тех, кто располагает властью, отдавать приказы. Этот тип власти лежит в основе большинства правительственных орг.

    2. Специализация и разделение труда

    Каждый работник имеет свою четкую задачу

    Традиционные

    Опирается на веру в традиции и законность положения людей. Традиционная власть принадлежит монархам и церкви.

    3. Иерархия власти

    Служит чутким механизмом инспектирования и контроля

    Харизматические

    Основана на приверженности людей выдающейся личности и готовности исполнять ее приказы. Организации возглавляемые харизматическыми личностями, отражают его личность и ценности.

    4. Квалифицированный персонал

    Дает основания для найма сотрудников, противостоит найму по знакомству, фаворитизму

    5. Разграничение должности и должностного лица

    Люди не владеют работой или наследственными правами на нее.

    6. Письменная коммуникация в производстве

    Печатная документация создает “память" организации и обеспечивает непрерывность ее существования во времени.

    Логичная и рациональная форма организации, описанная Вебером, позволяет работать эффективно и в соответствии с установленными правилами.

    Крупные организации более формализованы. (В малых организациях топ-менеджеры могут контролировать работу личным наблюдением.)

    Централизация определяет уровень иерархии, на котором дается право принятия решения. Крупные организации более децентрализованы.

    Организационные стратегии контроля представлены в таблице 3.

    Таблица 3 - Организационные стратегии контроля

    Тип стратегии

    Требования

    1. Бюрократическая

    Правила, стандарты, иерархия, легитимность власти

    2. Рыночная

    Цены, конкуренция, изменение взаимосвязей

    3. Клановая

    Традиция, общие ценности и убеждения, доверие

    О рыночном контроле говорят тогда, когда результаты деятельности и продуктивность организации основываются на ценовой конкуренции. Для использования этой формы контроля необходимо ясное представление о ценах на продукцию и рыночной ситуации. В отсутствии конкуренции этот метод неточно отражает внутреннюю эффективность.

    Для осуществления кланового контроля необходимо использовать такие особенности жизни организации, как корпоративная культура, общие ценности, приверженность кампании, традиции и убеждения. Это контроль поведения сотрудников. Должны быть общие системы ценностей и доверие. Клановый контроль имеет большое значение в неопределенной ситуации. Требует периода врастания в группу.

    Самоконтроль - основан на ценностях и стандартах самого человека. Требует наличие сильных лидеров в кампании.

    Упадок и сокращение организации.

    Упадок организации - употребляется при определении условий, при которых в течение определенного периода времени наблюдается существенное и абсолютное сокращение ресурсов организации. Упадок организации часто ассоциируется с негативными изменениями в окружающей среде (сокращаются масштабы ее деятельности в определенных сферах) или меняется ее форма.

    Упадок организации определяют три фактора:

    1. Организационная атрофия. Организация утрачивает свою эффективность, чрезмерно бюрократизируется, не способна адаптироваться к окружающей среде. Сигнал: чрезмерная громоздкость штатов, административных процедур, недостаток эффективной коммуникации и координации.

    2. Уязвимость. Свидетельствует стратегическая неспособность к процветанию в окружающей среде.

    3. Упадок окружающей среды или конкуренция. Упадок окружающей среды связывают с сокращением энергии и ресурсов, способных поддержать организацию. Наглядно это представлено на рис 1.

    Рисунок 1 - Стадии упадка и снижения производительности

    1.2 История развития франчайзинга

    Появление франчайзинга относят к началу 1800-х гг., к так называемой системе связанных домов, используемой британскими пивоварами. В 1860 г. по схеме, очень близкой к франчайзингу, работала фабрика “Зингер”, специализирующаяся на производстве швейных машинок.

    Разработанная в 1886 г. формула “Coca-Cola” и ее продажа в 1900 г. привели к мощному толчку в развитии франчайзинга; система стала стремительно распространяться под известной всем до настоящего времени маркой “Coca-Cola”. Наибольший успех в развитии этой системы удалось достигнуть в 50-х гг. прошлого столетия братьям Мак Дональдам. В настоящее время франчайзинговая система “Макдоналдс" насчитывает около 20 тыс. предприятий в разных странах мира.

    В России примером франчайзинга могут служить “Макдоналдс”, “Баскин Роббинс”, “Сабвей" [11].

    Стабилизация и дальнейшее оживление экономики России самым непосредственным образом связаны с решением проблем развития малого бизнеса. Роль этого сектора экономики была серьезно переосмыслена в последние десятилетия. Сейчас он рассматривается как необходимое условие саморазвития и стабильности своей экономической системы. Так, в США действуют около 20 млн малых фирм, в Японии - более 6,5 млн. По оценкам Министерства экономического развития и торговли РФ, для включения механизма саморегуляции, обеспечения устойчивости и развития нашей стране нужно примерно 2,5-3,5 млн малых частных фирм. А для уверенного действия таких механизмов это количество должно доходить до 9-12 млн фирм.

    Российский малый бизнес находится в очень сложном положении, так как в нашей стране инфраструктура его находится в самом начале своего становления. Одним из путей ее ускоренного создания может стать широкое внедрение франчайзинга. Франчайзинг как метод ведения бизнеса позволяет не только построить систему взаимоотношений между малыми предпринимателями, уходящими в одну и ту же франшизную схему, но и упорядочить их отношения с внешними контрагентами, как малыми, так и крупными. С его помощью наводятся определенные мосты между малым и крупным бизнесом.

    “Франчайзинг”, согласно одному из толкований этого термина, означает: быть свободным, испытывать ощущение свободы от того, что в этой системе предприниматель владеет бизнесом и контролирует все основные решения, связанные с его экономикой. Франчайзинг позволяет решить проблему занятости тех, кто по различным причинам не имеет возможности открыть свое дело или организовать бизнес, но может и хочет продолжать или начать плодотворно трудиться. Он позволяет также использовать труд учащейся молодежи и лиц, для которых полная занятость невозможна, - это домохозяйки или молодые матери, пенсионеры и т.п. В известной мере на новой ступени развития рыночных отношений в России франчайзинг призван заменить начавший отмирать “челночный” бизнес.

    Одна из серьезнейших проблем, существующих в российской экономике, связана с замораживанием значительных сумм денег населением, которое не доверяет банкам и биржевым спекуляциям, а также различным финансовым схемам после провала известных пирамид. Население хранит свои сбережения в основном в валюте.

    Широкое распространение франшизных систем позволяет значительно повысить экономическую активность населения и использовать эти средства для инвестирования в мелкие и мельчайшие предприятия.

    Социологические опросы, проводимые в промышленно развитых странах, показывают, что предприниматели, вступившие во франшизную сеть, ориентированы на успех значительно в большей степени, чем рядовые предприниматели. Таким образом, франшизные системы объединяют лиц с явно выраженными позитивными жизненными установками. Совместные интересы формируют общее видение, как проблем, так и целей, и задач, решаемых в сети. В этом смысле франчайзинг близок к сетевому маркетингу, который собирает под свои знамена наиболее авантюрную, позитивно настроенную часть экономически активного, но свободного населения.

    Бурное развитие франшизных сетей стало наиболее заметной мировой тенденцией конца ХХ в. Совершенно очевидно, что эта тенденция сохранится в новом тысячелетии. Россия находится сегодня в состоянии, когда трудно говорить о каких-то общих тенденциях в организационном управлении. Однако можно с уверенностью утверждать, что, стимулируя франчайзинг и его элементы как систему управления бизнесом, государство тем самым закладывало бы известные предпосылки для перехода на новые, прогрессивные формы управления.

    При создании российской системы франчайзинга следует иметь в виду, что франшизная сеть состоит главным образом из малых предприятий. Это означает, что человеческие факторы играют в ней очень большую роль.

    Российский предприниматель сильно отличается от западного или восточного. У него свои взгляды, намерения, традиции ведения бизнеса. К тому же нужно учесть, что Россия - многонациональная страна, и с началом перестройки культурные и местные факторы начали оказывать значительно большее влияние на предпринимателей, чем в предыдущий период. Поэтому, как и во многих других областях, прямое заимствование зарубежного опыта вряд ли приведет к успеху. Само сообщество российских предпринимателей с учетом международного опыта должно в конечном счете выработать окончательные решения. В этом плане огромна роль созданной недавно Российской ассоциации франчайзинга.

    Многие российские предприятия располагают технологиями, обеспечивающими создание качественного и необходимого потребителям продукта, и если раньше им не приходилось искать способы и каналы реализации своего товара потребителю - большинство работало по централизованным заказам, то сейчас это стало насущной проблемой. Однако многие предприниматели и руководители предприятий ссылаются на нехватку оборотных средств, подразумевая, что реализация обширной маркетинговой стратегии требует значительных финансовых вложений, которых у предприятия просто нет. Но это не совсем так - именно франчайзинг может помочь оперативно расширить рынки своего сбыта, не вкладывая при этом значительных средств.

    Действительно, организация филиалов, собственных торговых или производственных точек требует больших финансовых вложений, в то время как франчайзинг позволяет сэкономить капитал путем привлечения капитала франчайзи. Франчайзи более точно знает конъюнктуру и особенности местного рынка, что является немаловажным положительным фактором. Основным вкладом франчайзера при этом становится торговая марка, ноу-хау, технологии, затраты же на непосредственную организацию бизнеса, в том числе на содержание аппарата управления, содержание помещения и т.д., лежат на франчайзи. В то же время франчайзеру идет определенный процент прибыли, полученной от реализации товара: он также получает плату за использование его имени. При этом требуется незначительный, в отличие от организации собственных торговых и производственных точек, объем вложенных средств [13].

    В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 г. Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяло владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса.

    Франчайзинг доказал свою высокую эффективность и жизнеспособность и в условиях экономического спада середины 70-х гг. Тем более прочным является положение франчайзинговых компаний с начала 80-х гг., когда в период президентства Р. Рейгана США переживали подъем экономики. В американской литературе приводились такие статистические данные: в эти годы в США каждые 6,5 мин открывалось одно франчайзинговое предприятие.

    Обретя большой внутренний опыт, американский франчайзинг двинулся за границу, чтобы пустить ростки на других рынках. Многие компании продали свои франшизы в других странах, а некоторые из них быстрыми темпами стали расширять свою международную сеть. В настоящее время более 350 американских фирм и их франчайзи владеют более чем 32 000 торговых предприятий в других странах [10].

    Бурное развитие франчайзинга наблюдается в Канаде, Западной Европе, Японии, государствах Тихоокеанского региона, Австралии, странах региона Карибского моря. Франчайзеры из других стран присматриваются и к рынку России. По-видимому, международный франчайзинг в ближайшее время будет развиваться еще более быстрыми темпами. Франчайзеры ищут потенциальных франчайзи в зарубежных странах, а многие частные лица и фирмы активно ищут франчайзеров из других стран, чтобы приобрести их лицензию и права и при их финансовой поддержке, на их технологии производства и обслуживания делать свой прибыльный бизнес.

    Например, известный производитель светокопировальных аппаратов компания “Ксерокс” организовала на территории России разветвленную сеть центров по копированию любых рукописных, рисованных и печатных документов. Для этого компания как франчайзер создала в Москве и других крупных городах центры, через которые она финансирует приобретение или аренду помещений, поставляет копировальные аппараты и расходные материалы, обучает российских специалистов и осуществляет контроль за их деятельностью. Это пример франчайзинга услуг, который не только дает значительную прибыль, но и является мощным средством рекламы продукции компании “Ксерокс”.

    Эта же компания “Ксерокс”, а также ее конкуренты создали в России широкие сети сбыта и обслуживания копировальной техники. Все сбытовые фирмы пользуются фирменными знаками фирм-изготовителей “Ксерокс”, “Кэнон” и др. Франчайзеры обеспечивают сбытовиков необходимыми инструкциями, запасными частями, передают ноу-хау по обслуживанию и ремонту техники, финансируют рекламные кампании. Эффективно франчайзинг применялся и применяется в настоящее время в индустрии бутылочных безалкогольных напитков компаниями “Кока-Кола”, “Пепси”, “Севен-Ап”. Благодаря франшизе эти и подобные им компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его по расположенным не только в США, но и за рубежом заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемым франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки [11].

    1.3 Теоретическая концепция франчайзинга

    Франчайзинг представляет собой форму передачи прав другой стороне, с помощью которой владелец товаров или услуг обеспечивает организацию и расширение сети их продажи. При этом товары и услуги идентифицируются с именем (торговой маркой) продавца. Таким образом, франчайзинговые отношения предполагают наличие двух сторон - продавца (франчайзера) и покупателя (франчайзи), а также наличие объекта исключительных прав (франчайза).

    Франчайзер обеспечивает франчайзи квалифицированную помощь в обучении персонала, в закупках оборудования и т.п., в аренде помещений и оборудования, в маркетинговых исследованиях и др.

    Франчайзи оплачивает покупку франчайза, а также необходимых элементов материально-технического обеспечения своего бизнеса. Он также осуществляет периодические платежи франчайзеру в виде процента от объема продаж (дохода или прибыли), а также обычно вносит определенную долю средств в рекламный фонд франчайзера.

    Следовательно, в обмен на преимущества уже на деле проверенной концепции или методики ведения бизнеса с хорошо известной и популярной торговой маркой, франчайзи делится с франчайзером частью своей прибыли и частью своей независимости [9].

    В настоящее время в мировой практике известно более 60 видов деятельности, в которых эффективно применяется франчайзинг. Так, например, в розничной торговле франчайзинговые отношения применяются при продаже детских товаров, товаров для новобрачных, бытовой химии, товаров для дома, для животных и других видов товаров. Они эффективно используются при оказании различных услуг (проявка фотопленок и печать фотографий; услуги по перевозкам; услуги, связанные с обслуживанием бизнеса и др.) [12].

    Франчайзинг является одним из эффективнейших способов развития бизнеса. Его могут применять фирмы, уже добившиеся успеха и желающие развить свой успех, а также начинающие бизнесмены. Он выгоден как для франчайзера, так и для франчайзи.

    Так, преимущества системы франчайзинга для франчайзера проявляются, прежде всего, в том, что развитие сети франчайзинговых предприятий позволяет не расширять свою собственную сеть предприятий и значительно экономить не только свой капитал, но и трудовые ресурсы. При этом нет необходимости франчайзеру заниматься будничными управленческими проблемами, он также не имеет проблем с персоналом.

    Франчайзи также выгодны отношения, построенные на основе франчайзинга, так как он может начать собственное дело, не являясь работником франчайзера. Он имеет возможность заниматься готовым надежным бизнесом, завоевавшим определенную нишу на рынке, используя при этом популярную торговую марку, фирменный знак или стиль. Разумеется, что в этом случае франчайзи имеет возможность пользоваться и всей мощью рекламы этой торговой марки. Франчайзер обеспечивает франчайзи необходимыми консультациями, помогает ему совместно решать возникающие проблемы. Он также может выступать гарантом при получении франчайзи кредитов, а также оказывать ему помощь в организации более надежной и выгодной системы снабжения расходными материалами и т.д.

    Внедрение франчайзинга позволяет повысить общую культуру ведения бизнеса и его правовую защищенность [10].

    Виды франчайзинга:

    Товарный (селективное распределение). Франчайзер реализует свою продукцию не через оптово-розничную торговлю, а в основном через предприятие-франчайзи, которое не продает аналогичный товар конкурентов. Данный вид франчайзинга повсеместно используется для сбыта бензина, автомобильных товаров и сельскохозяйственного оборудования.

    Производственный. Компания-правообладатель предоставляет франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции. Обязательное условие - строжайший контроль качества со стороны франчайзера.

    Деловой (франчайзинг в бизнесе). Франчайзер выдает лицензию на право пользования товарным знаком или знаком обслуживания, способом ведения торговли товарами или услугами и соответствующим обеспечением (обычно в форме ноу-хау). В основном применяется для открытия магазинов и киосков с целью продажи набора продуктов и оказания услуг под фирменным наименованием франчайзера.

    Конверсионный. Это такой способ расширения сети франчайзинга, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франчайзера.

    Субфранчайзинг. Форма организации франчайзингового бизнеса, при которой получатель генеральной (мастер) франшизы осуществляет контроль над определенным районом в качестве субфраншизодателя с правом продажи субфраншиз компании-франчайзера.