2.1 Целеполагание прогнозирования развития образования
Концепция инновационного развития образования Новосибирской области базируется на духовных, культурных и общественных Ценностях, сложившихся на протяжении многих веков в непрерывной деятельности человека в поиске смысла жизни на великом мегакультурном пространстве России и ее неотъемлемой части - Сибири [2].
Целью инновационного развития образования Новосибирской области является определение условий и механизмов их достижения, которые:
обеспечат качественные изменения в самом образовании, системе образования и образовательных средах региона для предоставления возможностей человеку многогранно развиваться как духовной, творческой и здоровой личности в соответствии с требованиями современного развития региона;
создадут условия для заинтересованного участия общества в развитии образования;
в полной мере будут учитывать общественный запрос со стороны различных групп населения;
будут способствовать эффективному, конкурентоспособному и устойчивому социально-экономическому развитию Новосибирской области;
отвечают тенденциям развития современной России как ведущего участника глобальных отношений в мире.
Инновационное развитие образования Новосибирской области опирается на предложенные Федеральной целевой программой направления развития образования на 2006-2010 годы и специально разработанные принципы. Именно на основе этих принципов в образовании Новосибирской области должны произойти системные изменения, обеспечивающие его доступность, качество, непрерывность и инвестиционную привлекательность [13].
Система научного и технического образования, система генерации знаний, система генерации технологий, система технического перевооружения промышленности, система эффективной инновационной инфраструктуры - вот основные направления формирования экономики будущего Новосибирской области.
Инновационное развитие образования Новосибирской области основывается на следующих принципах [3]:
принцип опережающего развития образования;
принцип проектирования инновационного развития;
принцип открытости образования и общественного участия;
принцип непрерывности образования;
принцип стратегического инвестирования;
принцип инновационности образовательной среды.
1. Принцип опережающего развития образования.
Принцип опережающего развития образования применяется как адекватный ответ на запросы, обусловленные направлениями социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года. Данный принцип означает мобильную переориентацию системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся условиях интенсивного развития социальных и экономических процессов и нового качества жизни, готового оперативно предложить свое участие, отвечая на запросы общества и рынка труда.
2. Принцип проектирования инновационного развития образования.
Данный принцип означает, что сами подходы к инновациям в образовании должны быть инновационными для системы образования. Традиционные отраслевые и программные подходы не успевают реагировать на стремительно происходящие изменения в обществе, стране и мире. Осознавая и учитывая современные тенденции развития страны и региона, необходимо уже сегодня проектировать адекватные этим изменениям процессы в образовании.
Принцип проектирования инновационного развития образования предполагает разработку и реализацию уже в настоящее время проектов, направленных в будущее - на устойчивое долговременное развитие образования.
3. Принцип открытости образования и общественного участия.
Развитие образования Новосибирской области - это не столько ведомственный и административный процесс, сколько стратегическое направление развития всего региона, затрагивающее интересы каждого человека.
Учитывая это, Концепция инновационного развития образования опирается на принцип открытости образования и общественного участия. Этот принцип предполагает достижение общественного согласия, на основе которого власть, общество, бизнес, общественные организации и профессиональное педагогическое сообщество принимают на себя обязательства по совместному продвижению в Новосибирской области инновационных образовательных процессов [2]. Достигнутое общественное согласие позволит выстроить конструктивные взаимовыгодные отношения всех субъектов, что обеспечит необходимые изменения в такой сложной социально-экономической сфере жизни региона, как образование.
4. Принцип непрерывности образования.
Современный мир характеризуется переходом к глобальным процессам, важнейшую роль в которых будут играть знания человека и основанные на них компетенции.
Непрерывное образование человека в течение всей его жизни является фактором мобильности общества, его готовности к прогнозируемым изменениям. Предоставление государством и обществом возможностей человеку постоянно развиваться и образовываться вне зависимости от возраста, состояния здоровья и других факторов способствует гармонизации общественных отношений через справедливое перераспределение знаний как основного капитала человека. Обладание капиталом знаний позволяет человеку эффективно организовать собственную жизнь и управлять ею, обеспечивает права всех на самореализацию [2].
5. Принцип стратегического инвестирования.
В современном постиндустриальном информационном обществе уровень образования человека оказывает прямое влияние на качество создаваемого общественного продукта и его конкурентоспособность. Главным конкурентным качеством человека становятся его знания и компетенции, социальная и профессиональная мобильность, умение инициировать или поддерживать инновационные технологии производства и управления, прогрессивные процессы социального развития, активно включаться в их реализацию [2].
Если общество хочет долговременно развиваться, его стратегические инвестиции должны быть направлены на человека, а значит, в его образование.
6. Принцип инновационности образовательной среды.
Открытость образования является важнейшим условием формирования образовательной среды. Являясь одним из основных субъектов образовательной среды, образовательные учреждения и организации становятся активными участниками многообразных взаимодействий, что непременно привносит в их деятельность новые черты.
- Введение
- Глава 1 Прогнозирование развития системы образования
- 1.1 Основы прогнозирования развития системы образования
- 1.2 Долгосрочное прогнозирование
- Глава 2 Прогнозирование развития образования на примере Новосибирской области
- 2.1 Целеполагание прогнозирования развития образования
- 2.2 Основные направления и задачи инновационного развития образования Новосибирской области
- обеспечение доступности и качества образования;
- развитие общественно-гражданских форм управления процессами в образовании Новосибирской области;
- внедрение в систему образования Новосибирской области эффективных экономических механизмов и повышение ее инвестиционной привлекательности.
- 2.5 Внедрение в систему образования Новосибирской области эффективных экономических механизмов и повышение ее инвестиционной привлекательности
- 2.6 Методика среднесрочного прогнозирования спроса на специалистов в системе образования региона
- 2.7 Уточненные основные прогнозные показатели социально-экономического развития Новосибирской области в 2009 году
- Глава 3.1. Участие общественности в управлении образованием на территории Новосибирской области
- Развитие туризма в Новосибирской области Введение
- Новосибирская область устав новосибирской области
- Социальная политика в Новосибирской области
- Глава 2. Инновационное развитие Новосибирской области.
- 2.2. Развитие единой образовательной среды Новосибирской области.
- 2.8. Управление инновационным развитием образования новосибирской области.
- 2.1. Основные направления и задачи инновационного развития образования Новосибирской области.
- Глава 2. Инновационное развитие Новосибирской области. 13
- Новосибирская область устав новосибирской области