logo search
Разработка бизнес-плана внедрения новой услуги на предприятии

1.1 Цель, задачи и особенности составления бизнес - плана

Бизнес - план это комплексное исследование различных сторон деятельности фирмы. [4]

Цель разработки бизнес - плана заключается в постановке обоснованной, целостной, системной оценке перспектив развития фирмы. Таким образом, это прогноз и план ее деятельности на ближайшее будущее и дальнейшую перспективу. Он исходит из потребности рынка и возможности предприятия их удовлетворить.

Принципы, которые побуждают руководство фирмы планировать деятельность:

а) Составление бизнес - плана помогает объективно, критически и беспристрастно взглянуть на идею бизнеса. План - порядок действий, который отражает приоритеты и способствует предотвращению ошибок.

б) Бизнес - план можно рассматривать, как рабочий инструмент, который помогает руководству контролировать и грамотно управлять деятельностью фирмы.

в) Готовый бизнес - план это средство руководства, при помощи которого оно доводит идеи бизнеса до всех заинтересованных лиц, в первую очередь до сотрудников фирмы. [4]

В свою очередь бизнес - план способствует решению множества задач:

определяет конкретное направление деятельности фирмы, ее целевые рынки и место данного предприятия на этих рынках;

формулирует долгосрочные и краткосрочные цели фирмы;

определяет стратегию и тактику достижения целей предприятия;

помогает выбрать номенклатуру и определяет показатели товаров и услуг, предлагаемых фирмой потребителю;

оценивает издержки по созданию и реализации новых товаров и услуг;

производит оценку кадров фирмы и условия мотивации их труда;

определяет маркетинговые мероприятия фирмы по изучению рынка;

обеспечивает конкурентоспособность фирмы;

максимизирует прибыль в условиях рынка;

оценивает материальное и финансовое положение фирмы;

оценивает соответствие ресурсов фирмы поставленным целям. [13]

Бизнес - план это элемент управления, он выполняет множество функций, главные из которых:

инициирование (бизнес - план активизирует, стимулирует и мотивирует намеченные действия);

прогнозирование (бизнес - план предвидит и обосновывает желаемое состояние предприятия посредством анализа и учета факторов и их совокупности);

оптимизация (бизнес - план обеспечивает выбор наилучшего варианта развития фирмы в конкретных условиях рынка);

координация и интеграция (бизнес - план учитывает взаимосвязь всех структур фирмы и ориентирует их на желаемый результат);

безопасность управления (бизнес - план обеспечивает информацией о возможных рисках, это, в свою очередь, позволяет предприятию своевременно принять меры по минимизации или полному предотвращению негативных последствий);

упорядочение (бизнес - план создает единый общий порядок, это позволяет сделать работу более успешной);

контроль (бизнес - план предоставляет возможность оперативно отслеживать достижение поставленных целей, выявлять ошибки и их возможные корректировки);

документирование (бизнес - план дает представление деятельности фирмы в документальной форме, это, в свою очередь, может служить доказательством успешно или ошибочной работы менеджеров) [4]. В процессе разработки бизнес - плана нужно соблюсти основополагающие принципы планирования. Они будут создавать предпосылки для успешной деятельности фирмы в условиях рынка.

Основные принципы бизнес - планирования.

а) Необходимость.

Она характеризуется обязательным применением планов в любой сфере деятельности предприятия. Потому что каждый сотрудник фирмы, прежде чем выполнять работу должен знать чего он хочет достичь и как.

б) Непрерывность.

После окончания действия плана необходимо разработать новый план (планирование должно иметь скользящий характер).

в) Эластичность и гибкость.

Этот принцип характеризуется введением плановых резервов по основным показателям, применением планирования для различных ситуаций и распределением данных. Так же должны быть разработаны альтернативные планы, которые учитывают изменения среды.

г) Единство и полнота.

Для бизнес - плана необходимо наличие общей экономической цели. Также важно взаимодействие всех структурных подразделений предприятия по всем уровням планирования. Все частичные планы структурных единиц должны укладываться в общий сводный план ее социально - экономического развития. В план должны быть включены все факторы, которые имеют значение для принятия решений. д) Точность и детализация.

Бизнес - план должен быть составлен предельно точно при переходе от краткосрочных стратегий к долгосрочным стратегическим планам точность и детализация при планировании может изменяться вплоть до определения исключительно основных целей и общих направлений в развитии предприятия.

е) Экономичность. Расходы должны быть соизмеримы с поученными от нее доходами. Чтобы определить вклад планирования в эффективность, необходимо определить улучшение качества принимаемых решений.

ж) Оптимальность.

Во время планирования на всех этапах должен быть обеспечен выбор максимально эффективных вариантов решений. Оптимальность также выражается в максимизации прибыли и минимизации затрат.

з) Связь уровней управления.

Необходимо детализировать план «сверху - вниз», укрупнять его «снизу - вверх». Также необходимо частичное делегирование полномочий.

и) Участие.

Если персонал фирмы участвует в процессе планирования, то это безусловно усилит мотивацию его поведения, это связано с тем, что планирование для себя эффективнее, чем для других.

к) Стабильность.

Необходимо, чтобы план капитальных вложений был неизменен, иначе можно понести потери ресурсов и дополнительные затраты.

л) Адекватность.

Необходимо увеличивать число учитываемых факторов и повышать уровень точности прогнозов. Кроме тех принципов, которые разобраны выше в планировании, как правило, учитывают и общеэкономические принципы. Например: научность, директивность, эффективность, приоритетность и прочие.[16]