Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг
Государственный бюджет – роспись государственных доходов и расходов за определенный период, утвержденный в законодательном порядке. За период исчисления бюджета принимается один год.
Бюджетная система – совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и автономных в бюджетном отношении учреждений, институтов.
В России бюджетная система достаточно сложная. Она включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды.
Каждая из составных частей исполняется отдельно, а в целом они представляют консолидированный бюджет страны.
В макроэкономике под государством понимается совокупность всех государственных институтов и учреждений, и, соответственно, доходы и расходы государства представляют в агрегированном виде.
Под дефицитом государственного бюджета понимается сумма превышения расходов государства G над его доходами T в пределах финансового года:
Д = G – T. (21.1)
Бюджетный избыток (профицит) – сумма превышения доходов государства над его расходами в пределах финансового года.
Различают структурный и циклический дефицит.
Структурный дефицит представляет собой разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.
Циклический дефицит – это дефицит, возникающий в результате недополучения запланированных доходов из-за экономического спада, он равен разнице между фактическим и структурным дефицитами.
Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных профицитов.
Дефицит бюджета может обслуживаться двумя способами:
с помощью кредитов центрального банка,
путем эмиссии государственных ценных бумаг.
Первый способ используется правительствами слаборазвитых государств, а также странами с переходной экономикой. Этот способ всегда инфляционный, т.к. происходит монетизация дефицита государственного бюджета.
В экономически развитых странах дефицит обслуживается всегда через эмиссию государственных ценных бумаг.
В этих условиях государственный долг можно интерпретировать как размер задолженности государства владельцам государственных ценных бумаг. При этом способе также может происходить монетизация дефицита, но только при условии, что покупка государственных облигаций на открытом рынке осуществляется Центральным банком. Если же все облигации размещаются среди домашних хозяйств и предпринимательских фирм, монетизации не происходит.
Ключевой вопрос бюджетной политики: должен ли бюджет быть сбалансированным? Или сбалансированность должна быть подчинена целям стабилизации экономики?
Существуют три вида концепций бюджетной политики:
концепция ежегодного балансирования бюджета;
концепция циклически сбалансированного бюджета;
концепция функциональных финансов.
Концепция ежегодного балансирования бюджета предполагает, что у государства не должно возникать ни дефицита, ни профицита бюджета независимо от экономической ситуации. Она строится на классической теории, согласно которой фискальная политика не оказывает стабилизационного влияния, а лишь перераспределяет доходы.
В настоящее время большинство государств отказалось от такой политики, поскольку ежегодное балансирование бюджета приводит к усилению циклических колебаний.
Во второй концепции (балансирования бюджета на циклической основе) совмещаются две идеи:
а) фискальная политика является одним из основных инструментов регулирования экономики;
б) необходимость балансирования бюджета.
Авторы этой концепции считают, что допустимы кратковременные отклонения (в отдельные годы бюджет может быть дефицитным либо профицитным), но по итогам определенного периода времени (среднесрочного экономического цикла) бюджет должен быть сбалансирован. Дефицитность бюджета допускается в периоды экономических спадов. В такие периоды государство стремится стимулировать производство, снижая налоги и увеличивая государственные расходы. Но этот дефицит должен быть погашен в периоды экономического подъема, когда государственные расходы сокращаются, а налоги могут повышаться.
Эта концепция может быть реализована как с помощью дискреционной фискальной политики, так и с помощью встроенных стабилизаторов.
Применение на практике такой политики показало, что амплитуда колебаний в рамках экономического цикла может быть сглажена на 30-35%. Однако при слишком большой продолжительности фазы спада, использование этой концепции может привести к существенному государственному долгу.
В концепции функциональных финансов проблема стабилизации экономического развития выходит на первый план, а сбалансированность бюджета рассматривается как второстепенная. Авторы этой концепции считают, что бюджетный дефицит допустим в периоды экономического подъема. Его цель - поддержание состояния полной занятости ресурсов. Однако в процентах ко всему государственному бюджету его дефицит не должен превышать темпы экономического роста. В этом случае дефицит бюджета без особого труда может быть погашен путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг.
Таким образом, сегодняшние проблемы дефицитности бюджета и государственного долга перекладываются на будущие поколения, но сторонники такой концепции считают, что при полной занятости и стабильных темпах роста и в будущих периодах государство будет проводить ту же политику. Рост государственного долга не приведет к банкротству государства при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам. Такая позиция обосновывается следующими аргументами:
при данной политике государственный долг возвращать не надо, т.к. государственные облигации составляют значительную часть портфеля любого инвестора, причем объем вложений в государственные бумаги постоянно возрастает с ростом национального дохода; в результате проблема государственной задолженности сводится не к возврату государственного долга, а к его обслуживанию путем выделения средств бюджета на выплату процентов по государственным ценным бумагам;
государство имеет целый набор инструментов снижения бремени государственного долга, например, путем увеличения денежной массы страны;
государство всегда имеет возможность повысить налоги для увеличения бюджетной части.
В последние годы большинство экономически развитых стран применяют эту концепцию на практике. При ее использовании встают вопросы: каковы максимально допустимые размеры дефицита государственного бюджета и государственного долга, какие факторы помимо собственно дефицита бюджета могут влиять на размер задолженности государства?
О размере задолженности и величине дефицита бюджета судят по доле этих показателей в ВНП. Однако вопрос о критическом удельном весе остается нерешенным. Однозначно утверждается лишь следующее: размер государственного долга становится непосильным бременем для бюджетной системы, если процентные выплаты по нему настолько велики, что становятся основной причиной дефицита государственного бюджета. Поэтому при анализе динамики государственной задолженности дефицит разделяется на общий дефицит и первичный.
Первичный дефицит равен общему дефициту, уменьшенному на сумму процентных выплат по государственному долгу. Именно первичный дефицит рассматривается как инструмент стабилизационной политики.
Если же общий дефицит бюджета направляется в основном на выплату процентов по государственному долгу, то такая ситуация рассматривается как критическая для данной страны.
На динамику государственной задолженности влияет ряд факторов. Основные из них:
соотношение между общим и первичным дефицитом;
темп роста ВНП;
реальная ставка процента по государственным ценным бумагам.
Кроме этого могут влиять такие факторы, как соотношение темпа прироста ВНП и соотношение реальной процентной ставки.
- Министерство образования российской федерации
- Антонова и.В., Лысенко м.В. Экономика курс лекций для студентов инженерных специальностей. – Тюмень: ТюмГасу, 2007.- с.
- Предисловие
- Раздел I. Основы экономической теории.
- Раздел II. Микроэкономика
- Раздел III. Макроэкономика.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию
- 1.1. Этапы становления и развития экономической науки
- 1.2. Функции и роль экономической теории
- Экономическая теория
- Историко-экономические науки:
- 1.3. Метод экономической теории
- Тема 2. Основные закономерности экономической организации общества
- Общественное производство и экономика
- 2.1.2. Понятие воспроизводства. Фазы воспроизводства. Современные представления о воспроизводстве
- 2.1.3.Структура и пропорции общественного производства
- Проблема выбора, принцип альтернативности и производственные возможности
- 2.3. Экономическая система: понятие, типы, модели
- Тема 3. Сущность и развитие отношений собственности
- Экономическое содержание отношений собственности
- Формы и виды собственности
- Разгосударствление и приватизация
- Тема 4. Теоретические основы товарного производства
- 4.1. Товарное производство как тип общественного хозяйства
- 4.2. Товар и его свойства
- 4.3. Деньги и их функции
- 1. Простая, единичная, или случайная форма стоимости
- 2. Полная, или развернутая, форма стоимости.
- Всеобщаяформа стоимости
- Денежная форма.
- 4.4. Закон стоимости как закон товарного производства
- Тема 5. Основы теории капитала
- 5.1. Сущность капитала. Капитал и наемный труд
- 5.2. Постоянный, переменный капитал и прибавочная стоимость
- 5.3. Кругооборот и оборот капитала
- 5.4. Формы и виды капитала. Превращенные формы прибавочной стоимости
- 5.5. Воспроизводство капитала. Простое и расширенное воспроизводство
- Тема 6. Процесс накопления капитала
- 6.1. Сущность и содержание процесса накопления
- 6.2. Концентрация и централизация капитала
- 6.3. Накопление и рост органического строения капитала
- 6.4. Инвестиции как форма реализации накопления
- Тема 7. Научно-технический прогресс и инновации. Экономические закономерности нтп
- 7.1. Техника, наука, научно-технический прогресс и инновации
- Цикличность научно-технического прогресса и смена технологических укладов
- 7.3. Абсолютное и относительное удешевление техники
- Расширения масштабов ее производства и применения;
- Снижения издержек на ее производство при прохождении фаз жизненного цикла;
- Морального старения.
- Относительное удешевление техники
- Тема 8. Рынок, его сущность, структура и основные элементы
- Рынок и рыночная экономика
- Рыночный механизм и его элементы. Конкуренция как элемент рыночного механизма
- 8.3. Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка
- Раздел II микроэкономика
- Тема 9. Основы теории спроса и предложения
- 9.1. Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос
- 9.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения
- Равновесие на рынке. Общественная выгода от конкурентного равновесия: излишек потребителя и излишек производителя
- Эластичность спроса и предложения
- Эффект связи цены и качества
- Эффект срочной необходимости
- Тема 10. Основы теории потребительского выбора
- 10.1. Потребление, потребности и полезность
- 10.2. Количественный подход: теория предельной полезности
- 10.3. Ординалистская теория потребительского поведения
- 1) Кривая безразличия, лежащая выше и правее других (рис. 10.1), представляет собой более предпочтительные наборы товаров;
- 2) Для любой пары доброкачественных благ кривые безразличия вогнуты к началу координат;
- 3) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон;
- Тема 11. Фирма как хозяйствующий субъект
- 11.1. Хозяйствование и предпринимательство. Предприятие (фирма) как экономический агент
- 11.2. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Типы фирм
- Тема 12. Теория производства и издержек
- Производственная функция
- Экономические и бухгалтерские издержки. Внешние и внутренние издержки. Бухгалтерская, нормальная и экономическая прибыль
- Изменение объема и издержек производства в краткосрочномпериоде. Закон убывающей отдачи. Предельный и средний продукт
- 12.4. Постоянные, переменные и валовые издержки. Средние издержки. Предельные издержки
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде
- Тема 13. Экономическое поведение фирмы в
- Взаимосвязь предельных издержек и кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- Установление равновесия конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде
- Тема 14. Поведение фирмы на рынках несовершенной конкуренции
- 14.2. Чистая монополия: объем выпуска и цена
- 14.3. Фирма на рынках монополистической конкуренции и
- Ценовая дискриминация
- Тема 15. Теория ценообразования на факторы
- 15.1. Особенности рынка факторов производства
- 15.3. Рынок труда: микроуровень
- 15.4. Рынок капитала и ссудный процент
- 15.5. Рынок земельных ресурсов и земельная рента
- 15.6. Предпринимательство и прибыль
- Тема 16. Преимущества и недостатки рыночного механизма. Рынок и государство
- Макрорегулирование касается экономической политики государства на уровне национальной экономики в целом и изучается в разделе макроэкономики.
- 16.3. Роль фирмы в микрорегулировании экономических
- Раздел iiiмакроэкономика
- Тема 17. Особенности макроэкономического анализа. Макроэкономические показатели
- Понятие макроэкономических моделей
- Рынки продуктовДоходы фирм Потребительские расходы
- Государство Налоги Налоги
- Заграница
- Национальное богатство
- Тема 18. Общее макроэкономическое равновесие
- 18.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие
- Совокупное предложение
- Тема 19. Теория денег
- Сущность и функции денег. Спрос на деньги и их предложение. Равновесие на денежном рынке
- Банковская система. Функции Центрального и коммерческих банков
- 19.3. Макроэкономическое равновесие в модели is-lm
- Тема 20. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития экономики. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Сущность, причины и механизм инфляции
- Безработица, ее основные формы и последствия
- Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
- Тема 21. Финансовая система. Фискальная и бюджетная политика государства
- 21.1. Финансовая система и ее структура
- Фискальная политика государства
- Налоги, их виды. Принципы налогообложения
- Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Тема 22. Распределение доходов в обществе и социальная политика государства
- 22.1. Проблемы распределения в рыночной экономике
- 22.2. Социальная политика государства и ее эффективность
- Тема 23. Экономический рост
- 23.1. Экономический рост: сущность, показатели
- 23.2. Подходы к классификации экономического роста
- 23.3. Факторы экономического роста. Его потенциал
- Содержание
- Раздел I основы экономической теории Тема 1. Введение в экономическую теорию 6
- Тема 2. Основные закономерности экономической
- Тема 3. Сущность и развитие отношений собственности 52
- Раздел III макроэкономика