logo search
ochen_kratky_konspekt_ekonomika

Тема 7. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Вопросы:

Особенности поведения фирмы в совершенной конкуренции

Равновесие в краткосрочном периоде

Модели несовершенной конкуренции

Антимонопольная политика государства

Фирма, работающая в условиях совершенной конкуренции, сталкивается с двумя видами ограниченийограничения по издержкам:

• имеют доступ к одним и тем же технологиям;

• по одинаковым ценам покупают одно и то же сырье;

• возможности экономии зависят от масштаба производства;

ограничения по спросу:фирма не может повлиять на рыночную цену и продает товар по цене, сложившейся на рынке.

Объем продаж можно увеличить только путем установления более низкой цены на товар.

1. Фирма получает прибыль, если MR>MC

2. Объем производства, при котором MC=MR обеспечивает фирме максимальную прибыль .

3. Производство в объемах, при которых совокупные издержки больше совокупного дохода, приносит фирме убытки или MR меньше MC. Фирма будет работать, получая убытки, если эти убытки меньше издержек, которые она понесла бы, прекратив производство (постоянные издержки). Вообще, если фирма покрывает все свои переменные издержки и хотя бы часть постоянных, она должна производить.

4. Объем производства, при котором совокупные издержки равны совокупному доходу, не приносит фирме ни прибыли, ни убытков, т.е. имеет место нулевая прибыль.

5. Если при определенном объеме выпуска убытки фирмы равны постоянным издержкам (FС), то фирме безразлично производить или нет, поскольку приостанавливая производство она все равно несет постоянные издержки.

6. Объем производства, при котором убытки больше постоянных издержек, свидетельствует о том, что фирме следует вре­менно прекратить производство (закрыться) Возможные результаты деятельности фирмы в зависимости от объема производства представлены в табл.

Результаты деятельности фирмы в зависимости от объема производства

Соотношение дохода и издержек

Результат

ТR> ТС

Прибыль (Р)

MC=MR

Максимальная прибыль (Рmах)

TC >TR

Убытки (-Р)

ТR = ТС

Нулевая прибыль (Р = 0)

убытки=

Точка безразличия (фирме безразлично, производить или нет)

убытки > FС

Прекращение производства

Равенство МR и МС является условием максимизации прибыли любой фирмы (совершенная или несовершенная конкуренция).

МС = МR = р.

Эти подходы применимы как к чисто конкурентной фирме, так и к фирмам, функционирующим в других рыночных структурах.

Таким образом, пока цена выше минимальных средних переменных издержек (AVC), фирме в краткосрочном периоде выгоднее продолжать производить продукцию, поскольку в этом случае ми­нимизируются убытки. Если же цена равна минимальным средним переменным издержкам, то для фирмы безразлично, продолжать или останавливать производство.

Доход фирмы, функционирующей на рынке несовершенной конкуренции зависит от цены и объема выпуска

Несовершенная конкуренция:

сущность, типы, методы

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и прежде всего на цены.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция. Их черты можно представить следующей таблицей

Таблица

Основные характеристики трех типов несовершенной конкуренции

Характерная черта

Чистая монополия

Олигополия

Монополистическая конкуренция

Число фирм

Одна

Несколько

Много

Тип продукта

Уникальный, близких заме­нителей нет

Стандартизи­рованный

Дифференци­рованный

Контроль над ценами

Полный

Ограниченный взаимозави­симостью

Небольшой

Условия вступления в отрасль

Блокировано

Трудно

Сравнительно легко

Типичные отрасли

Местные предприятия коммунального хозяйства

Металлургия, автомобиле- и станкостроение, нефтедобыча

Розничная торговля, швейная, обувная про­мышленность

рынок, на котором представлен один продавец (монополист) и один покупатель (монопсонист) называется двусторонней монополией.

При олигополистической структуре рынка наблюдается известная стабильность цен. Такая стабильность цен не свойственна рынку со­вершенной и несовершенной (монополистической) конкурен­ции, когда каждая фирма имеет свой рынок соответственно свое­му дифференцированному продукту, т.е. рынок чистой монополии, где действует единственный продавец одного продукта.

Модели олигополистического ценообразования.

Модель "изгибающейся кривой спроса" — олигополист реагирует на изменение цен конкурентами в сторону их понижения, чтобы не потерять своих потребителей, однако не предпринимает никаких действий при их повышении.

Модель-картель — объединения производителей, действующих совместно и согласовывающих свои действия по поводу объемов производства и продажи, цен, рынков сбыта с целью максимизации прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внеш­ней конкуренции. Фирмы назначают цены, равные средним издержкам.

Модель, основанная на теории игр — использование математического моделирования в целях выдвижения предложений, которые каждая фирма может сделать относительно другой. После соизмерения возможных последствий различных решений каждая фирма поймет, что рациональным будет предложить худшее.

Модель лидерства в ценах — если лидирующая фирма устанавливает новую цену на товар, то в последующем другие фирмы следуют ее примеру. Лидирующая фирма при изменении цены учитывает:

• изменение в отрасли издержек и спроса;

• воздействие средств массовой информации на конкурентов для изменения цены;

• возможность выбора цены, которая не максимизирует при­быль отрасли с целью помешать вступлению в отрасль новых фирм и сохранить действующую олигополистическую струк­туру.

Модель по принципу "издержки плюс" - метод назначения цены в виде суммы издержек плюс прибыль как процент сверх издержек.

.Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства

В качестве монополиста обычно выступает крупное объединение, которое имеет возможность:

• применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производил» продукцию с меньшими издержками и снижать цены;

• выделять больше средств для, финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

• противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:

• увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

• «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;

ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

рынок несовершенной |конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, (Убыток, возникающий в силу монополизации рынков и силу нерационального распределения ресурсов в США достигает 2% валового национального продукта страны).

Защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства. Экономические меры антимонопольной борьбы:

• поощрение создания товаров — заменителей;

• поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);

• привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

• финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; |

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство, включающие положения:

• запрещающие тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен;

• не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;

• предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление).

Виды слияния фирм

горизонтальное — объединение фирм однотипной продук­ции или оказывающих одинаковые услуги (две нефтедобываю­щие компании);

вертикальное — объединение фирм в цепочке производи­тель — потребитель (нефтедобывающая и нефтеперерабатываю­щая компании);

конгломеративное — объединение фирм разнотипных товаров или различных видов услуг (нефтедобывающая компания и

мебельная фабрика),

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США. Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в 1890 г. Он признавал незаконными и уголовно наказуемыми монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. Западноевропейское законодательство более либерально.

Сложной проблемой является определение факта монополизации. Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33%, на долю трех — 50%, на долю пяти — 66,6% оборота, вводит ограничения и пресечения монополис­тской деятельности и недобросовестной конкуренции.