logo search
Лекции по Макрокономике / ЭТ

1.2.1. Проблема идентификации товара или услуги

Проблема идентификации товара (или услуги) состоит в том, что часто трудно отличить производство экономических благ от их потребления. На первый взгляд сложность отделения одного от другого может показаться надуманной: ведь в обыденной жизни человек с такой трудностью не сталкивается. Доходы невозможно перепутать с расходами, а создание какого-то продукта с его потреблением. Однако на макроэкономическом уровне границы между этими понятиями теряют четкость и часто становятся размытыми.

Создает ли инспектор ГИБДД какую-то услугу для общества или, наоборот, его труд оплачивается за счет вычетов средств у тех, кто действительно производит товары (или услуги)? Если определенное благо в результате деятельности ГИБДД создается (а в этом трудно сомневаться, учитывая проблемную дисциплинированность водителей), то оно должно быть включено в стоимость НП. Если же, как говорят многочисленные недоброжелатели, деятельность инспекторов сводится к вымогательству взяток, то услуга не создается, а оплата дорожной милиции идет за счет перераспределения доходов создателей реальных экономических благ. Соответственно не может быть и речи о включении подобной «услуги» в состав НП. Категорично ответить, какая из точек зрения верна, достаточно сложно. Зададимся, например, вопросом: возрастет ли богатство россиян, как это всегда бывает при росте НП, если увеличить количество инспекторов ГИБДД?

Разумеется, реальные трудности, связанные с проиллюстрированной нашим примером проблемой, куда серьезней. Мы избрали его только потому, что дорожная автоинспекция регулярно замыкает рейтинги популярности силовых структур в социологических опросах россиян; это значит, что многие сомневаются в реальности их услуг обществу. Но как вообще определить, что является товаром (или услугой) и что, следовательно, должно включаться в объем произведенного НП?

Разные школы экономической науки отвечают на этот вопрос по-разному.