2.1 Традиционная и административно-командная экономические системы
Традиционная система.
Существует в слаборазвитых странах. Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии.
Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. В странах с традиционной системой большую роль играет мелкотоварное производство, основанное на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их хозяина. Сюда относится крестьянское и ремесленное хозяйства.
В основе жизнедеятельности традиционной системы лежат передающиеся от поколения к поколению традиции и обычаи, религиозные и культовые ценности, кастовое и сословное деление, что выступает тормозом социально-экономического прогресса [3, с.217].
Существующие уставы в традиционном обществе тормозят технический прогресс, что негативно отражается на производительности труда. Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское существование. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры.
В этих странах в условиях относительно слабого развития национального предпринимательства большую роль играет иностранный капитал.
Административно-командная система.
Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.
Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государства полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.
Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В странах с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям – промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.
Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.
- Содержание
- Глава 1. Экономическая система: содержание, элементы и историческая классификация…………………………………………………………………….4
- Глава 2. Современные модели экономических систем………………..………12
- Глава 3. Современные особенности экономики России и пути ее развития..21
- Введение
- Глава 1. Экономическая система: содержание, элементы и историческая классификация
- 1.1 Понятие экономической системы
- 1.2 Отношения собственности в экономической системе
- 1.3 Историческая классификация экономических систем
- Глава 2. Современные модели экономических систем
- 2.1 Традиционная и административно-командная экономические системы
- 2.2 Рыночная система
- 2.3 Смешанная система
- Глава 3. Сравнительная характеристика экономических систем
- Заключение
- Список литературы