1.4. Развитие транспортной инфраструктуры, сферы услуг, медицины, науки и образования, культуры
Развитие транспортной инфраструктуры, сферы услуг, медицины, науки и образования, а также культуры в нашей республике заложено в программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005-2010 годы.
Транспортная инфраструктура представляет собой совокупность всех элементов дорожно-транспортной сети, а также государственных и иных органов и институтов, обеспечивающих перемещение товаров и пассажиров. Приоритетными направлениями развития дорожного хозяйства в предстоящем пятилетии останутся: содержание автомобильных дорог в состоянии, обеспечивающем непрерывное и безопасное движение транспорта, дальнейшая модернизация сети автомобильных дорог страны, совершенствование системы организации дорожного движения.
В целях их реализации предусматривается:
улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, поддержание их на уровне требований стандартов;
повышение безопасности дорожного движения;
своевременное проведение ремонта автомобильных дорог в целях недопущения снижения их технических характеристик.
Развитие торговли и общественного питания в прогнозном периоде будет направлено на стабильное обеспечение платежеспособного спроса различных категорий населения на высококачественные товары широкого ассортимента преимущественно за счет отечественного производства при высоком уровне обслуживания, а также увеличение сопутствующих услуг.
Для достижения этой цели предусматривается:
повышение конкурентоспособности и улучшение условий реализации отечественных товаров;
развитие инфраструктуры товарных рынков;
совершенствование методов организации торговли;
обеспечение эффективного взаимодействия торговли с другими отраслями народнохозяйственного комплекса.
Для решения этих задач важное значение придается созданию крупных конкурентоспособных структур в сфере торговли. Основным направлением в развитии розничной торговой сети будет укрупнение размеров магазинов, развитие таких их типов, как гипер- и супермаркеты.
В решении задач социально-экономического развития Республики Беларусь важнейшая роль принадлежит отраслям социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура, физическая культура, спорт и туризм), обеспечивающим формирование всесторонне развитого и восприимчивого к достижениям научно-технического прогресса человека – члена нового постиндустриального общества.
В связи с этим основными задачами развития данных отраслей являются: обеспечение условий для сохранения здоровья, продолжительной творческой жизни, интеллектуального, духовного и физического развития человека; создание благоприятной жизненной среды, формирование здорового образа жизни.
Основной целью развития системы образования является приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов для перехода к информационному обществу, опережающему развитию новых наукоемких технологий.
Для реализации этой цели предстоит решение следующих задач:
дальнейшее развитие условий для удовлетворения потребностей граждан Беларуси в образовании, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей;
обеспечение доступности, бесплатности общего среднего и профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, демократизации образования;
совершенствование системы воспитательной и идеологической работы, обеспечивающей гражданское и идеологическое воспитание учащейся молодежи, ее социальное, культурное, духовное и физическое развитие;
обеспечение вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство.
Приоритетными направлениями развития образования в 2006-2010 годах будут: развитие новых форм дошкольного образования; повышение качества образования, и, прежде всего, на селе; внедрение здоровьесберегающих технологий; создание эффективных механизмов взаимодействия системы профессионального образования с организациями-заказчиками кадров, укрепление связей высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой.
Главной целью здравоохранения является сохранение и улучшение здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.
Достижению этой цели будет способствовать решение следующих задач:
проведение комплексной реструктуризации системы оказания медицинской помощи, включая перераспределение ресурсов со стационарной формы оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническую; создание научно-практических центров и внедрение передовых медицинских технологий; развитие стационарозамещающих технологий, медико-социальной помощи и общей врачебной практики;
конкретизация государственных гарантий в области здравоохранения посредством совершенствования системы социальных стандартов, а также территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи;
расширение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам; формирование комплексной программы по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами;
совершенствование системы контроля качества и безопасности лекарственных средств; регулярный пересмотр перечня основных лекарственных средств;
улучшение состояния здоровья детей и женщин, развитие медико-генетической помощи;
совершенствование системы управления качеством медицинской помощи на основе стандартизации медицинских технологий;
развитие профилактических и реабилитационных технологий (включая формирование здорового образа жизни, борьбу с алкоголизмом и табакокурением);
повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Особое внимание будет уделено реконструкции и переоснащению операционных блоков и отделений реанимации центральных районных больниц, больниц скорой медицинской помощи, областных клинических больниц.
Национальная культура относится к числу стратегических ресурсов, которые в значительной степени определяют все аспекты развития общества. Целью государственной политики в развитии национальной культуры является сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие национальной культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей, что значительно повысит роль личности как главной движущей силы нового постиндустриального общества.
Для достижения этой цели предусматривается:
обеспечение доступности культурных ценностей и услуг, оказываемых в этой сфере всем слоям населения, повышение уровня и качества таких услуг, увеличение их объемов для жителей села в целях приближения к уровню обслуживания городского населения, улучшение культурного обслуживания отдаленных сел, укрепление материально-технической базы действующих учреждений культуры;
реализация мероприятий по реставрации, реконструкции и сохранению приоритетных историко-культурных ценностей белорусского народа, включение их в культурный и туристский оборот. Определение и восстановление в регионах страны наиболее значимых сельских исторических усадеб для использования в качестве объектов культурно-досуговой деятельности;
разработка и внедрение рациональной схемы размещения сельских учреждений культуры с учетом конкретной социально-демографической и экономической ситуации в сельских населенных пунктах и районах;
обеспечение реализации кадровой политики по подготовке и переподготовке специалистов культуры и искусства на основе внедрения новых образовательных технологий;
создание при средних специальных учебных заведениях культуры и искусства в областных городах консультационных центров для оказания методической помощи и выявления на селе художественно одаренных детей и талантливой молодежи.
- Под общей редакцией профессора в. Л. Клюни, н. С. Тихонович
- Предисловие
- Введение
- 1. Понятие экономики
- 2. Предмет и метод экономики
- Глава 1. Отраслевая структура народного хозяйства
- 1.1. Понятие отрасли народного хозяйства.
- Отрасли материального и нематериального производства
- 1.2. Промышленность как отрасль материального производства, ее состав. Современная отраслевая структура промышленности Республики Беларусь
- 1.3. Характеристика отраслевых комплексов
- 1.4. Развитие транспортной инфраструктуры, сферы услуг, медицины, науки и образования, культуры
- 1.5. Предпринимательство как основа рыночных преобразований
- 1.6. Организационно-правовые формы предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 2. Регулирование деятельности предприятия
- 2.1. Государственное регулирование в условиях рынка
- 2.2. Государственное регулирование деятельности предприятия
- 2.3. Стратегия деятельности предприятия в рыночной экономике
- 2.4. Маркетинг в системе микрорегулирования
- 2.5. Менеджмент в системе микрорегулирования
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 3. Основные средства предприятия
- 3.1. Сущность основных средств предприятия, их состав и классификация
- Классификация основных средств
- 3.2. Оценка и учет основных средств
- 3.3. Износ основных средств. Методы начисления амортизации
- 3.4.Формы воспроизводства и обновления основных средств
- 3.5. Эффективность использования основных средств
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 4. Оборотные средства предприятия
- 4.1. Понятие, состав и структура оборотных средств
- 4.2. Нормирование оборотных средств и определение потребности предприятия в оборотных средствах
- 4.3. Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения
- Вопросы для самоконтроля:
- 5. Трудовые ресурсы. Оплата труда
- 5.1. Понятие трудовых ресурсов и их характеристика
- 5. 2. Регулирование трудовых отношений в условиях рыночной экономики
- 5.3. Основные характеристики персонала предприятия
- 5.4. Показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов
- Нормирование труда и планирование потребности в трудовых ресурсах
- 5.6. Тарифная система. Функции тарифных ставок и окладов
- 5.7. Сущность и принципы организации оплаты труда
- 5.8. Основные принципы, формы и системы оплаты труда
- 5.9. Основные виды дополнительной оплаты труда
- 5.10. Состав фонда заработной платы. Источники средств для формирования фонда заработной платы.
- 5.11. Методика расчета подоходного налога
- Ставки подоходного налога
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 6. Издержки производства и реализации продукции
- 6.1. Понятие, сущность и классификация издержек предприятия
- 6.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
- 6.3. Прогнозирование издержек предприятия
- 6.4. Резервы снижения издержек
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 7. Ценообразование в условиях рынка
- 7. 1. Цена как экономическая категория
- 7.2. Функции цены
- 7.3. Механизм ценообразования и его основные принципы
- 7.4. Виды цен, используемых в экономике
- Классификация основных мировых цен по группам
- 7.5. Государственное вмешательство в ценообразование
- 7.6. Методы ценообразования и ценовая политика
- 7.7. Порядок формирования цен на товары в Республике Беларусь
- 7.8. Цены торговых предприятий. Модели розничных цен
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания: Задача 1. Рассчитайте отпускную цену предприятия, если:
- ГлаВа 8. Оценка эффективности деятельности предприятия
- 8.1. Доходы предприятия
- 8.2. Понятие прибыли, ее сущность и виды
- 8.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии
- 8.4. Рентабельность предприятия
- 8.5. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
- Вопросы для самопроверки:
- Практические задания:
- Ответы к практическим заданиям Тема 3
- Задача 2.
- Задача 3.
- Глоссарий
- Литература
- Содержание