logo search
otvety_na_voprosy_po_politekonomii

Смена экономической парадигмы: переход к пострыночной экономике

Сегодня с большой долей уверенности можно утверждать – период индустриального и постиндустриального развития общества завершился. Пришедшая на смену индустриализации электронно-информационная революция тоже уже пошла на спад, все больше уступая первенство развитию знаний и инструментам коллективного взаимодействия. Мир вплотную подошел к смене экономических парадигм, определявших развитие общества несколько последних столетий.

Признаки новой экономики уже проявляются во всем, причем каждый день приносит все новые сообщения о революционной реструктуризации отраслей, рынков и компаний. При этом происходящие перемены только кажутся беспорядочными, в работе и экономической деятельности появился ритм, просматриваются новые организационные структуры, новые формы отношений, формируются новые критерии оценки деятельности.

Серьезные изменения затронули корпоративную среду и саму идею корпоратизации в целом. Так, в 1980-х гг. главным фактором развития и выживания корпораций была борьба за качество. Движение за глобальную систему качества и постоянное его повышение дало возможность многим фирмам приспособиться к изменению мировой экономической ситуации.

В 1990-х гг. ввиду необходимости глобального сокращения удельных затрат, акцент сменился в область управления и реорганизации бизнес-процессов (business process reengineering – BPR), что затронуло уже не только корпорации, но и целые национальные экономики. Старые бизнес-процессы, приемы управления, организационные структуры, методы работы уже не подходили для новой конкурентной среды – глобальной, неустойчивой, быстро насыщающейся и находящейся постоянно в переходных процессах. Однако, успех в реорганизации бизнес-процессов только обострил проблему избыточности существующих производственных мощностей на фоне всевозрастающего рыночного изобилия. Как результат, реорганизация бизнес-процессов неизбежно затронула самые устои рыночной экономики – идею корпорации, конкурентной борьбы и рынка как такового. Движение вперед стало видеться уже через призму создания новых бизнес-процессов, новых отраслей, новых структур и новых клиентов.

Характерным признаком развертывания новой экономики стала смена приоритетов. Сегодня на первый план выходят не доступ к ресурсам, производственные мощности или капиталы, а способность компаний и рынков к нововведениям. Потребитель сегодня ждет от фирм товаров высшего качества, экологически чистых, поставляемых без промедления, с наилучшим сервисом, с полным осознанием своей ответственности перед обществом, а также многого другого.

В новой экономике с компаниями соперничают не только конкуренты, а кто угодно, так как хранящаяся в глобальных сетях электронно-цифровая информация, а также сами клиенты становятся легкодоступными, что рушит существовавшие преграды. Информационная продукция становится электронной. Растет число нематериальных активов. Рынки становятся электронными. В промышленности – процесс постоянной реструктуризации. Предприятиям уже мало реорганизации бизнес-процессов – им приходится определяться со своим будущим.

В старой экономике фирме надо было быть “крупной”, чтобы достичь успеха. Сегодня масштаб, скорее, налагает ограничения, а ключ к успеху – это нововведения, подвижность, обучаемость, способность к самоорганизации. Предприятие нового типа (“виртуальное предприятие”) требует не только новой организационной структуры, но и новых принципов определения стратегии. Предприятие нового типа – это сеть распределенных групп, охватывающих заказчиков, поставщиков и пр. и взаимодействующих между собой по определенным (на данном промежутке времени) правилам.

В новой экономике фирмам нужна также совершенно иная стратегия, так как развитие глобальных информационно-вычислительных сетей создает новые возможности для предпринимательства, планирования и кооперации. Следует сказать, что возможность глобального виртуального соединения потенциала клиентских потребностей с бизнес-процессами и ресурсами может принести эффект только при условии исключительной адаптивности предприятий. Поэтому термин “адаптивное предприятие (самоорганизующееся, самообучаемое, самоуправляемое)” может служить одним из основных стратегических ориентиров в новой экономике. Вообще же, генеральной стратегической линией новой экономики становится следующая: “реорганизовывать – меньше, взаимодействовать – больше”.

 Способность к быстрым изменениям

Развитие информационно-коммуникационных сетей вывело взаимодействие людей и взаимоотношения между предприятиями в режим реального времени, что привело к существенному сокращению жизненного цикла товаров (то есть новые товары стали появляться намного быстрее, чем раньше).

В этих новых экономических условиях предприятия стремятся к тому, чтобы как можно эффективнее организовать “конкуренцию во времени”. Это влечет за собой необходимость внедрения интеграционного менеджмента, предполагающего комплексное управление временем, пространством, обстоятельствами и иерархией, что, в свою очередь, требует использования различных адаптивных процедур планирования (например, на основе товарных деривативов).

Таким образом, предприятие нового типа в новой экономике – это предприятие, которое работает в режиме реального времени и постоянно, без малейшей задержки подстраивается к изменяющимся условиям деятельности (то есть к новой бизнес-модели). Развивающиеся сегодня технологии электронной коммерции, электронных рынков, товарных деривативов и т.п. создают необходимую технологическую и организационную инфраструктуру для работы предприятий в быстро меняющемся, высокодинамичном экономическом окружении.