13.Эк-е проблемы промышленного переворота. А.Смит и его мировоззрение. Метод а.Смита.
А. Смит (1723–1790) был экономистом мануфактурного периода. При его жизни промышленный переворот в Англии только начинался и преобладающей была мануфактурная форма производства с ограниченным применением машин, но с развитым разделением труда между рабочими. А. Смит в своем учении ставил две цели. С одной стороны, он пытался проникнуть во внутреннюю физиологию общества, а с другой – описать явления капитализма, проявляющиеся внешним образом. Исходя из этого следует, что его методологии свойственна двойственность, или дуализм; он использовал два метода познания – эзотерический и экзотерический. Общество он рассматривал как меновой союз, а основной характерной чертой человека считал склонность к обмену, торговле, был сторонником свободной конкуренции и выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Предметом экономической науки, по Смиту, является общественное экономическое развитие и рост благосостояния общества. При этом развитие экономики опирается на материальные (физические) ресурсы общества, использование которых ведет к созданию благ и богатства народаМетодология учения А Смита основана на концепции экономического либерализма, основные положения которой заключаются в следующем
интересы отдельных лиц совпадают с интересами общества,"экономический человек", по Смиту, есть лицо, наделенное эгоизмом и стремящееся ко все большему накоплению богатства;непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция;погоня за прибылью и свободная торговля А. Смитом оценивается как деятельность, выгодная всему обществу;на рынке действует "невидимая рука", при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению общественных проблем наилучшим способом, максимально выгодным как отдельным лицам, так и всему обществу в целомЗадача политической экономии, по А. Смиту, состоит в увеличении могущества и богатства страны.В основе экономических взглядов А. Смита лежит следующая идея: продукты материального производства - это богатство нации, а величина последнего зависит от;
доли населения, занятого производительным трудом; производительности труда.Главный фактор увеличения уровня производительности труда - разделение труда, или специализация. (Вспомните хрестоматийный пример с булавочной мануфактурой.)Результатом разделения труда являются: экономия рабочего времени; совершенствование навыков работы; изобретение машин, облегчающих ручной труд.Деньги, по А. Смиту, есть особый товар, который является всеобщим средством обмена.А. Смит считал, что издержки обращения должны быть минимальными, и поэтому отдавал предпочтение бумажным деньгам.
В теории стоимости ярко выражена противоречивость взглядов А. Смита В своих работах он дает три подхода к понятию "стоимость":1) стоимость определяется затратами труда;2) стоимость определяется покупаемым трудом, то есть количеством труда, на которое можно приобрести данный товар. Это положение справедливо для простого товарного производства, а в условиях капиталистического производства - нет, так как товаропроизводитель при обмене получает больше, чем затратил на оплату труда;
3) стоимость определяется доходами, то есть источниками дохода, к которым ученый относил заработную плату, прибыль и ренту Это определение носит название "догма Смита" и легло в основу теории факторов производства.Признавая, что в стоимость единичного товара, кроме доходов, входит также стоимость потребленных средств производства, Смит, однако, утверждал, что их стоимость создается живым трудом в других отраслях, так что в конечном счете стоимость совокупного общественного продукта сводится к сумме доходов. Таким образом, получается, что стоимость средств производства, созданная трудом прошлых лет, исчезла.Заработная плата - это "продукт труда", вознаграждение за труд. Размер заработной платы зависит от экономической ситуации в стране,
- 1.Предмет истории экономических учений. Периодизация истории экономических учений.
- 2.Многообразие функций истории экономических учений. Эволюционный и кумулятивный подходы к изучению истории экономических учений.
- 3.Экономические идеи Древней Греции. Экономические проекты Аристотеля.
- 4.Экономическ программы аграриев Древнего Рима.
- 5.Специфика экономических идей феодализма.
- 6.Меркантилизм: методология, стадии развития.
- 7.Русский меркантилизм. Экон-кая политика Петра 1
- 9.Место и роль с/х в теории ф.Кенэ
- 10.Анализ общественного воспроизводства в «Экономической таблице» ф.Кенэ
- 11.,12Зарождение классической школы. Экономические взгляды у.Петти
- 13.Эк-е проблемы промышленного переворота. А.Смит и его мировоззрение. Метод а.Смита.
- 14.15.Работа а.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
- 16.17.Экономические взгляды и программа д.Рикардо
- 18.Разложение классической школы: причины, этапы и содержание этого процесса.
- 19.Экономическая концепция и программа ж.Б.Сэя
- 20.Закон народонаселения т.Мальтуса. Теория издержек производства и теория реализации.
- 21Методологические принципы. Этапы формирования.
- 22.Структура и основные проблемы «Капитала»
- 23.Марксистский анализ стоимости, денег, заработной платы.
- 25.Маржинализм: методология и этапы развития
- 26.Австрийская школа. Теория предельной полезности и производительности.
- 27.Математическое направление. Работы представителей раннего направления(Курно, Госсен)
- 28.Модель общего экономического равновесия л.Вальраса
- 29.Экономические взгляды Дж. Б. Кларка. Теория статики и динамики
- 30.А.Маршалл – основатель микроэкономики. Вопросы методологии в работе «принципы экономикса»
- 31.Теория спроса и предложения а.Маршала. Теория цены и ценообразования.
- 32.Теория благосостояния а.Пигу
- 33. Методология кейнсианства.
- 34.35.Модель Дж.М.Кейнса макроэкономического развития. Теория цикла и экономического роста.
- 36Эволюция кейнсианства. Теория экономической динамики.
- 37.Методология институционализма. Учение о «праздном классе» Веблена
- 38.Програма социального контроля Веблена
- 39.Экономические идеи Туган-Барановского
- 40.Экономические теории в.И.Ленина. Ленинская теория империализма.
- 41.Обоснование Нэпа Лениным
- 42.Монетаризм.
- 43.Неоклассический синтез п.Самуэльсона
- 44.Теория социального рыночного хозяйства в.Ойкена и я.Эрхарда
- 45.Учение о кооперации а.В. Чаянова. Теория крестьянского хозяйства.
- 46.Большие циклы конъюнктуры н.Д. Кондратьева
- 47.Идеология хозяйственной реформы 1965 г. В ссср. Либерализация экономики.
- 48.Экономические реформы в России 90х годов. Проблемы разгосударсвления и приватизации:необходимость, этапы и содержание.
- 50.Экономические идеи западноевропейского утопического социализма.
- 52.Структура работы а.Маршалла «Принципы экономикса»
- 53.Прибавочная стоимость.
- 54.Теория доходов Маркса
- 55.Коммонс Митчел
- 56.Немецкая школа.