logo search
Shpory_po_istorii_ekonomicheskih_ucheny

13.Эк-е проблемы промышленного переворота. А.Смит и его мировоззрение. Метод а.Смита.

А. Смит (1723–1790) был экономистом мануфактурного периода. При его жизни промышленный переворот в Англии только начинался и преобладающей была мануфактурная форма производства с ограниченным применением машин, но с развитым разделением труда между рабочими. А. Смит в своем учении ставил две цели. С одной стороны, он пытался проникнуть во внутреннюю физиологию общества, а с другой – описать явления капитализма, проявляющиеся внешним образом. Исходя из этого следует, что его методологии свойственна двойственность, или дуализм; он использовал два метода познания – эзотерический и экзотерический. Общество он рассматривал как меновой союз, а основной характерной чертой человека считал склонность к обмену, торговле, был сторонником свободной конкуренции и выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Предметом экономической науки, по Смиту, является общественное эко­номическое развитие и рост благосостояния общества. При этом развитие экономики опирается на материальные (физические) ресурсы общества, использование которых ведет к созданию благ и богатства народаМетодология учения А Смита основана на концепции экономического либерализма, основные положения которой заключаются в следующем

интересы отдельных лиц совпадают с интересами общества,"экономический человек", по Смиту, есть лицо, наделенное эгоизмом и стремящееся ко все большему накоплению богатства;непременным условием действия экономических законов является сво­бодная конкуренция;погоня за прибылью и свободная торговля А. Смитом оценивается как деятельность, выгодная всему обществу;на рынке действует "невидимая рука", при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению общественных проблем наилучшим способом, максималь­но выгодным как отдельным лицам, так и всему обществу в целомЗадача политической экономии, по А. Смиту, состоит в увеличении мо­гущества и богатства страны.В основе экономических взглядов А. Смита лежит следующая идея: про­дукты материального производства - это богатство нации, а величина последнего зависит от;

доли населения, занятого производительным трудом; производительности труда.Главный фактор увеличения уровня производительности труда - разде­ление труда, или специализация. (Вспомните хрестоматийный пример с булавочной мануфактурой.)Результатом разделения труда являются: экономия рабочего времени; совершенствование навыков работы; изобретение машин, облегчающих ручной труд.Деньги, по А. Смиту, есть особый товар, который является всеобщим средством обмена.А. Смит считал, что издержки обращения должны быть минимальными, и поэтому отдавал предпочтение бумажным деньгам.

В теории стоимости ярко выражена противоречивость взглядов А. Смита В своих работах он дает три подхода к понятию "стоимость":1) стоимость определяется затратами труда;2) стоимость определяется покупаемым трудом, то есть количеством труда, на которое можно приобрести данный товар. Это положение спра­ведливо для простого товарного производства, а в условиях капиталис­тического производства - нет, так как товаропроизводитель при обмене получает больше, чем затратил на оплату труда;

3) стоимость определяется доходами, то есть источниками дохода, к которым ученый относил заработную плату, прибыль и ренту Это опре­деление носит название "догма Смита" и легло в основу теории факто­ров производства.Признавая, что в стоимость единичного товара, кроме доходов, входит также стоимость потребленных средств производства, Смит, однако, утверждал, что их стоимость создается живым трудом в других отраслях, так что в конечном счете стоимость совокупного общественного про­дукта сводится к сумме доходов. Таким образом, получается, что сто­имость средств производства, созданная трудом прошлых лет, исчезла.Заработная плата - это "продукт труда", вознаграждение за труд. Размер заработной платы зависит от экономической ситуации в стране,