4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
Со второй половины 70-х годов ХХ века шел поиск новых подходов к регулированию экономики. На лидирующие позиции в мировой экономической науке стало выдвигаться неоконсервативное направление, как течение в рамках неоклассики. Концептуальную основу неоконсервативной экономики сотавляют монетаризм и теория экономики предложения. Если при разработке теории Кейнса центральным вопросом была безработица, то в дальнейшем главной стала проблема инфляции с одновременным снижением производства, получившая название стагфляции. Наибольшее влияние в процессе разработки новой концепции и пересмотра экономической политики получили рекомендации монетаристов, во главе с виднейшим представителем этого направления Милтоном Фридменом.
Монетаризм – это течение экономической мысли, отводящее деньгам определенную роль в колебательном движении экономики. В центре внимания представителей этой школы находятся денежные категории, денежно-кредитные инструменты. Однако их интересуют не просто денежный механизм, банковская система, денежно-кредитная политика, валютные отношения. Монетаристы рассматривают эти процессы, чтобы выявить связь между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки - ведущий инструмент регулирования, с помощью или при непосредственном участии которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг. Таким образом, монетаризм - это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это целостная, «общая» теория, представляющая специфический подход к регулированию экономики с помощью кредитно-денежных инструментов.
Монетаристские концепции начали зарождаться в 50-х годах XX века, а завоевали признание и популярность в 1970-80-е годы. Внимание к монетаризму возросло со второй половины 1970-х начала 80-х годов, когда кейнсианские методы начали давать сбои, и начался поиск новых подходов к восстановлению экономического равновесия. У Дж. Кейнса наиболее острой проблемой была безработица, обеспечение занятости и экономического роста. Но примерно с середины 70-х годов на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции. В эти годы всплеск инфляции сопровождался одновременным падением производства и углублением структурных диспропорций. Бюджетные манипуляции лишь усиливали инфляцию. Страны ОПЕК в четыре раза повысили цены на энергоресурсы, что вызвало «шоки предложения» в экономике западных стран, привело к резкому снижению инвестиций в условиях, когда срочно нужно было модернизировать производство, перестраивать его структуру (старые отрасли, потреблявшие много энергии, нуждались в финансовой поддержке). Промышленное производство в развитых странах упало почти на 13%. Многомиллионная безработица при одновременном росте инфляции и падающем или застойном производстве означали появление нового, неизвестного ранее феномена, получившего название стагфляции (стагнация плюс инфляция). Сложился своего рода замкнутый круг: государственные инвестиции не способствовали выходу из кризиса, не хватало средств на социальные нужды, социальные программы в условиях кризиса сокращать было нельзя, новые налоги тормозили экономический рост.
Начался поиск новых рецептов выхода из сложившейся ситуации. Среди экономистов стал популярным лозунг: «назад к Смиту». Это означало отказ от методов активного государственного вмешательства и регулирования и необходимость разработки новой доктрины. Наибольшее внимание привлекли предложения теоретиков монетаристской школы.
Основоположником и наиболее известным представителем монетаризма является американский экономист М. Фридмен.
Милтон Фридмен(1912-2006) родился в бедной семье эмигрантов из Восточной Европы. В 1928-1932 гг. М. Фридмен был студентом-стипендиатом Рутчертского университета. Учеба завершилась получением степени бакалавра сразу по двум дисциплинам - математике и экономике. По сути дела М. Фридмен пришел в экономику из математики. После Рутчерта он получает степень магистра в Чикагском университете (1933). Здесь он являлся учеником неоклассикаФрэнка Найта(1885-1975) и институционалиста У.К. Митчелла. Некоторое время сотрудничает в Колумбийском университете, а затем возвращается в Чикаго. С 1937 года М. Фридмен работает совместно сСаймоном Кузнецом(1901-1985) над крупномасштабным проектом потребительских бюджетов по заказу Национального бюро экономических исследований.
Во время второй мировой войны М. Фридмен трудился в казначействе США, занимался налогами, а также военно-экономическими исследования. В послевоенные годы Фридмен выступал в качестве консультанта при реализации «плана Маршалла». После возвращения в Чикагский университет в 1948 году, М. Фридмен – будущий лидер монетаризма - занимается проблемами денежного обращения, цен, теорией потребления, экономической методологией, подготавливает целый ряд монографических исследований. Это, прежде всего, «Очерки позитивной теории» (1953), «Программа монетарной стабилизации» (1959), «Контрреволюция в теории денег» (1970), «Будущее капитализма» (1977), «Монетарные изменения в США и Соединенном Королевстве» (1981) и другие. В этих работах сформулированы основные теоретические положения монетаризма. В 1967 году М. Фридмен был избран президентом американской экономической ассоциации. Нобелевская премия присуждена ему в 1976 году за «анализ потребления, теории и истории денег» в период победного шествия монетаризма.
Именно М. Фридмен в послевоенные годы возродил монетаризм, то есть школу, котороя отводит деньгам решающую роль в экономике. По общей идеологии М. Фридмен является чистым консерватором. Главный тезис Фридмена на всем протяжении его научной карьеры состоял в том, что рыночная экономика функционирует наилучшим образом, если не вмешиваться в ее механизм. В своей главной работе «Монетарная история Соединенных Штатов. 1867-1960», написанной в 1963 г. совместно с Анной Шварц, он попытался по-новому объяснить историю крупных депрессий. Эта работа построена на анализе динамических рядов ВНП, инвестиций и денег. Ряды охватывают период с 1867 по 1960 гг. Этот огромный статистический материал до 1948 г. собрал У.К. Митчелл (умер в 1948 г.). М. Фридмен продолжил сбор материала до 1960 г. Затем он провел анализ этих рядов. В результате оказалось, что корреляция между ВНП и деньгами оказалась более тесная, чем между ВНП и инвестициями. Как показано в книге, в течение почти 100 лет хозяйственная динамика США определялась движением денежной массы. Изменение темпа ее роста предшествовало изменению роста общественного продукта. Количество денег в обращении оказывало непосредственное влияние на экономическую жизнь через величину расходов потребителей и фирм.
Отсюда М. Фридмен сделал вывод, что фактор денег – определяющий фактор развития. Это утверждение направлено в первую очередь против кейнсианства. Последние делают акцент на натуральные показатели, инвестиции. М. Фридмен утверждает, что деньги имеют принципиальный, определяющий характер. Являясь сторонником свободной рыночной экономики, М. Фридмен указывает на опасные последствия экономической политики государства, которое управляет денежной массой. Он утверждает, что массовая безработица в 1930-е годы была вызвана ошибками в денежной политике (сокращением денежной массы), а не следствием нестабильности рыночной экономики. Напротив, в 1970-е гг. рост денежной массы, связанный с растущими расходами государства на поддержание занятости, привел к инфляции. Поэтому экономическая политика в первую очередь должна быть направлена на ограничение и стабилизацию денежной массы. После долгих лет отставания от кейнсианства монетаризм в 1970-е годы получил научное признание и был применен правительствами многих государств, в том числе Англии и США в качестве политики стабилизации.
Монетарная доктринаМ.Фридмана может быть представлена следующими положениями:
Во-первых, рыночная система обладает способностью автоматически, на базе саморегулирования, приводить себя в равновесие, запас прочности у нее неисчерпаем.
Во-вторых, трудности и кризисы, возникающие в экономике, навязываются извне, носят временный характер. Их главным виновником является государственное вмешательство, которое блокирует действие стихийных сил и в то же время «раскачивает судно» экономики.
В-третьих, монетаристы предлагают сузить рамки государственного регулирования, так как ни одно правительство не может быть мудрее рынка. «За неизбежные ошибки правительства мы отвечаем своими деньгами, а оно нашими», и «чем меньше доля государственных расходов в ВВП, тем лучше жизнь людей», - пишет Фридмен.
В-четвертых, монетаристы утверждают приоритетность денежных факторов. Среди различных инструментов, воздействующих на экономику - считают они, - предпочтение следует отдавать денежным инструментам. Именно эти инструменты (а не административные, не ценовые методы, не налоговая система) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность как главную цель регулирования. В отличие от Кейнса Фридмен оценивает денежно-кредитную политику, а не бюджетную, в качестве наиболее точного и предсказуемого инструмента.Ускорение или замедление темпов роста денежной массы сказывается на развитии деловой активности, циклических колебаниях производства.
В-пятых, регулирование должно ориентироваться не на текущие, а на долгосрочные задачи. Дело в том, что последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени. Обычно временной лаг (временной разрыв) составляет несколько месяцев. Он неодинаков по срокам, зависит от состояния конъюнктуры и других факторов. Анализ временных лагов приводит Фридмена к выводам о требованиях к проводимой денежной политике. Текущие коррективы обычно запаздывают и приводят к прямо противоположным результатам. Прогнозы на сколько-нибудь длительный период ненадежны. Обстановка и основные экономические параметры быстро меняются. Поэтому денежная политика должна ориентироваться не на текущие эффекты, а носить долгосрочный характер.
В-шестых, утверждение о необходимости изучения поведения людей. Теоретические обобщения М. Фридмен стремился сочетать с изучением реальных побуждений людей. Он считает, что люди упрямы, их мотивы зависят от многих факторов, в том числе от степени информированности, ожиданий, предвидения действий правительства. Необходим учет и анализ действий участников экономического процесса. На основе такого анализа можно строить прогнозы, что является задачей экономиста. Справедливость прогнозов служит проверкой правильности теоретических выводов и постулатов.
В методологическом плане концепция монетаристов опирается на количественную теорию денег, хотя их интерпретация отличается от традиционной. Эта теория утверждает, что существует прямая связь между количеством денег и уровнем цен, что цены определяются количеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность денег обуславливается уровнем цен. Монетаристы опирались на денежную формулуИрвинга Фишера(1867-1974):M×V=P×Q, где М - денежная масса, V - скорость обращения денег, Р - уровень цен,Q- объем производства.Увеличивается денежная масса - растут цены, и наоборот, то есть при прочих равных условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству денег.
Представители классической теории считали, что скорость обращения денег и объем производства не зависят от колебаний денежной массы. Рыночная экономика стремится выровнять до естественного уровня основные параметры: объем производства, скорость обращения денег. Выравниваются и процентные ставки (цена денег). Это происходит в соответствии с эффектом Фишера. В случае увеличения денежной массы спрос на деньги падает, и процентная ставка снижается, но в связи с ростом цен спрос на деньги возрастает, и процентная ставка повышается, колебания процентных ставок происходит вокруг этой естественной нормы. И. Фишер считал наиболее важным влияние изменений в левой части уравнения на правую часть уравнения. Однако эта формула несколько упрощает картину. Она не учитывает, что на цены воздействуют и другие переменные - уровень дохода, ожидания, изменения занятости, технологические сдвиги и т.д.
Представители неоклассической школы модернизировали уравнение И. Фишера. В их интерпретации оно приняло следующий вид (кембриджское уравнение): М=kРY, где M - количество денег, Y - реальный доход , P - уровень цен, k - коэффициент, выражающий пропорцию между номинальным доходом и частью дохода, хранимого в денежной форме. Показатель k - величина, обратная скорости обращения денег. Это естественно, ибо скорость обращения денег зависит от того, какое количество денег хранится в виде денежных остатков, предназначенных для совершения сделок. Если денежный запас невелик, то скорость обращения денег возрастает.
Потребность в деньгах(или спрос на деньги) относительно стабильна. В случае избытка денег - их стремятся преобразовать другие активы, приносящие доход. На денежный спрос влияют три фактора: объем производства, скорость обращения денег, зависящая от их привлекательности (уровня процентной ставки), абсолютный уровень цен. Если ожидается рост цен (инфляция), то покупательная способность денег будет падать, и наоборот, если ожидается снижение цен, то спрос на деньги будет расти. Спрос на деньги снижается при повышении процентной ставки, которая является своего рода регулятором, при помощи которого достигается оптимальная пропорция между деньгами как средством сбережения и прочими активами, приносящими доход в виде процента.
Предложение денег - это то количество денег, которое находится в обращении. Предложение денег довольно изменчиво. Спрос и предложение денег - исходные параметры, под влиянием которых складывается монетарное равновесие. Это равновесие не формируется изолированно, а связано с процессами, протекающими в товарном секторе. Монетаристы считают, что спрос на товары и инвестиции связаны с денежным потоком. Они шире трактуют сферу благ, противостоящую деньгам. Это и финансовые активы, и вещественное имущество, и вновь произведенные товары, и вложения в человеческий капитал. Согласно монетаристской теории, изменяющееся количество денег и скорость обращения денег влияет на совокупный спрос. Больше объем денежной массы - выше спрос на товары и услуги. С увеличением денежной массы происходит рост цен, а это стимулирует производителей к расширению объема производства, увеличению выпуска продукции.
Увеличение предложения денег ведет к их удешевлению, снижению процентной ставки. Становится выгодным брать кредит, расширять спрос на инвестиционные товары. Но с увеличением денежного предложения происходят не только количественные изменения. Цены на продукцию повышаются, но повышаются неравномерно. Изменяются соотношения между различными группами товаров. Переключается спрос: вначале - на дешевые товары, затем - на новые, потом - на услуги. Ценовые изменения способствуют структурным сдвигам, а в итоге создают предпосылки для стабильного развития в долгосрочном периоде. В результате саморегулирующей работы цен и выравнивания покупательской способности денег, устанавливается связь между денежным и товарным сектором экономики.
Итак, монетаристы считают, что главная функция денег- служить финансовой основой и важнейшим стимулятором экономического развития. Увеличение денежной массы через систему банков воздействует на распределение ресурсов между отраслями, помогает техническому прогрессу, способствует поддержанию экономической активности.
Монетаристская концепция инфлции. Денежными инструментами следует пользоваться осторожно. Если происходит относительно небольшое увеличение количества денег в обращении и, соответственно, повышение цен, согласуемые с темпом экономического роста, то создаются необходимые предпосылки для равновесия между денежным и товарным секторами. Если цены растут быстро, то развертывается неконтролируемая инфляция. Снижается покупательная способность денег. Потребность в деньгах растет, так как растет объем товарооборота (в номинальном выражении), и возникает кризис платежей и расчетов. В связи с ожидаемой инфляцией все стремятся освободиться от падающих денег. Их трансформируют в другие активы, но не в производство, а в недвижимость. Спрос на деньги формируется на основе сравнения альтернативных выгод.
По представлению монетаристов, инфляция- чисто денежное явление. Причина инфляции - избыток денежной массы. Инфляция связана с ожиданиями (представлением людей о том, как сложатся дела в будущем). Монетаристы различают две разновидности инфляции:ожидаемая(нормальная) инепредвиденная(не соответствующая прогнозам и представлениям участников экономического процесса). Приожидаемой инфляциидостигается равновесие на рынках товаров и услуг: темп роста цен соответствует ожиданиям и расчетам людей. Государство в той или иной форме информирует о предполагаемом росте цен, и к этому приспосабливаются производители, продавцы и покупатели. Если темп инфляции выходит за границы ожидаемого, резкий рост цен сопровождается различными отклонениями в хозяйственной деятельности. Контроль над ценами и заработной платой не способен устранить инфляцию.
Непредвиденная инфляция ведет к увеличению безработицы. Если в краткосрочной перспективе имеет место обратная связь между ростом цен и безработицей, то в долгосрочной перспективе такая связь исчезает. Политика денежного стимулирования совокупного спроса порождает все усиливающуюся инфляцию. Вместе с ростом цен растет безработица. Отсюда делается вывод: необходимо перекрыть каналы неконтролируемой инфляции (дефицит государственного бюджета, ограничить давление профсоюзов, сократить государственные расходы, в том числе и средства, выделяемые на поддержание полной занятости).
Кредитно-денежная политика государства должна обеспечить стабильный и оптимальный рост цен на протяжении длительного времени. Между темпом роста цен и ростом денежной массы не существует жесткого соотношения. В начале инфляции денежная масса в обращении растет быстрее, чем цены. Затем ситуация меняется.
Инфляция издержек, по мнению М.Фридмена, не заслуживает особого внимания. Применительно к инфляции издержек у монетаристов имеется два рецепта: поддержание конкуренции и плавающий курс валют.
М. Фридмен исходил из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Для этого необходимо, чтобы процент прироста денег в обращении соответствовал приросту цен и национального дохода или ВНП. В этом состоит так называемое «денежное правило» М. Фридмена. Рост денежной массы должен быть таким, чтобы обеспечить устойчивость цен. Он должен также соответствовать темпам роста ВНП. М. Фридмен разработал формулу дополнительного ежегодного предложения денег: ∆M = ∆P + ∆Y, где ∆P – среднегодовой темп ижидаемой инфляции; ∆Y – среднегодовой темп прироста ВНП или национального дохода.
В современных условиях темп роста денежной массы применительно к США и некоторым другим западным странам должен составлять 3-4 % в год. Это примерно соответствует средним темпам экономического роста этих стран. С 1974 г. практически во всех развитых странах концепция М. Фридмена применялась для поддержки стабильного экономического роста. В практике денежного регулирования обычно устанавливают не твердый норматив (по правилу), а своего рода «вилку», вокруг которой должно колебаться денежное предложение или устанавливается «мишень» - то есть потолочный уровень, который не должен быть превзойден.
Рецепты монетаристов включают и другие мероприятия кредитно- денежной политики: продажу и покупку ценных бумаг, систему обязательных резервов, изменение учетной ставки и т.д.
Монетаристская концепция отличается от кейнсианской. Обе теории построены применительно к условиям рыночной экономики и в известной мере дополняют друг друга, составляя теорию определения общего дохода. Дж. М. Кейнс обосновывает количественную зависимость дохода от расходов, М. Фридмен - зависимость дохода от денег. Вместе с тем существуют и немалые различия. Эти различия сводятся к следующим:
Дж.М.Кейнс утверждает, что:
1) необходимо государственное вмешательство в экономику;
2) занятость в экономике зависит от совокупного спроса;
3) денежная масса нейтральна к производству;
4) главная проблема экономики - безработица;
5) нужно проводить гибкую денежную политику;
6) бюджетный дефицит стимулирует спрос.
Следовательно, кейнсианство - это теория экономического роста.
М. Фридмен и монетаристы считают, что:
1) рыночный механизм способен к саморегуляции;
2) экономика сама устанавливает уровень производства и занятости;
3) денежная масса - причина роста цен и изменения конъюнктуры;
4) главная проблема экономики - инфляция;
5) нужно проводить стабильную денежную политику;
6) бюджетный дефицит - причина инфляции;
Значит монетаризм - это теория экономического равновесия.
Согласно взглядам монетаристов, деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту, (что определяется, в частности, склонностью к сбережениям), и, чтобы обеспечить соответствие между денежным спросом и предложением денег, необходимо проводить курс на постоянное увеличение (определенным темпом) денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением. На практике монетаристские идеи имели успех при республиканском правительстве США во времена так называемой «рейганомики», в Англии во времена правительства М. Тэтчер.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель