Характеристика третьего этапа развития (с 1995 г. До финансового кризиса 1997-1998 гг.)
Основными признаками третьего этапа развития (с 1995 г. до финансового кризиса 1997—1998 гг.) явились: появление новых законодательных актов, определяющих сдвиги в развитии рыночных отношений и соответствующих новому периоду развития (Закон о банках и банковской деятельности, Закон о Банке России, Закон об акционерных обществах, Закон о рынке ценных бумаг, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон о простом и переводном векселе, Закон о защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг, Закон о негосударственных пенсионных фондах и др.); создание единого регулирующего органа — Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Национальной ассоциации участников фондового рынка, саморегулируемых организаций; развитие инфраструктуры фондового рынка; выход на мировые финансовые рынки (получение кредитного рейтинга агентств Moody's, Standard & Poor's, IBCA, публикация индекса IFC (Global Russia), размещение ценных бумаг на внешних рынках и др.); дальнейшее развитие кредитно-финансовых институтов, сопровождающееся рядом кризисных явлений и банкротств.
Данный этап характеризовался завершением в основном количественного роста банковской системы за счет: сокращения числа вновь возникающих банков и прекращения деятельности ряда финансово нестабильных банков при ужесточении критериев регулирования и лицензирования банковской деятельности, консолидации банковского капитала путем слияния банков; преобразования мелких банков в филиалы крупных; концентрации активов банковской системы в крупнейших банках; появления транснациональных банковских и финансово-промышленных образований.
Российские банки стали занимать более прочные позиции на отечественном рынке корпоративных ценных бумаг, вытесняя мелкие инвестиционные институты. Одним из существенных признаков рассматриваемого этапа явилась заметная активизация процесса выхода банков на мировой рынок синдицированных кредитов. Данный период характеризовался ускорением формирования системы институтов коллективного инвестирования: траст-фондов, пенсионных фондов, страховых компаний и т.д. Количество страховых компаний возросло к 1996 г. до трех тысяч. В качестве учредителей страховых компаний стали выступать не только финансовые институты, но и нефинансовые предприятия и ФПГ.
Начиная с 1996 г. количество зарегистрированных страховых компаний начало сокращаться. По данным Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, на начало 1998 г. в Государственном реестре было зарегистрировано 1920 страховых компаний.
Сокращение числа страховых компаний, увеличение случаев отзыва лицензий на право заниматься страховой деятельностью за серьезные нарушения в работе были связаны с процессом банкротств ряда страховых организаций, невыполнением обязательств перед клиентами, заключением договоров по страхованию финансовых рисков с потерпевшими крушение финансовыми пирамидами. Кризисные явления на рынке страховых услуг были обусловлены также утратой прежних позиций в экономике: спрос на страховые услуги в современной России снизился приблизительно в три раза по сравнению с аналогичным показателем до реформы.
Совокупные инвестиционные возможности страховых компаний, как свидетельствуют статистические данные, были крайне низкими. Так, сумма поступлений страховых взносов в 1996 г. (в действовавших ценах) составляла 27,4 трлн руб., величина страховых резервов по состоянию на начало 1997 г. 8-9 трлн руб., величина собственного капитала 2,5-3 трлн руб. В целом совокупный инвестиционный потенциал страховых организаций на начало 1997 г. оценивался в 11-12 трлн руб., что эквивалентно среднему капиталу одной американской компании.
Финансовые возможности и масштабы операций отечественных и западных страховых компаний существенно различались. Если в развитых странах доля страховых взносов в величине ВВП в 1997 г. составляла 8-12%, то в России — около 1%. Средний размер страховой премии на 1 человека в год в Японии был равен 4500 долл., в Швейцарии 3000, в США 2000, в то время как в нашей стране этот показатель составлял (по состоянию на 1 апреля 1997 г.) 40 долл.
На начало 1998 г. уставный капитал в размере 1 млн деноминированных рублей имели около 27% от общего числа страховых компаний. По оценкам специалистов Центрального экономического агентства, от одной трети до половины страховых организаций не обладали средствами для наращивания собственного капитала.
В условиях низкой финансовой мощности отечественных страховщиков и отсутствия у них возможностей принимать на себя обязательства по крупным рискам значительные суммы страховых взносов направлялись в зарубежные страховые компании, формируя один из каналов оттока капитала с российского финансового рынка и инвестиционной сферы. Неразвитость добровольного страхования не позволила страховым компаниям привлечь средства, аккумулируемые у физических лиц, и стать ведущим институциональным инвестором.
В рассматриваемый период высокими темпами развивались негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В соответствии с Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» НПФ могли учреждаться предприятиями, учреждениями, банками и другими организациями на правах юридических лиц. Деятельность НПФ, направленная на социальные цели, представляла собой исключительный вид деятельности, связанный с целевым сбором, учетом и аккумулированием пенсионных взносов, передачей активов управляющим компаниям, распределением полученного инвестиционного дохода и пенсионными выплатами участникам фонда. НПФ и их органы не имели права заниматься коммерческой деятельностью. Управление их активами осуществлялось специализированными компаниями. При отсутствии лицензирования количество НПФ к 1995 г. достигло полутора тысяч. Между тем к 1997 г. лишь 300 фондов получили лицензии инспекции НПФ при Министерстве труда и социального развития.
НПФ включали в себя две группы: открытые и корпоративные. Крупные корпоративные фонды, учрежденные ОНЭКСИМбанком, ЛУКойлом, Газпромом, банком «Менатеп», «Норильским никелем», стали играть заметную роль в инвестициях ФПГ. Однако в целом позиции НПФ на российском финансовом рынке были незначительны. В 1997 г. российские негосударственные пенсионные фонды аккумулировали, по различным оценкам, от 6,5 до 10 трлн неденоминированных рублей (для сравнения: активы банков на 1 января 1997 г. составляли 510 трлн руб.). Их роль в финансово-кредитной системе была несопоставима с той, которую играют негосударственные пенсионные фонды развитых стран, являющиеся крупнейшими инвесторами. Так, по данным Ситибанка, в структуре финансового рынка США негосударственные пенсионные фонды занимают 26%, в то время как на взаимные фонды, брокерские фирмы и банки приходится 16%.
Российские пенсионные фонды в основном не занимались производственными инвестициями, вкладывая свои средства в коммерческие банки или покупку государственных долговых обязательств. В соответствии с инвестиционными нормативами, установленными инспекцией Министерства труда и социального развития, половина средств фондов должна была направляться в государственные ценные бумаги, около трети — в муниципальные ценные бумаги, до 5% — в недвижимость.
Инвестиционные фонды в рассматриваемый период были представлены в России тремя типами: чековые инвестиционные фонды, созданные в период ваучерной приватизации, инвестиционные фонды, созданные в период послечековой приватизации в форме открытого акционерного общества (активами которых управляют управляющие компании), паевые инвестиционные фонды без образования юридического лица.
На 1 декабря 1996 г. из 600 фондов из реестра было исключено 140 фондов, 90 из них ликвидированы путем присоединения, 50 преобразовались в другие структуры. В конце 1997 г. действовало около 400 чековых и инвестиционных фондов, их совокупные активы составляли 1,5 млрд долл. Инвестиционные фонды стали играть заметную роль в структуре российского рынка ценных бумаг, опосредствуя около 30% его оборота.
Пути дальнейшего развития чековых инвестиционных фондов были определены Указом Президента РФ от 23 февраля 1998 г. № 143 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов», в соответствии с которым чековые инвестиционные фонды по своему выбору могли преобразоваться в открытые акционерные общества, акционерные инвестиционные фонды или паевые инвестиционные фонды. С июня 1998 г. начали действовать нормативные документы ФКЦБ, регламентирующие эти преобразования.
Данный этап характеризовался также появлением новых форм институционального инвестирования, в частности таких перспективных инвестиционных институтов, как паевые инвестиционные фонды (ПИФы). Паевые инвестиционные фонды рассматриваются как одна из наиболее динамичных и эффективных форм привлечения сбережений населения.
По российскому законодательству, ПИФы — это имущественные комплексы без создания юридического лица. Управление ими передается инвесторами юридическому лицу — управляющей компании. При этом в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 209) право собственности на имущественный комплекс не переходит к доверительному управляющему, а остается за инвесторами — владельцами инвестиционных паев. Каждый инвестиционный пай предоставляет своему владельцу одинаковый объем прав. Являясь собственниками имущества, инвесторы несут риск потери, если стоимость инвестиционного пая уменьшается, или получают доход при ее возрастании. Образование паевого инвестиционного фонда осуществляется посредством приобретения инвесторами инвестиционных паев, выпущенных управляющей компанией ПИФа. В отличие от других ценных бумаг инвестиционный пай не имеет номинальной стоимости. После первичного размещения стоимость инвестиционного пая определяется в зависимости от размера капитала фонда.
В России создавались ПИФы двух видов — открытые и интервальные, различающиеся по степени ликвидности паев. Открытые фонды давали инвесторам право ежедневных сделок по купле и продаже, а интервальные — в установленные сроки, но не реже одного раза в год. Ограничения ликвидности в интервальных фондах компенсировались более широкими по сравнению с открытыми фондами инвестиционными возможностями. Так, активы открытого паевого фонда могли составлять денежные средства, в том числе на банковских счетах и во вкладах, ценные бумаги, имеющие признанную котировку (государственные и корпоративные), в то время как интервальные паевые фонды могли размещать свои средства не только в перечисленные выше активы, но и ценные бумаги, не имеющие признанной котировки, недвижимость и имущественные права на недвижимость.
В 1997 г. в России было зарегистрировано 18 паевых фондов, из них 16 являлись действующими. Совокупная стоимость активов всех российских ПИФов составляла 206,7 млрд неденоминированных рублей. Основная часть пайщиков (70%) была представлена не частными лицами, а институциональными инвесторами. С 1997 по 1998 г. количество паевых инвестиционных фондов увеличилось до 23, суммарная стоимость чистых активов возросла в восемь раз. Вместе с тем, несмотря на определенный прогресс, российские паевые инвестиционные фонды заметно уступали зарубежным по количеству предоставляемых услуг и доходности. Так, фонды США, характеризующиеся высоким уровнем специализации, предлагают своим клиентам до 10 тыс. продуктов и обеспечивают доходность в 2-3 раза большую, чем банковские депозиты.
Российские паевые фонды размещали свои ресурсы в основном в три актива: государственные ценные бумаги, корпоративные ценные бумаги и валюту. Уровень доходности, превышающий доходность по банковским депозитам, предлагали лишь фонды, специализирующиеся на акциях.
Новой формой институционального инвестирования явились Объединенные фонды банковского управления (ОФБУ), основы создания которых были заложены в июле 1997 г. инструкцией ЦБ РФ «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской федерации».
Благодаря использованию механизма доверительного управления, банковского опыта работы на финансовом рынке и формированию инвестиционного портфеля ОФБУ выступили серьезными конкурентами паевых инвестиционных фондов. Основными объектами их вложений явились государственные, муниципальные и корпоративные ценные бумаги, долговые обязательства российских и иностранных эмитентов.
Важнейшее отличие ОФБУ от паевых инвестиционных фондов заключалось в том, что если в качестве управляющего инвестициями в ПИФе выступала управляющая компания, то применительно к ОФБУ эту роль выполнял банк. Кредитная организация могла создавать несколько ОФБУ (по видам учредителей доверительного управления, по видам управляемого имущества и т.д.). При этом банк должен был соответствовать ряду требований: иметь собственный капитал не менее 100 млн руб., валютную лицензию, в течение последнего года работать без убытков и соблюдать нормативы отчислений в фонды обязательного резервирования. ОФБУ были ориентированы как на крупных корпоративных клиентов, так и на физических лиц. Наиболее доступным для частных вкладчиков видом этих структур являлись фонды банковского управления с неустановленным минимальным пределом вложений.
С осени 1997 г. институты финансово-кредитной системы стали испытывать нарастание негативного воздействия ряда внутренних и внешних факторов. В условиях снижения доходности государственных ценных бумаг, обострения ситуации на мировых финансовых рынках, выразившиеся в оттоке международного капитала из стран с развивающимися рынками и последующем падении курсов корпоративных ценных бумаг, произошло существенное ухудшение условий деятельности финансово-кредитных структур всех видов.
Первый этап финансового кризиса (октябрь - ноябрь 1997 г.) не оказал существенного воздействия на финансовую устойчивость банков. Однако следующий виток кризиса обусловил существенное ухудшение показателей финансовой устойчивости. Так, доля активов проблемных банков в суммарных активах действующих кредитных организаций возросла с 6,8% на 1 января 1998 г. до 16,7% на 1 июня 1998 г. Доля активов банков без признаков финансовых затруднений, напротив, уменьшилась в этот же период с 32,4% до 9,2%.
Наиболее чувствительными к развивающемуся кризису оказались небанковские финансово-кредитные институты. Необходимо подчеркнуть, что если банки могли самостоятельно определять свои инвестиционные предпочтения, следуя определенной ими инвестиционной политике, то такие организации, как негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, должны были следовать нормативным документам, предписывающим им с целью защиты интересов клиентов иметь резервы в надежных банках и вкладывать средства исключительно в высоконадежные финансовые инструменты, прежде всего в ГКО-ОФЗ и другие государственные ценные бумаги.
Существенные финансовые трудности в период кризиса стали испытывать паевые инвестиционные фонды — стоимость паев снизилась до уровня, существовавшего год назад. В 1997 г. доходность фондов государственных облигаций колебалась от 7 до 17%, а фонды корпоративных облигаций были убыточны. Соответственно наибольшее снижение стоимости паев и чистых активов наблюдалось среди фондов, специализирующихся на работе с корпоративными ценными бумагами. В первой половине 1998 г. финансовые показатели ПИФов продолжали ухудшаться. Так, в мае стоимость пая по открытому паевому фонду корпоративных ценных бумаг снизилась на 45%, фонду «Добрыня Никитич» (управляющая компания «Тройка — Диалог») — на 51%.
События августовского кризиса 1998 г., приведшие к практически полной остановке финансовых рынков, вызвали резкое изменение условий деятельности финансово-кредитных институтов. Кризис нанес сокрушительный удар по системе коллективного инвестирования. Активы негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний были практически заморожены, а сами организации были лишены возможности зарабатывать средства для своего существования. Так, НПФ, имеющие право в соответствии с законом тратить на свои расходы не более 15% дохода, начисленного на инвестированные ими накопления участников, лишились средств, необходимых для функционирования и выплаты пенсий.
Решение о реструктуризации ГКО, вложения в которые имели значительную долю в совокупных активах институциональных инвесторов, имело неоднозначные последствия для различных институтов: если, например, интересы страховых организаций, выделенных в особую группу, были относительно учтены, то негосударственные пенсионные фонды не вошли в состав организаций, расчеты с которыми будут производиться в приоритетном порядке, что поставило под сомнение само существование системы НПФ.
Серьезные убытки в результате обвала рынка ценных бумаг понесли инвестиционные фонды. Ухудшение возможностей функционирования институциональных инвесторов явилось также следствием роста убыточности нефинансовых предприятий и организаций, тенденции к снижению реальных денежных доходов и сбережений населения, отсутствия на финансовом рынке надежных фондовых инструментов.
Существенно сузился страховой рынок России. Сумма страховых взносов в 1998 г. в реальном исчислении уменьшилась на 37,6%. Сократилось число страховых компаний, их совокупный уставный капитал на конец 1998 г. составил всего 6 млрд руб. Во многом это было связано с необходимостью увеличения минимального размера уставного капитала для вновь создаваемых и действующих страховых организаций*.
* В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 31 декабря 1997 г. по страхованию жизни минимальный уставный капитал должен был быть не менее 35 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), по другим видам страхования — не менее 25 тыс. МРОТ.
Сокращение возможностей прибыльного вложения средств повлияло на финансовое положение ОФБУ. Привлекательность участия в ОФБУ определяется перспективой получения более высокой прибыли, чем по банковским депозитам, но при этом возрастает риск потери сбережений. В отличие от депозитного договора, в котором банк обязуется возвратить принятые от вкладчика денежные суммы с начисленными процентами, при вложении средств в ОФБУ риск потери средств, в случае ухудшения ситуации на рынке или неэффективного управления, ложится на инвестора. Вместе с тем известно, что в условиях финансового кризиса банки практически лишились возможности прибыльно вкладывать средства. Кроме того, многие кредитные организации, являющиеся доверительными управляющими ОФБУ, стали испытывать серьезные финансовые трудности.
Однако ОФБУ сохранили свои позиции на рынке коллективного инвестирования вследствие определенных преимуществ перед другими институциональными инвесторами, например ПИФами. В числе данных преимуществ можно отметить, в частности, большее разнообразие объектов инвестирования и меньшую регламентацию деятельности, относительно низкую долю средств, инвестированных в государственные ценные бумаги (так как ОФБУ были ориентированы на достижение прибыльности, превышающей доходность ценных бумаг), значительные вложения в ликвидные акции. В результате, если на 1 февраля 1998 г. число ОФБУ составляло 74, а сумма активов, находящихся в их управлении, 422,8 млн руб., то на 1 декабря 1998 г. их число достигло 131, а сумма активов в управлении 5,3 млрд руб.
В банковской сфере наиболее значительные финансовые трудности испытали крупнейшие банки, что было связано с их ориентацией на операции с государственными ценными бумагами, валютные сделки, привлечение средств населения и ресурсов с международного рынка капиталов. Вместе с тем и в условиях финансового кризиса сохранилось достаточно много коммерческих банков, которые не вошли в категорию проблемных. Так, свою устойчивость и способность к осуществлению нормальной банковской работы показал целый ряд средних банков, избравших основным направлением деятельности качественное обслуживание традиционной клиентуры, кредитование предприятий реального сектора под высоколиквидные залоги, работу с эффективными инвестиционными проектами.
- Предисловие
- Глава 1. Экономическая сущность и формы инвестиций
- 1.1. Понятие инвестиций
- Понятие инвестиций в советской экономической литературе
- Понятие инвестиций в западной экономической литературе
- Формирование рыночного подхода к анализу инвестиций
- 1.2. Инвестиционная деятельность
- Инвестиционная деятельность и оборот инвестиций
- Субъекты инвестиций
- Объекты инвестиций
- Экономические отношения, связанные с движением инвестиций
- Роль инвестиций в экономике
- 1.3. Классификация форм и видов инвестиций
- Реальные и финансовые инвестиции
- Прямые и портфельные инвестиции
- Классификация инвестиций по срокам, формам собственности на инвестиционные ресурсы, регионам, отраслям, рискам и другим признакам
- Классификация инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Инвестиционный процесс и механизм инвестиционного рынка
- 2.1. Инвестиционный рынок: общие положения
- Понятие инвестиционного рынка
- Конъюнктура инвестиционного рынка
- Структура инвестиционного рынка
- 2.2. Равновесие на инвестиционном рынке
- Динамизм спроса и предложения
- Факторы, определяющие формирование инвестиционного спроса
- Особенности формирования инвестиционного предложения
- Механизм равновесных цен на инвестиционном рынке
- Модель Дж. Хикса is-lm
- 2.3. Инфраструктура инвестиционного процесса
- Понятие, виды и роль финансовых посредников в инвестиционном процессе
- Небанковские финансово-кредитные институты
- Инвестиционные институты
- Кредитный и фондовый варианты инвестирования
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса
- 3.1. Источники финансирования инвестиций
- Внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макро- и микроэкономическом уровнях
- Структура источников финансирования инвестиций предприятия
- 3.2. Общая характеристика собственных инвестиционных ресурсов фирм (компаний)
- Прибыль
- Амортизационные отчисления
- 3.3. Способы мобилизации инвестиционных ресурсов
- Привлеченные и заемные средства
- Привлечение капитала через рынок ценных бумаг
- Привлечение капитала через кредитный рынок
- Государственное финансирование
- Прочие способы мобилизации инвестиционных ресурсов
- 3.4. Привлечение иностранных инвестиций
- Сущность и виды иностранных инвестиций
- Инвестиционные ресурсы международного финансового рынка
- Инвестиционный климат
- Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Государственное гарантирование иностранных инвестиций
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II. Специфика инвестиционного процесса в условиях развития рыночных отношений в россии
- 4.1. Инвестиционный кризис в российской экономике
- Основные факторы, вызвавшие инвестиционный кризис
- Воздействие экономического спада на динамику инвестиций
- Уменьшение валовых национальных сбережений как фактор инвестиционного спада
- Инфляция и инвестиционный процесс
- Структурные деформации денежной массы
- Кризис неплатежей и состояние финансов предприятий
- Нарушение процессов формирования общественного капитала, обособленность реального и финансового секторов экономики
- Экономическая политика государства и инвестиционный спад
- 4.2. Предпосылки инвестиционного подъема и проблемы их реализации
- Благоприятная ценовая конъюнктура на мировых рынках энергоносителей
- Постдевальвационное экономическое развитие и импортозамещение
- Мотивы инвестиционного оживления в рамках кризисного цикла
- Снижение инфляции и благоприятные изменения процентных ставок на кредитном рынке
- Рост денежного предложения
- Рост сбережений и накоплений
- Основные проблемы новой инвестиционной ситуации
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Финансовый потенциал инвестиционной деятельности в реальном секторе российской экономики
- 5.1. Изменение структуры источников финансирования инвестиций при переходе к рынку
- Факторы изменения структуры источников финансирования инвестиций с развитием рыночных отношений
- Особенности изменения структуры инвестиционного капитала в российской экономике
- 5.2. Собственные средства предприятий
- Роль прибыли как источника финансирования инвестиций в условиях экономического спада
- Возможности использования амортизационных отчислений как источника инвестирования
- Собственные средства предприятий как основной источник инвестиционного подъема 1999-2000 гг.
- 5.3. Внешние источники финансирования инвестиций
- Государственные инвестиции
- Сбережения населения
- Ресурсы кредитной системы
- Прочие ресурсы
- 5.4. Иностранные инвестиции в российской экономике
- Определение иностранных инвестиций в российском законодательстве
- Способы мобилизации иностранных инвестиций
- Динамика иностранных инвестиций
- Состояние инвестиционного климата и меры по его улучшению
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Становление рыночных механизмов финансирования инвестиций
- 6.1. Предпосылки перехода к рыночному механизму инвестирования
- Специфика инвестиционной деятельности в условиях административно-командной системы управления
- Начальный этап становления нового инвестиционного механизма
- 6.2. Особенности формирования рыночного механизма инвестирования в российской экономике
- Состояние инвестиционного спроса
- Инвестиционное предложение
- Модель инвестирования в российской экономике
- 6.3. Инвестиционная инфраструктура в условиях развития рыночных отношений
- Начальный этап становления инвестиционной инфраструктуры (1989-1991 гг.)
- Особенности второго этапа становления инвестиционной инфраструктуры (1992—1994 гг.)
- Характеристика третьего этапа развития (с 1995 г. До финансового кризиса 1997-1998 гг.)
- Восстановительный период и его специфика
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III. Коммерческие банки и инвестиционный процесс
- Глава 7. Инвестиционная деятельность коммерческих банков
- 7.1. Двойственный характер инвестиционной деятельности банков
- Трактовка инвестиционной деятельности банков в экономической литературе
- Микроэкономический и макроэкономический аспекты инвестиционной деятельности банков
- Индикаторы инвестиционной деятельности банков
- 7.2. Формы инвестиционной деятельности коммерческих банков
- Классификация форм инвестиционной деятельности коммерческих банков
- Реальные инвестиции банков
- Финансовые инвестиции
- Производственные инвестиции
- Инвестиции в собственную деятельность банка
- Магический треугольник инвестиционных качеств
- 7.3. Инвестиционная политика банков и факторы, ее определяющие
- Понятие и элементы инвестиционной политики банков
- Формулирование целей инвестиционной деятельности
- Разработка основных направлений инвестиционной политики
- Определение источников финансирования инвестиций
- Факторы, определяющие инвестиционную политику банков
- Анализ, оценка и мониторинг инвестиционной политики
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8. Проблемы участия российских коммерческих банков в инвестиционном процессе
- 8.1. Особенности формирования российской банковской системы и оценка ее инвестиционного потенциала
- Общая характеристика становления российской банковской системы
- Воздействие финансового кризиса 1998 г. На банковскую систему и состояние ее ресурсной базы
- Процесс восстановления российской банковской системы
- 8.2. Основные направления инвестиционной деятельности российских банков
- Проблемы взаимодействия банков с реальным сектором экономики
- Формирование ориентации банков на спекулятивные операции
- Производственные инвестиции банков в докризисный период
- Задачи активизации инвестиционной деятельности банков
- 8.3. Реструктуризация российской банковской системы и стратегические проблемы развития банковского инвестирования производства
- Основные этапы реструктуризации российской банковской системы
- Содержание первого этапа реструктуризации банковской системы
- Задачи современного этапа реструктуризации банковской системы
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9. Зарубежный опыт инвестиционной деятельности банков и возможности его использования в российских условиях
- 9.1. Модели кредитно-банковских систем и инвестиционная деятельность банков
- Возникновение и развитие моделей кредитно-банковских систем
- Модели кредитно-банковских систем и особенности форм взаимосвязи промышленного и финансового капитала
- 9.2. Инвестиционные банки и банки развития
- Формирование инвестиционных банков нового типа
- Банки развития и их роль в экономике
- 9.3. Участие банков в проектном финансировании
- Понятие проектного финансирования
- Этапы проектного цикла в банке
- Схемы проектного финансирования
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV. Экономическая оценка инвестиций
- Глава 10. Определение стоимости инвестиционных ресурсов
- 10.1. Понятие о дисконтировании денежных средств
- Оценка стоимости денежных средств во времени
- Модели простых и сложных процентов
- Понятие аннуитета
- 10.2. Стоимость привлечения инвестиционных ресурсов фирмы
- Оценка средней стоимости инвестиционных ресурсов с использованием дисконтирования
- Определение стоимости собственных средств
- Определение стоимости вновь привлеченных средств
- Определение стоимости заемных средств
- Оптимальная структура инвестиционных ресурсов
- 10.3. Стоимость привлечения и размещения инвестиционных ресурсов банка
- Стоимость привлечения банковских ресурсов как основа определения дисконтной ставки банка
- Методы определения стоимости привлеченных средств банка
- Стоимость размещения банковских ресурсов
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Оценка инвестиционных рисков и методика их учета в инвестиционной деятельности
- 11.1. Инвестиционные риски: сущность и классификация
- Соотношение риска и доходности
- Классификация рисков инвестиционной деятельности
- Риски проектного финансирования
- 11.2. Процесс регулирования инвестиционных рисков
- Идентификация рисков
- Источники информации, необходимой для оценки рисков
- Определение критериев и способов анализа рисков
- Разработка мероприятий по снижению рисков
- Мониторинг рисков
- Ретроспективный анализ
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12. Оценка эффективности инвестиций
- 12.1. Инвестиционное проектирование: принципы финансового обоснования
- Понятие и виды инвестиционных проектов
- Бизнес-план и его роль в финансовом обосновании инвестиционного проекта
- 12.2. Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов
- Методика оценки эффективности капитальных вложений в условиях административной системы хозяйствования
- Использование новых методических подходов к оценке эффективности инвестиций при переходе к рыночной экономике
- Методы оценки инвестиций, основанные на дисконтировании
- Простейшие методы оценки инвестиций
- Коммерческая, бюджетная и экономическая эффективность инвестиционного проекта
- 12.3. Оценка инвестиционных качеств и эффективности финансовых инструментов
- Методы оценки инвестиционных качеств финансовых инвестиций
- Типы инвесторов
- Модели оценки эффективности ценных бумаг
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13. Порядок формирования и оценки инвестиционного портфеля
- 13.1. Инвестиционный портфель: понятие, виды, цели и принципы формирования
- Понятие инвестиционного портфеля
- Виды инвестиционных портфелей
- Принципы формирования инвестиционного портфеля
- 13.2. Порядок формирования инвестиционного портфеля
- Формирование портфеля реальных инвестиционных проектов
- Формирование портфеля ценных бумаг
- 13.3. Оценка инвестиционного портфеля
- Методы моделирования инвестиционного портфеля
- Отбор объектов инвестирования по критерию доходности
- Отбор инвестиционных объектов по критерию ликвидности
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел V. Государство в инвестиционной сфере экономики Содержание раздела V
- Глава 14. Роль государства в регулировании инвестиционного процесса
- Глава 15. Активизация государственной инвестиционной политики
- Глава 14. Роль государства в регулировании инвестиционного процесса
- 14.1. Западные концепции регулирования инвестиций
- Кейнсианская концепция
- Монетаризм
- Теория экономики предложения
- Структурализм
- Современные системы экономического регулирования
- 14.2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России
- Инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования
- Инвестиционная политика в посткризисный период
- 14.3. Принципы, границы и формы участия государства в инвестиционной деятельности
- Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
- Определение стратегических приоритетов инвестирования
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15. Активизация государственной инвестиционной политики
- 15.1. Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений экономического развития
- Проблемы бюджетного финансирования инвестиций
- Механизм отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе
- Российский банк развития и его задачи в сфере производственного инвестирования
- Управление государственной собственностью как фактор роста эффективности инвестиций в государственном секторе экономики
- 15.2. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики
- Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций
- Формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка
- Активная промышленная и структурная политика
- Налоговая политика
- Правовые и нормативные методы регулирования
- 15.3. Региональные аспекты инвестиционной политики
- Причины активизации инвестиционной политики регионов
- Проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов
- Термины и понятия
- Контрольные вопросы и задания
- Приложения Приложение 1.Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-фз
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
- Глава III. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
- Глава IV. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений
- Глава V. Основы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления
- Глава VI. Заключительные положения
- Приложение 2. Федеральный закон «о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 22-фз
- Статья 1
- Статья 2
- Приложение 3.Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-фз
- Глоссарий
- Список рекомендуемой литературы
- Список нормативных документов
- Кодексы
- Федеральные законы, законы Российской Федерации, законы ссср
- Содержание
- Инвестиции
- 101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93