logo search
предпринимательство в книжном деле

2.6. Культура предпринимателя

Термин «культура» многозначен, но для целей пособия важно различать «культуру» как уровень образования, владения традициями и совокупность норм поведения субъекта предпринимательства, с одной стороны, и как один из важнейших инструментов управления предпринимательской деятельностью – с другой. Основной темой является раскрытие именно второго понимания термина «культура», но предварительно необходимо пояснить значение культуры в смысле культурного уровня предпринимателя в книжном деле.

Книжное дело как культурный процесс требует от предпринимателя определенного культурного уровня, обеспечивающего понимание им своей культурной и просветительской миссии. Иногда задается вопрос, нужны ли предпринимателю, издающему книги по истории, математике или литературоведению, знания истории, математики или литературоведения. Ответ: нет, не нужны, но нужны знания библиографии этих отраслей науки, а более глубокие знания необходимы научным редакторам. То же самое относится и к предпринимателям, специализирующимся в книжной торговле. Предприниматель книжного дела немыслим без достаточно высокого общекультурного уровня.

Таблица 2.1

Крайние психологические типы деловой культуры предпринимателей

Психологические факторы

"Акула"

"Дельфин"

Отношение к людям

Низкая оценка других людей. Люди понимают только силу. Конкурентов необходимо устранять. Принцип: если не я, то меня. Установка на агрессию

Люди достойны уважения. Добром можно добиться больше, чем силой. Принцип: понять другого. Установка на взаимопонимание

Отношение к праву

Выполняю только законы, выгодные для меня и помогающие мне разбогатеть

Законы необходимо исполнять независимо от их выгодности

Отношение к себе

Повышенная самооценка. Устраняю всех, кто мешает мне разбогатеть

Я такой же, как многие, для успеха надо много учиться и много работать

Отношение к природе

Реальны лишь материальные ценности. У природы надо брать возможно больше, иначе захватят другие

Природа – источник жизни, необходимо ее беречь

Отношение к духовным ценностям

Бизнес и мораль несовместимы. Исполнение обрядов, благотворительность нужны для репутации

В бизнесе действуют те же законы морали и совести, как и в других сферах человеческой деятельности. Благотворительность и ритуалы – потребность

Отношение к делу

Ориентация на быстрое обогащение, мое дело – источник моей власти

Мое дело – мое призвание, оно нужно для удовлетворения потребностей людей

Отношение к риску

Зависит от отношения к ожидаемой прибыли и потенциальной опасности

Необходимо учитывать все аспекты, в том числе, избегать нанесения ущерба людям, сотрудникам, своему делу

Жизненная цель

Жить для себя, иметь деньги, власть, авторитет, полностью удовлетворять свои потребности

Оставить после себя хорошую память, пользоваться уважением, жить достойно и честно

Средства достижения цели

Любые, в том числе, если это сулит большую выгоду, аморальные

Ограничены принципами права и закона

Культура как инструмент управления предпринимательской деятельностью – часть деловой активности предпринимательства. Следует различать деловую культуру индивидуального предпринимателя и корпоративную культуру фирмы.

Факторы деловой культуры:

Исторически сложились два крайних типа деловой культуры предпринимателей: «акула» и «дельфин». Характеристики этих типов приведены в табл. 2.1.

Специфика предпринимательства в России связана с традиционным менталитетом российского общества: предпринимательство часто отождествляется с хищничеством, эксплуатацией, бескультурьем, равнодушием к судьбам людей.

В странах развитой рыночной экономики исторически сложилось иное отношение к предпринимательству: предприниматель рассматривается как элита общества, движущая сила экономики, золотой фонд нации.

Возрождение российского предпринимательства первоначально выдвинуло на первый план, так называемое «силовое» предпринимательство, связанное с криминалом, отмыванием денег, навязыванием услуг, криминальными приемами борьбы за рынок. Образ предпринимателя концентрировался в личности «нового русского», живущего по законам преступного мира и использующего прибыль на личное потребление (часто подчеркнуто демонстративное), а не на развитие своего бизнеса. Отношение большинства российского общества к предпринимательству это не улучшило. Перелом происходит в настоящее время, когда активное место в жизни начинает занимать поколение, получившее образование после 1990 г., не подвергавшееся влиянию идеологических штампов советской эпохи. Следует также отметить, что сегодня в деловой жизни значительно возросла роль предпринимателей, соответствующих западным и началу ХХ в. российским этическим стандартам.

Ясно, что к типу «акул» относятся, например, так называемые «новые русские», а также множество героев А.Н. Островского, Э. Золя, Ч. Диккенса и др. Тип «дельфина» слабо отражен в литературе, хотя именно к нему относится большинство предпринимателей всего мира, в том числе и России.

На культуру российского предпринимателя оказали влияние факторы, специфические для нашей страны, определяющие национально-культурные особенности российских предпринимателей:

Указанные факторы нельзя назвать ни положительными, ни отрицательными, но именно они определяют менталитет, культуру российского предпринимателя, его психологические установки. Культуру российского предпринимателя в книжном деле определяют ряд специфических факторов:

Корпоративная культура включает миссию, философию и цели корпорации (фирмы) как целое, ее девиз определяет корпоративную психологию. Корпоративная культура -это имидж корпорации в глазах общества. Большинство понятий, охватываемых термином «корпоративная культура», раскрывается в темах 5 и 10.