logo search
хрестоматия

2. Антитрестовская политика и монополии

Идеальной, точки зрения экономиста, была бы антитрестовская политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции, но никто из экономистов не стал бы утверждать, что попытка сделать все рынки совершенно конкурентными была бы реалистичной. Существующие антитрестовские законы подобно всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями. В данном параграфе мы обсуждаем основные положения антитрестовских законов США, их выполнение и толкование судами или продолжающиеся дебаты по поводу антитрестовской политики и ее последствий.

Антитрестовские законы и обеспечение их исполнения

Первый антитрестовский закон в США, Закон Шермана, был принят в 1890 г. не потому, что экономистам удалось доказать Конгрессу, что монополии вызывают издержки для общества в целом, а в качестве ответной меры на изменения, которые произошли в экономике США.

После гражданской войны (1861—1865) железные дороги связали между собой все районы страны, способствуя тем самым созданию национальных рынков. В ответ на такое расширение рынков и в целях ограничения выпуска создавались корпорации, по размерам превосходящие существовавшие когда-либо прежде, причем многие из них образовались путем слияний конкурирующих фирм. Например, “Стэндард ойл траст”, образованный в 1882 г. контролировал около 90% нефтеперерабатывающих мощностей страны. Компания “Америкэн тобако”, образованная в 1890 г., производила почти 100% сигарет в Соединенных Штатах. Фермеры и мелкие бизнесмены чувствовали угрозу, исходящую от этих новых гигантов, и Закон Шермана был принят главным образом под влиянием этих антимонопольных настроений. В то время он не привлек к себе большого внимания населения и не вызвал серьезных дебатов.

Два основных раздела Закона Шермана носят столь же неопределенный характер, как и многие части Конституции США. Раздел 1 объявляет незаконным “всякий контракт, объединение... или тайный сговор, направленный на ограничение торговли или коммерции”. Раздел 2 относит к незаконным действиям “монополизацию или попытку монополизации, а также объединение и тайный сговор... с целью монополизации”. Конгресс предоставил судам решать, какого рода действия считать ограничивающими торговлю” и что понимать под “монополизацией” рынка. Интерпретация судьями Закона Шермана, так же как и Конституции США, с течением времени менялась.

Суды, как правило, не рассматривали соглашения об установлении и поддержании фиксированных цен как ограничивающие торговлю вплоть до 1897 г., а слияния между конкурентами с целью образования монополии не расценивались до 1904 г. как монополизация. Позже суды постановили считать практически во всех случаях незаконными соглашения о поддержании фиксированных цен, тогда как монополизацией объявлялись создание или защита монополии при помощи “неприемлемых” (“неблагоразумных”) действий. Монополия как таковая не является незаконной в Соединенных Штатах; термин “монополизация” относится к характеру действий, а не к типу рыночной структуры. Если вы являетесь изобретателем нового запатентованного продукта, и при этом ваша фирма оказывается единственной на данном рынке, то вы не нарушили никакого закона.

В период между 1897 и 1904 гг., когда картели считались незаконными, а слияния, приводившие к образованию монополий, оказывались в рамках закона, экономика США претерпела значительные изменения в результате целого ряда крупных слияний. Например, в 1901 г. в результате серии слияний образовалась “Юнайтед стейтс стил корпорэйшн”, которая контролировала около 60% всех мощностей по производству стали в США. По одной из оценок, эта волна слияний, охватившая свыше 70 крупных отраслей, бывших прежде вполне конкурентными или по крайней мере олигополиями, практически превратила их в монополии.

Два других основных антитрестовских закона были приняты в 1914 г. на той же сессии Конгресса, которая “подарила” Соединенным Штатам подоходные налоги и Федеральную резервную систему. Закон Клейтона запрещал определенные виды антиконкурентных действий, а на основании Закона о Федеральной торговой комиссии была создана Федеральная торговая комиссия (FTC) в качестве экспертного органа, помогающего Министерству юстиции претворять в жизнь антитрестовские законы. Закон Клейтона содержал три основных раздела.