logo search
1_chast_voprosov_Makra

12. Равновесие и отклонение от него (шоки) в модели "ad-as". Анализ их последствий.

Равновесие в модели «AD-AS» устанавливается в точке пересечения кривой совокупного спроса и кривой совокупного предложения. Координаты точки пересечения дают величину равновесного объема производства (равновесного ВВП) и равновесного уровня цен. Изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения (сдвиги кривых) ведут к изменению равновесия и равновесных значений ВВП и уровня цен.

Последствия изменения совокупного спроса зависят от периода времени, скорости приспособления (адаптации) цен к изменениям в экономике и скорости уравновешивания рынков, т. е. от вида кривой совокупного предложения. Краткосрочный – горизонталь -> рост равновесного объема выпуска, не изменяя уровень цен. Долгосрочный – вертикаль -> изменение цен.

Последствия изменения совокупного предложения одинаковы для краткосрочного и долгосрочного периода и не зависят от вида кривой AS. Изменение издержек на единицу продукции и количества и качества используемых ресурсов всегда ведет к изменению совокупного предложения и служит предпосылкой для изменения уровня цен. Рост совокупного предложения всегда ведет к росту равновесного уровня выпуска и снижению уровня цен.

Шок – это неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения. Различают позитивные шоки (неожиданное резкое увеличение) и негативные шоки (неожиданное резкое сокращение) AD и AS.

Позитивные шоки (positive shocks) совокупного спроса сдвигают кривую AD вправо. Позитивные шоки совокупного предложения сдвигают кривую AS: вниз, если она имеет горизонтальный вид (SRAS); вправо-вниз, если она имеет положительный наклон (SRAS); вправо, если она вертикальна (LRAS). Негативные шоки (adverse shocks) совокупного спроса сдвигают кривую AD влево, а негативные шоки совокупного предложения сдвигают кривую AS в зависимости от ее вида вверх (SRAS), влево-вверх (SRAS) или влево (LRAS).

Причины позитивных шоков совокупного спроса: либо резкое непредвиденное увеличение предложения денег; либо неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных или иностран- ного сектора).

Причинами негативного шока (резкого сокращения) совокупного спроса являются либо неожиданное сокращение предложения денег (сжатие денежной массы), либо резкое сокращение совокупных расходов.

Негативные шоки (adverse shocks) совокупного предложения обычно называют ценовыми шоками, поскольку их причинами служат изменения, ведущие к росту издержек и поэтому уровня цен. К таким причинам относятся:

Позитивный шок предложения обычно называют технологическим шоком, поскольку резкое увеличение совокупного предложения, как правило, связано с научно-техническим прогрессом прежде всего с усовершенствованием технологии.