5) Производственная программа на предприятии, ее основные разделы и технико – экономические поакзатели.
Производственная программа предприятия – это развернутый или комплексный план производства и продаж продукции, характеризующий годовой объем выпуска, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров и услуг.
Различные виды товаров и услуг называются номенклатурой производственной программы. Ассортимент продукции (услуг) характеризует соотношение удельных весов отдельных видов изделий (работ) в производственной программе.
Производственная программа предприятия представляет собой перечень продукции, работ и услуг по заказам и договорам потребителей. При разработке производственной программы учитывается основная цель предприятия — увеличение объема продаж при росте прибыльности продукции и рентабельности капитала.
Обосновывается производственная программа производственными мощностями и включает проведение следующих расчетов:
1) определение станко-часов работы каждого вида оборудования для выполнения детализированного плана производства;
2) определение пропускной способности по каждой технологически однородной группе оборудования;
3) расчет коэффициентов загрузки оборудования и производственных площадей в планируемом периоде;
4) анализ загрузки оборудования и выявление «узких» и «широких» мест;
5) ликвидация выявленных диспропорций в загрузке машин и площадей.
Обоснование производственной программы трудовыми и материальными ресурсами производится с учетом нормы расходов сырья, материалов, комплектующих изделий и рабочей силы. Если плановая потребность в материально-энергетических ресурсах обеспечивается, то сбоев в выпуске продукции не ожидается. Запасы товарно-материальных ценностей на складах и рабочих местах определяются ежедневной их потребностью на производственную программу.
Трудоемкость детализированного плана производства по профессиям работников рассчитывается исходя из норм времени на технологические операции в нормо-часах. Численность работников по профессиям на плановый период определяется исходя из трудоемкости производственной программы и планового фонда рабочего времени одного работника на период (день, месяц, квартал, год).
Разработка производственной программы осуществляется на большинстве промышленных предприятий в три этапа :
1) составление годового производственного плана для всего предприятия;
2) определение или уточнение на основе производственной программы приоритетных целей на плановый период;
3) распределение годового плана производства по отдельным структурным подразделениям предприятия или исполнителям.
Производственная программа разрабатывается по основным, вспомогательным и обслуживающим цехам завода на год с поквартальной разбивкой.
В состав производственной программы цехов включаются готовые изделия, запасные части и другие виды продукции, реализуемой на сторону, а также продукция, предназначенная другим цехам в порядке внутризаводского кооперирования и на собственные нужды завода и цеха.
Производственные программы цехов разрабатываются в порядке, обратном последовательности технологического процесса, т. е. сначала для сборочных цехов, затем для обрабатывающих и заготовительных цехов. Задания вспомогательным цехам определяются в последнюю очередь. Такой порядок обеспечивает согласование календарных сроков выпуска продукции цехами-смежниками со сроками выпуска готовых изделий, установленными для предприятия.
При разработке производственной программы предприятия применяются следующие методы измерения:
1) натуральные,
2) условно-натуральные,
3) трудовые,
4) стоимостные.
Они позволяют вести планирование, учет и контроль себестоимости, объемов продаж, номенклатуры, ассортимента и трудоемкости выпускаемой продукции.
Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и т.д.) характеризуют производственную специализацию предприятия и долю на рынке. В расчете на единицу продукции устанавливаются технологические нормы расхода сырья, энергии, рабочего времени, также рассчитывается себестоимость изделия (услуги). Без натуральных измерителей невозможно определить потребность в производственной мощности и ее использование. Натуральные измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост производительности труда, но применимы только для продукции однородного назначения.
Трудовые измерители — часы и минуты рабочего времени — применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель — трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется показатель — станко-часы.
Показатели трудоемкости производственной программы (нормо-часы, человеко-часы, станко-часы) на первый взгляд вполне приемлемы для измерения объема производства. Однако в связи со снижением трудоемкости продукции человеко-часы не сопоставимы в динамике, поэтому трудовые измерители используются часто во вспомогательных расчетах. Трудоемкость производственной программы, измеряемая в нормо-часах, представляет собой объем производства, который должен выполнить коллектив цеха предприятия.
Стоимостные измерители производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объем произведенной продукции (услуг). Единица измерения — национальная валюта. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран, например доллар США.
В денежном выражении рассчитываются такие показатели, как:
1) объем продаж (реализованная продукция),
2) товарная продукция,
3) валовая продукция,
4) чистая продукция,
5) условно-чистая продукция,
6) нормативно-чистая продукция,
7) валовой и внутрипроизводственный оборот,
- Планирование на предприятии
- 1) Сущность и функции рыночного планирования. Предмет и метод внутрифирменного планирования.
- 2) Принципы и методы внутрифирменного планирования. Функции и структуры плановых служб на предприятии.
- 3) Разработка бизнес – плана проекта или сделки.
- 1) Резюме:
- 2) Компания и отрасль в которой, работает предприятие:
- 3) Продукция и услуги:
- 4) Рынок и анализ сбыта:
- 5. План маркетинга.
- 6) Намерения и планы развития
- 7) Производственный и оперативный планы:
- 8) Менеджмент:
- 9) Финансовый план:
- 4) Формирование портфеля заказов.
- 5) Производственная программа на предприятии, ее основные разделы и технико – экономические поакзатели.
- 6) Планирование производственной мощности предприятия и расчет загрузки оборудования.
- 7.Определение потребности в материальных ресурсах для выполнения производственной программы
- 8. Разработка плана капитальных вложение. Расчет экономической эффективности капитальных вложений.
- 9. Определение потребности в материальных ресурсах для выполнения производственной программы
- 10. Планирование мероприятий по повышению производительности труда
- 11. Составление плана продаж товара и услуг
- 12. Планирование прибыли и рентабельности.
- 13. Планирование налогов и платежей, вносимых предприятиями в бюджет и внебюджетные фонды.
- 14. Планирование сферы внешнеэкономической деятельности
- 15. Оперативное планирование производства. Виды и системы оперативного планирования
- 16. Финансовый план предприятия, его основные разделы
- 19. План социального развития предприятия.
- 18. Планирование мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.