logo search
Экономика / allbest-r-00006065 / 6065

Доходы и поступления Расходы и отчисления средств Взаимоотно-шения с бюджетом Кредитные взаимоотно-шения

Как эконо­мическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринима­тельской деятельности предприятия. Она является показателем, наи­более полно отражающим эффективность производства, объем и качество производимой продукции, состояние производительности труда, уровень се­бестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хо­зяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансовые мероприятия по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников,

Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных по­требностей предприятий, но приобретает все большее значение в формиро­вании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Распределение и использование прибыли являются важным хозяйствен­ным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимате­лей и формирование доходов государства.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, ак­кумулируемой в доходах бюджета и распоряжении хозяйствующих субъек­тов.

Предприятие вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязатель­ных платежей и отчислений,

Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределе­ния прибыли прежде всего на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия6.

В процессе распределения чистой прибыли предприятие вправе само­стоятельно определить способ распределения прибыли.

Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервного фонда либо непосредственным её распределением по отдель­ным направлениям. В первом случае предприятие должно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к фи­нансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается не­посредственно в финансовом плане7.

Налоговая политика

При разработке наиболее выгодного для фирмы варианта рационализа­ции налогообложения целесообразно в полной мере учитывать необходи­мость адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих до­кументов, а также учета ужесточения налогового контроля. Оптимизация на­логообложения может быть определена как сравнение различных вариан­тов деловой активности и использование ресурсов в целях определения наиболее низкого уровня возникающих налоговых обязательств.

Налоговая оптимизация основывается на изучении действующих законов и инструкций и на разъяснениях налоговых законов, а также на анализе нало­говой политики, проводимой правительством.

Процесс налоговой оптимизации обычно проходит ряд этапов.

Первый - определение наиболее выгодного с налоговой точки зрения мес­та нахождения организации, ее руководящих органов, основных производст­венных и коммерческих подразделений и т.п.

Второй этап - выбор правовой формы организации, ее структуры с уче­том специфики деятельности.

Третий этап - наиболее эффективное использование возможностей на­логового законодательства, налоговых льгот при оценке облагаемого дохода и исчисления налоговых обязательств.

Четвертый этап - выявление путей самого разумного использования оборотных средств, размещения полученной прибыли и других накоплений, определение оптимальных форм и методов самой рационализации.

Главная цель налоговой рационализации - расчет вариантов прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам деятельности приме­нительно к конкретной сделке в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Здесь следует учитывать, что речь идет не о минимально возможном уровне налогообложения, а о разработке системы сбалансированных нало­говых отчислений8.

Политика в области ценных бумаг

Совокупность инвестиций предприятий в ценные бумаги образует порт­фель ценных бумаг или инвестиционный портфель9.

Арсенал методов формирования портфеля достаточно обширен; наи­большим авторитетом в настоящее время пользуется теория инвестиционно­го портфеля Уильяма Шарпа и Гарри Марковица. Основные принципы, изло­женные в этой теории, следующие.

Во-первых, успех инвестиций в основном зависит от правильного распре­деления средств по типам активов. Проведённые западными специалистами эксперименты показали, что прибыль определяется:

Данный феномен объясняется тем, что бумаги одного типа сильно корре­лируют, т.е. если какая-то отрасль испытывает спад, то убыток инвестора не очень зависит от того, преобладают в его портфеле бумаги той или иной компании.

Во-вторых, риск инвестиций в определённый тип ценных бумаг определя­ется вероятностью отклонения прибыли от ожидаемого значения. Прогнози­руемое значение прибыли можно определить на основе обработки статисти­ческих данных о динамике прибыли от инвестиций в эти бумаги в прошлом, а риск - как среднеквадратическое отклонение от ожидаемой прибыли.

В-третьих, ожидаемая доходность и риск инвестиционного портфеля могут меняться путем варьирования его структурой. Существуют различные про­граммы, позволяющие конструировать желаемую пропорцию активов раз­личных типов, например, минимизирующую риск при заданном уровне ожи­даемой прибыли или максимизирующую прибыль при заданном уровне риска и др.

В-четвёртых, все оценки, используемые при составлении инвестиционного портфеля, носят вероятностный характер. Конструирование портфеля в со­ответствии с требованиями классической теории возможно лишь при нали­чии ряда факторов: сформировавшегося рынка ценных бумаг, определённого периода его функционирования, статистики рынка и др.

Формирование инвестиционного портфеля осуществляется в несколько этапов:

Одним из важнейших понятий в теории портфельных инвестиций является понятие эффективного портфеля, под которым понимается портфель, обеспечивающий максимальную доходность при некотором заданном уровне риска или минимальный риск при заданном уровне доходности. Алгоритм оп­ределения множества эффективных портфелей был разработан Г.Марковицем в 50-е годы как составная часть теории портфеля. Сделанные им разра­ботки были настолько фундаментальными, что, по свидетельству известных специалистов в области портфельных инвестиций Э.Элтона и М.Грубера, исследования в этой области в последующие сорок лет сводились в основ­ном к разработке методов применения базовых идей и концепций теории Марковица10.

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность фирмы - это одна из сфер её хозяй­ственной деятельности, связанная с выходом на внешние рынки и функцио­нированием на внешних рынках.

Направления, формы, методы внешнеэкономической деятельности зави­сят от вида предпринимательства фирмы - производственного, коммерче­ского, финансового или сочетания видов предпринимательства.

Внешнеэкономическая деятельность включает следующие основные на­правления:

Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает внима­тельное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэко­номической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обосно­вание для принятия тех или иных решений.

Стратегия, устанавливающая общие рамки внешнеэкономической дея­тельности, всегда необходима, даже если возникают трудности при её осу­ществлении. Успех в достижении долгосрочных целей внешнеэкономической деятельности фирмы зависит от влияния как внешних, так и внутренних фак­торов, которые необходимо тщательно рассматривать при разработке стра­тегии.

Внешние факторы можно представить тремя блоками факторов, оказы­вающих влияние на долгосрочные цели внешнеэкономической деятельности фирмы и, следовательно, требующих их учёта при выборе стратегии. Они следующие:

  1. Национальная внешнеэкономическая политика;

  2. Международные экономические отношения и тенденции в мировых эко­номических связях;

  3. Факторы рынков страны - стратегического поля деятельности фирмы.

Внешние факторы фирма не может изменить, их необходимо знать, ана­лизировать и учитывать при принятии решений.

В отличие от внешних, внутренние факторы зависят от фирмы, они зало­жены в её организационной структуре, структуре управления, профессиона­лизме персонала, работающего на фирме.

К внутренним факторам относятся:

Таким образом, внутренние факторы формируются стратегическим потен­циалом фирмы11.

Оптимизация безналичных расчетов

Финансовая служба влияет на выбор форм расчетов исходя из задач ус­корения платежей, минимизации нежелательной задолженности, воздейст­вия на поставщиков при нарушении условий контрактов.

Выбор формы расчетов определяется видом товара, спросом и его пред­ложением, характером хозяйственных связей между контрагентами сделки, способом транспортировки грузов, финансовым положением контрагентов. Этот выбор также определяется соотношением во времени поставки товара и оплаты за него. В результате при оптимальном выборе форма расчетов в договоре будет выполнять еще и функцию правового средства обеспечения обязательства.

При осуществлении безналичных расчетов допускаются следующие фор­мы расчетов: расчеты по инкассо, расчеты платежными поручениями, чека­ми, требованиями-поручениями, по аккредитиву, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота12.

Ценовая политика

Конкретные возможности ценообразования в значительной степени пре­допределяют финансовую политику фирмы. Цена является объектом энер­гичной конкуренции, результаты которой во многом предопределяют и фи­нансовые итоги рыночной деятельности.

Цена - представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена - денежная стоимость товара. Когда единица конкретного товара обме­нивается на определенное количество другого товара, это последнее стано­вится товарной ценой данного товара.

Цена - сложная экономическая категория. В ней фокусируются практиче­ски все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимо­сти, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоп­лений. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения.

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Ха­рактерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразова­ние, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными организациями. При этом в рамках затратного ценооб­разования в основу формирования цены закладываются издержки производ­ства и обращения.

Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это до сих пор характерно для бедных стран, а также среди неимущих групп населения применительно к товарам первой необходимости. Но в последнее время на покупательском выборе энергичнее стали отражаться ценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товаров и услуг для клиентуры различного покупательского уровня.

Ценовая политика в маркетинге заключается в установлении таких цен, которые удовлетворяли бы не только продавцов, но и покупателей произво­димых благ.

На процесс ценообразования влияет множество факторов. Маркетинговые цели и издержки фирмы являются лишь приблизительными ориентирами для определения цен на товары и услуги. Прежде чем установить окончательную цену, фирма учитывает также степень государственного регулирования, уро­вень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и роз­ничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Процесс формирования рыночных цен на товары включает ряд этапов:

Установление цены на товар - процесс, состоящий из ряда этапов. Фир­ма:

Доходы и поступления; расходы и отчисления средств

Одно из направлений управления финансами предприятия - это эффек­тивное управление потоками денежных средств. Полная оценка финансового состояния предприятия невозможна без анализа потоков денежных средств. Одна из задач управления потоками денежных средств заключается в выяв­лении взаимосвязи между этими потоками и прибылью, т.е. является ли по­лученная прибыль результатом эффективных потоков денежных средств или это результат каких-либо других факторов.

Существуют такие понятия, как «движение денежных средств» и «поток денежных средств».

Под движением денежных средств понимаются все валовые денежные поступления и платежи предприятия. Поток денежных средств связан с конкретным периодом времени и представляет собой разницу между всеми поступившими и выплаченными предприятиями денежными средствами за этот период. Движение денег является первоосновной, в результате чего возникают финансы, т.е. финансовые отношения, денежные фонды, денеж­ные потоки.

В мировой практике поток денежных средств обозначается понятием «кэш фло» (cash flow), хотя буквальный перевод (с англ.) этого термина - поток наличности. Денежный поток, в котором оттоки превышают притоки, называ­ется «негативный кэш фло» (negative cash flow), в обратном случае - это «позитивный кэш фло» (positive cash flow).

Применяется также понятие «дисконтированный, или приведенный денеж­ный поток - кэш фло» (discounted cash flow, или present value cash flow). Сло­во «дисконт» (discount) означает «скидка», следовательно, «дисконтирова­ние» означает «приведение будущих денежных потоков в сопоставимый вид с настоящим временем» 14.

Управление денежными потоками является одним из важнейших направ­лений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчёт времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежно­го потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п.

Взаимоотношения с бюджетом

Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансиро­вания - предоставления денежных средств юридическим и физическим ли­цам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах и характеризуется специфическими формами представления средств.

Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организа­ции рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предостав­ление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

На практике используются следующие разновидности предоставления бюджетных средств:

  1. Финансирование по системе «нетто-бюджет». Этот способ предоставле­ния денежных средств характеризуется тем, что бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных ут­вержденным бюджетом;

  2. Финансирование по системе «брутто-бюджет». Применяется для пред­приятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансиро­вании. В этом случае бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расшире­нием деятельности бюджетных учреждений.

Предприятию бюджетные средства могут быть предоставлены в следую­щих формах: средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых пред­приятием по государственным и муниципальным контрактам; бюджетного кредита: субвенций; субсидий; инвестиций в уставный капитал15.

Кредитные взаимоотношения

Оценка кредитоспособности предприятий основывается на фактических данных баланса, отчета о прибыли, кредитной заявке, информации об исто­рии клиента и его менеджерах. В качестве способов оценки кредитоспособ­ности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента16.