logo search
Бизнес планикование

План (отчёт) о доходах и расходах

Показатели

Месяц (квартал, год)

И т.д.

Всего за период

План

Факт

План

Факт

План

Факт

1. Выручка от продаж данного товара

 

 

 

 

 

 

2.Издержки, связанные с производством и реализацией товара по основным статьям:

 

 

 

 

 

 

- сырьё, материалы

 

 

 

 

 

 

- топливо, энергия

 

 

 

 

 

 

- амортизация

- зарплата произв. рабочих

- транспортные расходы

- хранение, зарплата работников сбыта и др.

 

 

 

 

 

 

3. Общепроизводственные издержки, в том числе по статьям

 

 

 

 

 

 

- расходы на управление (зарплата АУП, охрана, почтовые расходы, ремонт офиса и т.д. )

 

 

 

 

 

 

- общехозяйственные расходы (зарплата проч.персонала, ремонт сооружений, охра-на труда, НИОКР, подготовка кадров и др.)

 

 

 

 

 

 

- общехоз. непроизв. расходы (потери от простоев, перерасход эл.эн., судебн.издержки)

 

 

 

 

 

 

4. Прибыль до начисления процентов

 

 

 

 

 

 

5. Проценты по займам

 

 

 

 

 

 

6. Налоги и отчисления

 

 

 

 

 

 

7. Чистая прибыль

 

 

 

 

 

 

8. Прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты дивидендов)(для АО)

 

 

 

 

 

 

Просуммировав данные по всем товарам и услугам фирмы, можно оценить сум-марную прибыль фирмы за каждый период (месяц, квартал, год) и увидеть её дина-мику.

Итак, план (отчёт) о доходах и расходах, дает руководству фирмы информацию о результатах ее работы по разным направлениям, и позволяет оценить в целом, на-сколько эффективно работает фирма. Этот документ используется при обращении за ссудами и при заполнении налоговой декларации.

В некоторых методиках составления бизнес-плана рекомендуется вместо плана (отчёта) о доходах и расходах составлять план (отчет) о прибылях и убытках, ха-рактеризующий операционную деятельность предприятия. С его помощью опреде-ляется размер прибыли в определенный период времени. На наш взгляд это вполне допустимо, однако, в таком документе предоставляется меньше информации для экономического анализа.

3. План (отчёт) о движении денежных средств – третий документ финансового плана, разрабатывается финансовой службой фирмы. Он отражает процесс поступления и расходования денег в процессе деятельности фирмы и показывает руководству фирмы, сколько в его распоряжении имеется денег и какова потребность фирмы в них в каждый период (на конец периода).

В структуру плана (отчета) входят показатели, представленные в таблице 4.

Таблица 4

План-отчёт о движении денежных средств

Показатели

Месяц (квартал, год)

И т.д.

Всего за период

план

факт

План

Факт

План

Факт

1. Валовый доход фирмы (доход от продажи всех товаров и услуг)

 

 

 

 

 

 

2. Денежные издержки на производ-ство и реализацию товаров и услуг по статьям

 

 

 

 

 

 

3. Налоги

 

 

 

 

 

 

4. Единый социальный налог (отчи-сления в фонды соц.страхования, мед.страхования, пенсионный фонд)

 

 

 

 

 

 

5. Дивиденды

 

 

 

 

 

 

6. Инвестиции в имеющееся обору-дование

 

 

 

 

 

 

7. Инвестиции на приобретение но-вого оборудования

 

 

 

 

 

 

8. Закупка сырья, материалов, ком-плектующих

 

 

 

 

 

 

9. Процентные издержки

 

 

 

 

 

 

10. Затраты, связанные с повышени-ем качества товаров, разработкой новых товаров

 

 

 

 

 

 

11. Суммарные затраты денежных средств

 

 

 

 

 

 

12. Добавление к активной части баланса (1– 11 )

 

 

 

 

 

 

Следует обратить внимание, что оперативный (рабочий) план и отчёт (табл.2) и план (отчёт) о доходах и расходах (табл.3) составляются для каждого товара, производимого фирмой, а план-отчёт о движении денежных средств (табл. 4) – суммарно по всем товарам и услугам.

Показатели 6, 7, 8, 10 (см. табл. 4) – это плановые и фактические капиталовложения фирмы за определенный период. В случае значительных капиталовложений и недостаточно высокого дохода от продаж величина добавления и активной части баланса может быть отрицательной. В этом случае сумма денег на расчетном счете фирмы может уменьшиться очень существенно и для дальнейшего функционирования фирме потребуются заемные средства. Но это может быть оправдано тем, что эти капиталовложения приведут к значительному росту доходов от продаж в будущих периодах.

4.План – баланс (балансовый отчет) – четвертый документ финансового плана, показывающий финансовое положение фирмы на конец рассчитываемого периода. Составляется бухгалтерией. Из его анализа можно сделать вывод об устойчивости финансового положения фирмы в конкретный период. Основными требованиями к балансу является полное отражение всех активов и пассивов. Этому требованию примерно отвечает следующая структура баланса:

Таблица 5

БАЛАНС

АКТИВЫ

ПАССИВЫ

1.ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

3.КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

1.1 Нематериальные активы

3.1 Уставный капитал

1.2 Основные средства

3.2 Добавочный капитал

1.3 Незавершённое строительство

3.3 Резервный капитал

1.4 Долгосрочные финансовые вложения

3.4 Целевые финансовые поступления

1.5 Прочие внеоборотные активы

3.5 Нераспределённая прибыль прошлых лет

ИТОГО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

3.6 Непокрытый убыток прошлых лет

2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

3.7 Нераспределённая прибыль отчётного года (чистая прибыль)

2.1 Запасы

3.8 Непокрытый убыток отчётного года

2.2 НДС по приобретённым ценностям

ИТОГО КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

2.3 Дебиторская задолженность (> 12 месяцев)

4. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

2.4 Дебиторская задолженность (< 12 месяцев)

4.1 Займы и кредиты

2.5 Краткосрочные финансовые вложения

4.2 Прочие долгосрочные обязательства

2.6 Денежные средства

ИТОГО ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

2.7 Прочие оборотные активы

5. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

ИТОГО ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

5.1 Займы и кредиты

5.2 Кредиторская задолженность

5.3 Задолженностьучастникам по выплате доходов

5.4 Доходы будущих периодов

5.5 Резервы предстоящих расходов

5.6 Прочие краткосрочные обязательства

ИТОГО КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

ВСЕГО АКТИВОВ (Абсолютные активы)

ВСЕГО ПАССИВОВ(Абсолютные пассивы)

Таким образом, в балансе представлены все виды активов фирмы (собствен-ность) и все виды пассивов (её задолженности). Баланс необходим при получении кредита и при подаче налоговых деклараций.

На основе этих четырех документов проводится анализ финансового состояния предприятия (планово-предполагаемого и фактического), т.е. расчёт показателей эффективности и выбирается схема финансирования проекта (предполагаемых инвестиций).

Анализ финансового состояния предполагает расчет системы показателей эффективности, основными среди которых являются:

Прибыль до начисления процентов Уровень общей рентабельности = _______________________________ х100% (1)

Активы

Этот показатель характеризует прирост всего вложенного капитала (активов фирмы).

Уровень общей рентабельности – основной показатель рентабельности фирмы. Если требуется точнее изучить развитие фирмы исходя из ее рентабельности, то вычисляют еще 3 показателя:

Прибыль до начисления процентов

Рентабельность оборота = _______________________________ х100% (2)

Валовый доход фирмы

Валовый доход фирмы

Число оборотов капитала = _______________________________ (3)

Активы

Следовательно,

Уровень общей рентабельности = Рентабельность оборота х Число оборотов капитала (4)

Владельцам фирмы особенно интересно знать, как окупается собственный капитал.

Прибыль до вычета налогов

Уровень рентабельности = _______________________________ х100% (5)

собств. капитала Собственный капитал

Далее рассчитывается показатель бесприбыльного оборота, т.е. такой объём реализации, при котором величина прибыли до начисления процентов равна нулю. Этот показатель также показывает минимальный объём продаж товара (оборот), обеспечивающий безубыточность.

Постоянные издержки

Бесприбыльный оборот = ________________________________________ (6)

Цена реализации – Удельные переменные

единицы продукции издержки

Удельные переменные издержки рассчитываются делением переменных издержек на объём реализации данного товара.

Рассчитанный показатель сравнивается с величиной спроса на продукцию фирмы. Если он больше величины спроса, то производство не будет самоокупаемым.

После этого финансовый анализ предполагает расчет так называемых относительных финансовых коэффициентов. Их 3 группы.

I группа – коэффициенты ликвидности оборотных средств. Эти показатели ограничивают затоваривание фирмы готовой продукцией.

Оборотные активы

К1 = ________________________________ (7)

Краткосрочные обязательства

К1 характеризует ликвидность оборотных средств. Для успешно работающих фирм К1 должен быть > 1,8 (для малых фирм >1,8)

Оборотные активы – Запасы – НДС по приобр. ценн. – Дибит. задолж.> 12 мес.

К2 = _____________________________________________________________ (8)

Краткосрочные обязательства

К2 характеризуют быстроту ликвидности оборотных средств.

К2 должен быть > 1 (для малых фирм > 0,9).

II группа – коэффициенты деловой активности:

Валовой доход фирмы (Выручка от реализации)

К3 = _____________________________________________ (9)

Активы (Средние за отчётный период)

К3 характеризует оборачиваемость активов.

К3 должен быть > 2,0 (для малых фирм > 5-7).

Себестоимость (издержки) реализованной продукции

К4 = ______________________________________________ (10)

Запасы (Средние за отчётный период)

К4 характеризует оборачиваемость запасов.

К4 должен быть > 1,6 (для малых фирм > 7,0).

III группа – коэффициенты прибыльности:

Прибыль до вычета налогов

К5 = __________________________________________ х100% (11)

Валовый доход фирмы (Выручка от реализации)

К5 должен быть > 8,2% (для малых фирм > 6,7%).

Прибыль до вычета налогов

К6 = _______________________________ х100% (12)

Активы

К6 должен быть > 14,7% (для малых фирм 15%).

Если все коэффициенты у фирмы выше рекомендованного уровня – она работает эффективно. Если какой-то коэффициент несколько ниже рекомендованного уровня – он должен быть под постоянным контролем. Если ниже рекомендованных К5 и К6 – нужно проверить продуктивность всех статей активов, а также эффективность маркетинговых мероприятий. Если существенно ниже рекомендованных большинство коэффициентов – необходим серьёзный анализ финансовой деятельности фирмы.

При анализе финансового состояния фирмы интересен показатель вероятности банкротства – Z, отражающий финансовую устойчивость фирмы.

Z = 1,2 Оборотн. активы – краткосрочн. обязательства + 1,4 Чистая прибыль + Прибыль до налогов

Активы Активы Активы

+1,6 Рыночная стоимость акций + 1,0 Валовый доход (Выручка от реализации) (13)

Заёмные средства Активы

Если Z до 1,8 – вероятность банкротства очень высока; от 1,81 до 2,76 – высока;

от 2,77 до 3,0 – возможна; выше 3 – низка.

Важное значение для кредиторов и инвесторов имеют показатели финансовой устойчивости фирмы:

- коэффициент автономии, определяющий долю собственного капитала в сумме всего вложенного капитала

Собственный капитал

К авт = _______________________________ (14)

Пассивы

- коэффициент манёвренности, определяющий мобильность средств фирмы

Собственные оборотные средства

К ман = _______________________________ (15)

Собственный капитал

- коэффициент задолженности

Общая задолженность

К задолж = _________________________ (16)

Собственный капитал

Рекомендуется, чтобы К задолж < 1.

Заключительной частью финансового плана является разработка стратегии финансирования. В некоторых методиках рекомендуется составлять специальный раздел бизнес-плана «Стратегия финансирования»

Поскольку необходимое количество средств для реализации проекта к этому времени уже должно быть известно, то остается ответить на два вопроса:

1. Где эти средства могут быть получены, и в какой форме?

2. Когда эти средства могут быть возвращены (срок окупаемости) и получит ли фирма доход? Какова величина этого дохода?

При решении первого вопроса обычно выбирается одна из трёх схем финансирования проекта (инвестиций):

- Получение финансовых ресурсов путем выпуска (эмиссии) обыкновенных и привилегированных акций. Это наиболее распространенная форма финансирования проектов создания новых фирм или реализации принципиальных технических новшеств. Однако у эмиссионера акций должен быть надёжный гарант.

- Долговое финансирование (долгосрочное кредитование в коммерческих банках, кредиты в государственных структурах, ипотечные ссуды, частное размещение долговых обязательств). Эта форма предпочтительна для успешно действующих фирм при расширении производства. Риск кредитов здесь не очень велик (если есть материальное обеспечение).

- Лизинговое финансирование (долгосрочная аренда средств производства у какой-либо финансовой компании).

Наличие этих трёх схем не отрицает возможности смешанного финансирования. Часть необходимых средств берётся в кредит, часть – через выпуск акций, а какие-то средства производства – в лизинг. Кроме того, следует учитывать, что особенно-стью развития бизнеса в современной России является преимущественное исполь-зование собственных средств при финансировании проектов.

При решении второго вопроса производится расчёт срока окупаемости инвес-тиций. Известно, чем дольше срок окупаемости инвестиций, тем выше риск (про-исходят изменения политики государства, налогов, рыночной конъюнктуры, сто-имости сырья, и т.д.). Поэтому в современной России преимущества отдаются проектам, обеспечивающим наиболее быструю окупаемость вложенных средств.

Срок окупаемости определяется по формуле:

Инвестиции

Срок окупаемости = _______________________ (17)

Чистая прибыль фирмы

Однако в этой формуле не учтено, что в реальности доход фирмы существенно изменяются по годам и в четвёртом году может быть в 2-3 раза больше, чем в пер-вом. Это нужно учитывать, т.е. просчитать ожидаемую прибыль по годам реализа-цию проекта.

Кроме того, должно быть учтено изменение ценности денег во времени, по-скольку каждый рубль, вложенный в дело, завтра будет равен рублю плюс доход, который он принёс. Поэтому, чем выше норма доходности денег (банковский про-цент), тем сегодняшний рубль дороже завтрашнего.

Для учета разной ценности денег будущие доходы необходимо умножать на коэффициенты дисконтирования.

1

К дисконтирования = _______________________ (18)

для t года t

(1+К) ,

где t – номер года с момента начала инвестиций; К – темп изменения ценности денег (обычно берется на уровне ожидаемой ставки по банковским кредитам или субъективной оценке инвестора). Для проектов промышленных предприятий величина ставки дисконтирования определяется типом инвестиций и находится в диапазоне от 0 до 25%.

Коэффициенты дисконтирования по годам рассчитаны и опубликованы (например, в учебнике А.А.Прохоренко «Экономика предприятия»).

Таким образом, можно определить дисконтированные доходы (прибыль) по годам и их сумму за несколько лет (например, за пять) сравнить с первоначаль-ными инвестициями. Это и будет реальный срок окупаемости, который инвестор и будет сравнивать с приемлемым для себя сроком окупаемости.