logo search
Основы бизнеса_УП_2008

Субъекты бизнеса

Понятие «субъект» означает «совершающий действие». Т. е. в бизнесе это лицо, принимающее активное участие в деловых отношениях. Оно является носителем прав и ответственности. В современном бизнесе все его субъекты связаны системой обмена благами. Связующими звеньями этой системы выступают различного рода рынки, взаимосвязь которых с субъектами бизнеса изображена на Рис. 4 .9.

Рис. 4.9. Взаимосвязь субъектов бизнеса.

Как видно из приведенной схемы, современная система бизнеса объединяет следующих субъектов.

Предприниматели, которые ведут различного рода деятельность с целью удовлетворения эгоистических и общественных интересов. Это непосредственные организаторы деловых отношений, они составляют фундамент бизнеса.

Наемные работники, непосредственно создающие блага, процесс производства которых организован предпринимателем. Наемные работники осуществляют свою деятельность на возмездной основе, получая от бизнесмена заработную плату. Кроме того, к данной категории можно отнести и безработных, но ведущих активный поиск работы, поскольку они являются участниками рынка труда.

Государственные структуры являются регуляторами деловых отношений. Они воздействуют на всех участников бизнеса при помощи различных экономических механизмов.

Потребители фактически объединяют все предыдущие группы, поскольку и предприниматель, и наемный работник, и государственный служащий, являясь участником предпринимательской (как организатор либо наемный сотрудник) или государственной структуры, создает спрос на потребительском рынке для удовлетворения своих личных потребностей. Т. е. выступает как индивидуальный потребитель.

Кроме того, существуют пассивные субъекты бизнеса, которые, образуя спрос на различные блага, не создают предложения ни на одном рынке. Эта группа образована экономически пассивными слоями населения: пенсионерами, безработными, детьми и др. Они, как правило, находятся на содержании других лиц либо организаций, активно участвующих в деловых отношениях.

Рассмотрим несколько подробнее характер взаимодействия перечисленных субъектов на различных рынках.

Как видно из выше приведенной схемы, с наибольшим числом субъектов связан финансовый рынок. Это обусловлено тем, что в последние годы широкое распространение получили кредитная система, безналичный расчет, ценные бумаги и т. д. Практически каждый субъект бизнеса одновременно создает спрос и предложение на данном рынке. Финансовый рынок – это очень широкое понятие, включающее валютные рынки, рынки золота, капитала, денежных средств. Все эти рынки объединены тем, что их задача состоит в одном – организация торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Структура финансового рынка представлена на Рис. 4 .10. Рассмотрим в общих чертах каждую его сферу.

Рис. 4.10. Структура финансового рынка.

На валютном рынке производятся сделки купли-продажи товаров, имеющих валютную ценность. К таким товарам относятся иностранная валюта (банкноты, казначейские билеты, монеты) и средства на счетах в денежных единицах иностранных государств, ценные бумаги и другие фондовые ценности, а также долговые обязательства в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Особенностью данного рынка является то, что его субъекты действуют не только исходя из экономической целесообразности, но и в условиях определенных организационных, экономических и правовых ограничений. Например, организация-экспортер по получении выручки в иностранной валюте обязана продать ее часть Банку России.

Объектом купли-продажи на рынке золота выступает золото. Но в отличие от валютного рынка, здесь золото приобретается с целью накопления и пополнения золотого запаса страны, для организации бизнеса и промышленного потребления.

Рынок капитала объединяет в себе рынок кредитов и рынок ценных бумаг. В целом, на данном рынке обращаются долгосрочные финансовые инструменты. В мировой практике долгосрочными считаются финансовые инструменты, сроком обращения свыше года, в России – свыше полугода. Сделки на данном рынке нацелены на процесс сбережения и инвестирования. Рынок кредитов представляет собой систему экономических отношений, связанных с куплей-продажей долговых обязательств и долговых ценных бумаг долгосрочного характера. На рынке ценных бумаг обращаются долевые ценные бумаги и их заменители (купоны, сертификаты и др.). Долевые ценные бумаги предоставляют их владельцу право на участие в уставном капитале компании-эмитента, право на распределение прибыли, а также на участие в управлении.

В отличие от рынка капитала, рынок денег нацелен на обеспечение ликвидными ресурсами государственных организаций и сферы бизнеса. Причем, объектами денежного рынка являются финансовые инструменты краткосрочного типа (казначейские векселя, банковские акцепты, депозитные сертификаты банков). Следует отметить, что на данном рынке наличные и безналичные денежные средства сами являются товаром, а не обслуживают товарный оборот. К примеру, получение краткосрочного банковского кредита является покупкой денежных средств, как товара. Ценой выступает ссудный процент.

В описанной здесь структуре не представлены такие рынки, как рынок страховых услуг и ипотечные рынки, т. к. это особые рынки со своими финансовыми инструментами и институтами (сберегательные учреждения, действующие на договорной основе). На рынке страховых услуг реализуются страховые полисы, предоставляющие владельцу право на получение оговоренной суммы денежных средств при наступлении страхового случая. Страхование позволяет перераспределить ущерб, нанесенный в результате страхового случая одному субъекту, между всеми клиентами страховой компании.

Рынок ипотеки является особой частью рынка капитала, поскольку на нем реализуются долгосрочные кредиты. Ипотечное кредитование подразумевает частичное финансирование приобретения недвижимого имущества под его залог. Другими словами, клиент ипотечной компании использует полученные средства для покупки недвижимости. Если он оказывается неспособен выполнить долговые обязательства в срок, то право собственности на приобретенное имущество переходят к кредитору.

Основное предложение на финансовом рынке создают предприниматели. Они выпускают ценные бумаги, предоставляют кредиты, осуществляют куплю – продажу валюты и золота, а также многие другие операции. Кроме того, предприниматели предъявляют основной спрос на данном рынке. Организации являются основными потребителями кредитов, активно ведут операции с ценными бумагами и валютой, привлекают инвестиции и т. д. Государство принимает непосредственное участие в формировании данного рынка: осуществляет выпуск государственных ценных бумаг, предоставляет кредиты, продает иностранную валюту, кроме того, оно является монопольным эмитентом национальных денежных знаков. Таким образом, формируется предложение на финансовых рынках со стороны государственных структур. Спрос данного субъекта на финансовых рынках представлен участием в капитале частных компаний, покупкой валюты, золота и др. Потребители также приобретают финансовые ресурсы (различные виды кредитов, ценные бумаги, драгоценные металлы и т. д.) и одновременно предлагают их на рынке. Наемные работники принимают в формировании финансовых рынков такое же участие, как и потребители.

Особыми участниками финансового рынка выступают пассивные субъекты бизнеса. Как правило, они создают спрос на рынке страховых услуг. К примеру, пенсионеры, получающие пенсионное обеспечение. Предложение со стороны данной категории населения не создается.

Финансовые рынки играют важнейшую роль в развитии национальной экономики. Коммерческие организации получают значительную долю инвестиций именно на данных рынках. Кроме того, население через финансовые рынки получает средства для удовлетворения некоторых своих нужд, требующих значительных затрат. Государство осуществляет регулирование экономических процессов внутри страны при помощи именно финансовых инструментов. Исходя из этого, можно сказать, что без нормального функционирования финансового рынка бизнес существовать не может. Действительно, рынок финансовых инструментов возник одновременно с предпринимательской деятельностью.

Если финансовый рынок обеспечивает организации финансовыми ресурсами, то материальные ресурсы, необходимые для осуществления своей деятельности, предприниматели получают на рынке инвестиционных благ. Как уже говорилось, инвестиционными являются блага, предназначенные для производства других благ. Соответственно, на данном рынке производится купля-продажа средств и предметов труда. Общая схема рынка инвестиционных благ представлена на Рис. 4 .11.

Рис. 4.11. Структура рынка инвестиционных благ.

На рынке предметов труда осуществляются сделки с объектами, которые непосредственно участвуют в производственном процессе, меняют свою физическую форму при прохождении через производственный цикл и полностью переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции после его завершения. Примерами здесь выступают сырье, материалы, комплектующие изделия и другие вещи, из которых создаются готовые товары.

Рынок средств производства объединяет деловые отношения, связанные с продажей и приобретением объектов, косвенно участвующих в процессе производства, не меняющих физическую форму при прохождении через производственный цикл и переносящих свою стоимость на себестоимость готовых изделий по частям в виде амортизационных отчислений. Как видно из определения, это противоположная предметам труда категория. Средствами производства выступают оборудование, инструменты, а также здания, сооружения, земельные участки и т. д. С их помощью, непосредственной или косвенной, предметы труда перерабатываются в готовую продукцию.

Достаточно быстро развивающейся сферой в настоящее время является рынок производственных услуг. Их нельзя четко отнести к категории средств или предметов труда, но они играют не последнюю роль в создании материальных и нематериальных благ. К производственным услугам можно отнести все виды услуг, которыми пользуются организации: аудиторские, оценочные, консалтинговые, услуги подрядчиков и т. д. Их особенность в том, что они не имеют материальной формы и существуют только в момент оказания. Следует отметить, что в сферу рынка производственных услуг не входят финансовые услуги. Они являются объектами, реализуемыми на финансовых рынках, описанных выше.

Самый главный вклад в формирование рынка инвестиционных благ вносят предприниматели. Именно они создают всю массу представленных на данном рынке товаров. Они же являются основными их потребителями. Как правило, одна группа предприятий создает инвестиционные блага, а другая ими пользуется. Государство также является потребителем товаров, предлагаемых на данном рынке. Государственные структуры, выполняя свои функции, используют здания, сооружения, различного рода оборудование и расходные материалы, а также пользуются услугами предпринимателей. Формируя спрос на данную категорию благ, государственные учреждения сами их не производят. Другими словами, государство не создает предложение на рынке инвестиционных благ.

Рынок инвестиционных благ предлагает участникам деловых отношений объекты и услуги, при помощи которых непосредственно реализуется производственный процесс. Финансовые ресурсы, которые поставляют финансовые рынки, используются, в основном, именно для приобретения инвестиционных благ.

Готовая продукция, произведенная с помощью инвестиционных благ, реализуется на рынке потребительских благ. Товары, предлагаемые на данном рынке, представляют собой объекты конечного пользования. Эти объекты служат для удовлетворения конкретных потребностей людей. Блага, которые продаются и покупаются на этом рынке, можно разделить на две группы: потребительские товары и потребительские услуги. Таким образом, формируется структура, представленная на Рис. 4 .12.

Рис. 4.12. Структура рынка потребительских благ.

Рынок потребительских товаров обеспечивает население материальными объектами, без которых не возможна нормальная жизнедеятельность каждого человека в отдельности и общества в целом. Прежде всего, это продукты питания, одежда, жилье и прочие вещи, используемые людьми в повседневной жизни.

Рынок потребительских услуг имеет общие черты с рынком производственных услуг. Тем не менее, есть и существенные отличия, в частности, потребительские услуги используются только физическими лицами с целью обеспечения наиболее комфортного личного существования, а не для создания других благ. Например, человек пользуется транспортными услугами для поездки на курорт с целью отдыха. В результате никаких благ не создается, а выгодой от оказания данной услуги человек пользуется лично. С другой стороны, этот же субъект отправляется в командировочную поездку по поручению компании, в которой он работает. Результаты данной поездки будут использованы организацией в процессе осуществления своей деятельности, т. е. при создании благ. В первом случае мы имеем дело с потребительской услугой, во втором – с производственной. Это объекты разных рынков, хотя содержание услуги остается неизменным.

Предложение на данном рынке создают предприниматели. Они производят товары и услуги и реализуют их через данный рынок. Спрос формируется потребителями и пассивными субъектами бизнеса. Это является характерной особенностью данного рынка: каждый его субъект создает либо спрос, либо предложение.

Рынок потребительских товаров выступает связующим звеном между потребителями и предпринимателями. Для последних это конечная точка реализации благ. Вся цепь по их производству служит созданию достаточного предложения именно на этом рынке. Остальные рынки выполняют, в основном, обслуживающую роль. Другими словами, они обеспечивают оптимальные условия производства потребительских благ, продаваемых на данном рынке. В то же время, для населения рынок потребительских благ является единственным источником необходимых для жизни ресурсов. Таким образом, вся экономическая система государства функционирует для создания наилучших условий работы рынка потребительских благ.

Специфический характер имеет рынок общественных товаров. На нем реализуются блага, производимые государственными учреждениями для населения, и обеспечивающие его безопасность, поддерживающие уровень культуры, образования, науки и т. д. В отличие от коммерческой продукции, общественные товары предоставляются потребителю на безвозмездной основе, а финансирование их производства осуществляется за счет налоговых поступлений и других доходных статей государственного бюджета. Другими словами, все потребители общественных товаров оплачивают пользование ими заранее и без учета того, какими конкретно товарами и в каком объеме они будут пользоваться. Общая структура рынка общественных товаров представлена на Рис. 4 .13.

Рис. 4.13. Структура рынка общественных товаров.

В первую очередь, задачей любого государства является обеспечение безопасности своего населения. Это подразумевает создание силовых государственных структур, контроль экологической обстановки, подготовка соответствующей законодательной базы, гарантирующей неприкосновенность граждан. В эту же сферу входит поддержка боеспособности вооруженных сил страны, защита от внешних врагов.

Под инфраструктурой как группой общественных товаров понимается система сооружений, построек, искусственных ландшафтов и других объектов, обеспечивающих комфорт для жизни общества. Примерами здесь являются дороги, эстакады, мосты, парковые комплексы, освещение улиц и др.

Социальные услуги оказываются государством для поддержания надлежащего уровня культуры и образования, здоровья, технического развития. Для этого населению предоставляются возможности получения бесплатного образования, медицинского страхования; создаются и финансируются культурные объекты, стимулируются различные отрасли науки.

Управление как функция государства занимает самое важное место в его деятельности. Уровень жизни, экономическая стабильность в первую очередь зависят именно от тех программ, которые разрабатываются и реализуются действующим правительством. Его действия могут рассматриваться как управленческие услуги, предоставляемые населению. Т. е. государство регулирует все сферы бизнеса, международные отношения, стабилизирует социальную обстановку.

Предложение на рынке общественных товаров формируется только государством, а спрос предъявляют все остальные субъекты бизнеса: потребители, наемные работники, предприниматели и пассивные субъекты бизнеса. Все они пользуются данными услугами в равной мере. Государственные учреждения также используют общественные товары, но это нельзя назвать спросом, поскольку они ни в коей мере не финансируют их производство, в отличие от остальных субъектов.

Рынок общественных товаров очень важен для поддержания нормального функционирования системы бизнеса и существования общества. Без существования данных товаров было бы невозможным достижение современного уровня развития страны, создание прочных взаимосвязей между регионами и другими государствами. Кроме того, установился бы анархический строй с весьма низким социальным и экономическим потенциалом. Таким образом, рынок общественных товаров, как и предыдущие рынки, играет важнейшую роль в функционировании системы национального бизнеса.

Следующее звено экономической системы – это рынок труда. На нем совершаются сделки между наемными работниками и работодателями. Первые предлагают предпринимателям свою способность к труду, т. е. выполнению определенных операций на рабочем месте. В свою очередь, работодатель оплачивает деятельность своих сотрудников путем выплат им заработной платы. Состав рынка труда схематично изображен на Рис. 4 .14.

Рис. 4.14. Структура рынка труда.

Лица, занятые в производстве, уже реализуют свои способности к труду, выполняя конкретные функции для своих работодателей. Однако эта категория населения оставляет за собой мобильность, т. е. любой уже задействованный в производстве сотрудник способен сменить нанимателя или выполнять работу на нескольких местах, в зависимости от условий. Таким образом, эти лица являются полноправными участниками рынка труда.

Лица, ведущие поиск работы, образуют основное предложение на рынке труда. Они не принимают участия в процессе производства в силу определенных обстоятельств: поиск оптимальных условий работы, недавнее окончание учебного заведения, увольнение с прежнего места работы и т. д.

Категория посредников на рынке труда достаточно противоречива. Это специализированные компании (рекрутинговые агентства), осуществляющие поиск работы или специалистов по заявкам своих клиентов. С одной стороны, их можно отнести к участникам рынка труда, но с другой стороны, они оказывают услуги производственного характера предпринимателям, ведущим поиск специалистов, или потребительского – гражданам, ведущим поиск работы. Это части соответственно рынка инвестиционных и потребительских благ.

Основное предложение на рынке труда формируется такой категорией субъектов бизнеса, как наемные работники. Основной спрос предъявляют предприниматели. Тем не менее, определенный вклад в формирование данного рынка вносит и государство. Поскольку государственным структурам требуются специалисты для своего функционирования, то эти структуры осуществляют найм сотрудников на рынке труда. Т. е. формируют часть спроса наряду с предпринимателями.

Рынок труда относится к классу рынков факторов производства (вместе с рынком инвестиционных благ и финансовым рынком). Таким образом, предлагаемый на нем ресурс – труд – выступает одним из трех составляющих (труд, земля, капитал), необходимых для хода производственного процесса. Только благодаря наемному труду становится возможным организация массового производства и его развитие.

Все вышеописанные рынки имеют не только локальный (национальный), но и международный характер. Процесс глобализации, особенно актуальный в последние годы, поспособствовал развитию коммерческих связей между разными странами. Кроме импорта и экспорта материальных товаров возникли международные рынки услуг, финансовых инструментов, труда и т. д. Благодаря возникновению и развитию таких отношений экономические системы разных стран могут получать необходимые материальные блага, валютные ценности, инвестиции и новейшие технологии. Таким образом, международные рынки способствуют стабилизации отношений между странами, экономическому, социальному и техническому прогрессу в мире.

Подводя итог, можно сказать, что субъекты бизнеса являются организаторами деловых отношений. Они формируют рынки, которые представляют собой системы взаимного обмена различными благами, создают спрос и предложение на них. Как видно из схемы, изображенной на рисунке 2.1 основу экономической системы составляют предприниматели: они связаны со всеми рынками и обеспечивают предложение на большинстве из них. Таким образом, стабильность и развитие национальной экономики во многом зависит от бизнеса.