Глава 11. Денежно – кредитная система, государственный бюджет.
Кредит означает доверие. Его можно понимать и как обращение капитала в чужом предприятии. Кредитная сдел-ка – это купля-продажа с отсроченным платежом. Кредит – форма существования(движения) ссудного фонда, своеоб-разная форма реализации собственности на ссудный фонд.
Ссудный фонд –часть централизованного денежного фонда, связанная с двумя процессами: с формированием и использованием на условиях возвратности временно свободных денежных средств.
Между кредитором и должником по поводу движения ссудного фонда складываются кредитные отношения.
Кредит выполняет важные функции в обеспечении микро- и макроэкономического равновесия. С помощью креди-та осуществляется перераспределение капитала между различными отраслями и предприятиями в соответствии с ме-няющейся конъюктурой рынка и необходимостью оптимизации производства. Основные принципы кредитования – срочность и возвратность. Классическими формами кредита являются коммерческий и банковский
Коммерческий кредит используется при продаже товара с отсрочкой платежа.Его объект – средства в товарной форме. Цель – ускорение реализации товаров и услуг. Документ – вексель.
Вексель – особый вид письменного долгового обязательства, дающий его владельцу право требовать по истечении определенного срока уплаты обозначенной в нем суммы.
Простой вексель – это обязательство лица, выдавшего его, уплатить определенную сумму держателю векселя в указанный срок. Переводной вексель представляет собой письменный приказ векселедержателя (трассанта) платель-щику (трассату) об уплате обозначенной в векселе суммы денег третьему лицу (акцептанту), принимающему на себя обязательство платежа или гарантирующему оплату по векселю.
Банковский кредит предоставляется банками в форме денежных ссуд предпринимателям и другим заемщикам.
Краткосрочные банковские кредиты – сроком до года, а долгосрочные – больше года.
Банковский кредит не ограничен суммами кредитных сделок, их сроками и направленностью.
Государственный кредит оформляется в государственных займах, целевых беспроцентных займах, казначейских обязательствах.
Потребительский кредит предоставляется на бытовые цели. Международный кредит обслуживает межгосу-дарственные связи.
Лизинг-кредит – это безденежная форма кредита, форма аренды с передачей в пользование материальных средств с последующей постепенной выплатой их стоимости. Лизинговые сделки заключаются на срок от 1 года до 10-15 лет.
В рыночном механизме России широко используется рейтинг – краткосрочный прокат оборудования на срок до года.
Факторинг –это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности.
Фарфейтинг – это долгосрочный факторинг ( срок 1-5 лет).
Кредитный механизм – это экономический механизм реализации собственности на ссудный фонд, выступающий в той или иной организационной форме кредитных отношений, адекватных данному уровню развития производитель-ных сил.
Особенности российского кредитного механизма по сравнеию с кредитными механизмами цивилизованных стран:
Российское кредитное хозяйство только формируется. В нем отсутствуют или недостаточно развиты множество элементов, типичных для развитых хозяйств.
Различия в материально-технических базах кредитных систем. (Российская кредитная система находится на ста-дии простой кооперации труда).
Отсутствие нормативной базы государственного регулирования кредитной сферы.
Отсутствие «гласности» в кредитной сфере ( формируется кредитный механизм всемирного хозяйства).
На основе кредита, кредитных отношений, кредитного механизма возникает кредитная система – банки. Банк –это
экономический институт, занимающийся привлечением и размещением денежных ресурсов. С помощью пассивных операций банк мобилизует ресурсы, а с помощью активных осуществляет их размещение.
Ресурсы банка формируются за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств. Собственные – акцио-нерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Привлеченные ( основная часть ресурсов) – вклады (депозиты), а также контокоррентные и корреспондентские счета.
Реформа 1988 г. создала «большую пятерку» банков, которые формировались по отраслевому принципу. В 1989 г. начался второй этап перестройки банковского дела. Была создана двухуровневая банковская система. Первый уровень связан с организацией денежного обращения и кредита, стабилизацией денежной еденицы, экономическим контролем за деятельностью коммерческих банков (функции Центрального банка). Второй уровень – это коммерческие банки, которые выполняют непосредственно кредитные и расчетные операции, обслуживание клиентов.
Важные функции в рыночной экономике выполняют различные небанковские финансово-кредитные учреждения с информационными системами, которые работают на базе финансово-кредитных телекоммуникаций (лизинговые, трастовые, инвестиционные, выпускающие акции, факторинговые, фарфейтинговые, страховые, клиринговые палаты, пенсионные фонды и др).
Если в банковскую систему извне попадает некоторая сумма денег, то в конечном итоге предложение денег уве-личится до суммы, равной первоначально вложенной и умноженной на банковский мультипликатор. Банковский мультипликатор способствует увеличению количества денег в обращении, что порождает инфляционные ожидания.
В самом общем смысле процесс мультипликации кредита можно выразить так:
E = A – R , m = 1 / R , Д = Е х m ,
Где Е –избыточные ресурсы, А – фактические резервы, R – обязательные резервы, m – мультипликатор, Д –мини-мальное увеличение денег на текущих счетах.
Различные научные школы по-разному определяют количество денег в обращении. И.Фишер (представитель ко-личественной теории денег) предлагает такое уравнение:
М х V = Р х Т ,
где М – количество денег в обращении; V – скорость их обращения; Р – средневзвешенный уровень цен;
Т – количество товаров и услуг.
Предполагается, что V и Т постоянны, поскольку определяются долговременными факторами.
Другой вариант количественной доктрины (кембриджской) можно представить так ( формула А.Лигу):
М = К х Р х Т ,
где М – количество денег; К – доля годовых доходов, которую желают иметь в денежной форме;
Р – уровень цен; Т – физический объем производства.
Неоклассическая школа спроса на деньги может быть выражена системой из трех уравнений.
Во-первых, это уравнение, описывающее спрос на номинальные денежные остатки:
МB = К х Р х У
Во-вторых, это уравнение, характеризующее функцию предложения денег:
МS = М-S
В-третьих, это уравнение, вскрывающее условия равновесия на рынке:
МS = МD
Т.е. планируемый спрос на деньги должен быть равен их планируемому предложению для поддержания состояния равновесия.
Дж.М.Кейнс предложил доктрину «предпочтения ликвидности». Потребность в денежных средствах возникает в связи:
с необходимостью осуществления текущих сделок (трансакционный мотив)
с неопределенностью будущих изменений нормы % (спекулятивный мотив)
с риском потерь (мотив предосторожности)
Современные монетаристы используют «денежное правило» М.Фридмана : необходимо поддерживать устойчи-
вый долговременный темп роста денежной массы.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюд-жетная система – двухярусная (государственный и местные бюджеты)., а с федеративным ( США, ФРГ) – имеется промежуточное звено (бюджеты штатов).
Государственный бюджет –это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны, это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета еже-годно обсуждается и принимается парламентом страны (штата, муниципальным собранием). По завершении финансо-вого года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по доходам и рас-ходам.Государственный бюджет – это не только бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных властей.
Внебюджетные фонды – денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госу-дарственный бюджет ( Пенсионный фонд РФ), создающиеся за счет специальных (целевых) налогов, займов, субси-дий из бюджета.Внебюджетные фонды расширяют возможность вмешательства правительства в экономику, минуя бюджет (парламентский контроль).
В бюджете отражается структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направление и цели бюд-жетных ассигнований; первое место в расходах занимают социальные статьи ( 40-50%) ( пособия, образование, здравоохранение), ведь главная цель всей государственной экономической политики – стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям.
В затратах на хозяйственные нужды (10-20%) обычно выделяются бюджетные субсидии аграрному сектору, которые имеют также социальную, политическую направленность.
Значительное место занимают расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики (10-20%), а также административно-управленческие расходы (5-10%).
Коньюктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (до 7-8%).
Расходы на кредитования экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала стимулируют экспорт, улучшают в долгосрочном плане платежный баланс, укрепляют национальную валюту, обеспечивают постав-ки необходимых товаров из-за рубежа (внешнеэкономический аспект ).
Действенность государственного регулирования с помощью бюджетных расходов зависит:
от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП);
от структуры этих расходов;
от эффективности использования каждой еденицы расходуемых средств.
Доходы: налоги (75-85%); неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственно- го сектора в экономике, государственной торговли (5-8%); взносы в государственные фонды социального страхо-вания, пенсионный, страхования от безработицы (10-12%).
Идеальное исполнение государственного бюджета – превышение доходов над расходами.
Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается госу- дарственными займами –внутренними и внешними(продажа государственных ценных бумаг, займы у внебюджет-ных фондов, получение кредита у банков). Последствия покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег – инфляция, подрыв стимулов для долгосрочных инвестиций, обесценивание сбережений и т.д.
Государственные займы также негативно влияют на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг (нарушается рыночная мотивация деятельности частных финансовых институтов). Во-вторых, государственные займы, моби-лизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фир-мами. Увеличение спроса на кредиты на рынке ссудных капиталов способствует удорожанию кредита, росту учетной ставки.
ВВП и ВНП.
Феликс:
ВП существует в двух формах:
а) Валовой Национальный Продукт (ВНП) -- конечный продукт, созданный национальными фирмами на территории страны, + продукт, созданный национальными фирмами зарубежом;
б) Валовой Внутренний Продукт (ВВП) -- продукт, созданный внутри страны нац фирмами, + продукт, созданный внутри страны иностранными фирмами.
$ВНП - ВВП = ЧФД (Чистый Факторный Доход)
ЧФД -- продукция, созданная нац фирмами зарубежом, минус продукция, созданная иностранными фирмами на территории страны (доход нац фирм, созданный зарубежом, минус доход иностранных фирм, созданный внутри страны).
ЧФД примерно = 0.5%, может принимать положительные и отрицательные значения.
4 метода расчёта валового продукта.
а) Производственный метод:
расчёт валового продукта по потоку товара, по конечной продукции, или по расходам.
Расчёт осуществляется след образом:
$ВНП = Личное потребление + Частные Инвестиции + гос расходы + Чистый Экспорт
$Личное потребление = Текущее потребление + потребление товаров длительного пользования + потребление услуг;
$Частные инвестиции = Амортизация (на восстановление используемых машин и оборудования) + чистые частные инвестиции (на собственно расширение пр-ва).
Гос расходы -- окончательное потребление гос-вом (предметы потребления гос служащих);
Чистый Экспорт = Экспорт - Импорт.
б) Распределительный метод:
Расчитывается по потоку доходов (по добавленной стоимости).
Компоненты:
$ Расходы и платежи, несвязанные с получением доходов = амортизационные затраты + косвенные налоги на бизнесс (акцизы,налог с продаж и проч);
$ Доходы от труда = зарплата + начисление на социальное страхование (соц налог, выплачиваемый предприятиями пропорционально Зарплате)
$ Рента;
$ Процент;
$ Прибыль = налог на прибыль корпорации (то, что вычитается из прибыли и идёт гос-ву) + девиденды (выплачиваются собственникам) + нераспределённая прибыль;
$ Доходы от индивидуальной с-ти и индивидуальной д-ти (фермера, крестьянина).
в) Отраслевой:
На каждом предприятии в каждой отрасли определяется созданный Валовой Продукт, потом показатели по отраслям складываются.
г) Метод конечного использования:
учитывается то, что купили и использовали потребители.
Результаты по всем 4 показателям должны быть одинаковыми.
3. Чистый продукт (ЧП):
а) Чистый национальный продукт -- от ВНП;
б) Чистый внутренний продукт -- от ВВП.
$ ЧП = Валовой продукт - Амортизация
4. Национальный доход -- сумма доходов, к-ые благодаря ВНП предназначены собственникам ресурсов;
$НД=Чистый доход - косвенные налоги на бизнес (акцизы, налоги на добавленную стоимость)...
Характеристики расчитываемого Валового продукта:
1. Номинальный валовой продукт -- в текущих ценах.
Но этот продукт может увеличиваться за счёт:
а) Реального увеличения продукта -- новые машины, приборы, молоко, кабанчики;
б Увеличения цен.
2. Реальный ВНП -- ведётся в неизменных ценах; исчисляется показатель, называемый Дифлятор валового продукта:
% дифлятор = Номинальный ВНП : Реальный ВНП.
3. Фактический ВП (номинальный или реальный) -- тот, к-ый складывается в реальной действительности, и потенциальный ВП -- продукт, создаваемый в условиях полного использования всех ресурсов, к-ый можт дать существующая макроэконом система, при полной занятости, оптимальном использовании факторов пр-ва и проч.
Проблема сопоставления Валовых продуктов:
1. Внутри страны -- чтобы определить, вырос ВП или нет, нужно сопоставлять реальный ВП, тогда получим рост нац продукта.
Сам выс рост в 20 веке был на Тайвани -- 245 раз;
Тайланде -- в 85 раз,
в мире -- в 19 раз,
в России -- в 8 раз (из-за спада при Ельцине).
- Вопросы к экзамену по экономике 2006г.
- Ответы к экзамену 2006г.
- Доходы и их источники.
- Глава 12. Рыночный механизм формирования доходов и проблем социальной
- Модель ad-as.
- Издержки производства.
- I. Сущность и структура издержек производства.
- II. Виды издержек производства.
- III. Значение издержек производства и пути их снижения.
- IV. Издержки производства и внешние факторы
- Заработная плата.
- Кредит и его формы.
- Формы безработицы.
- Параметры макроэкономики.
- Сущность, цели и механизмы макроэкономики.
- Денежная политика.
- Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
- Глава 11. Денежно – кредитная система, государственный бюджет.
- Потребление и сбережение.
- Макроэкономическое равновесие.
- Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Модель “Совокупный спрос — совокупное предложение”
- Признаки и виды макроэкономического равновесия.
- Мультипликатор и акселератор.
- Эффект мультипликатора-акселератора
- Макроэкономические индикаторы.
- Макроэкономические пропорции.
- Модели реализации макроэкономического равновесия.
- Модели равновесия Кенэ, Маркса и Сэя.
- Классическая модель оэр Особенности взглядов классиков
- Общие постулаты
- Графическая интерпретация
- Макроэкономика и экономическая безопасность.
- 11.4. Социальная политика
- Модели равновесия Вальраса, Кейнса и Леонтьева.
- Кейнсианская модель оэр Основные постулаты
- Анализ равновесия потреблений и сбережений.
- Графическое представление
- Анализ равновесия инвестиций и сбережений
- Уровень инвестиций и процентная ставка
- Графическое представление
- Макроэкономическое регулирование.
- Типы макроэкономического регулирования.
- Экономика и человек.
- Государственное и рыночное регулирование экономики.
- Цели грэ.
- Экономическая политика.
- Сущность и виды инвестиций.
- Макроэкономическая нестабильность.
- Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики.
- Средства грэ.
- Сущность и функции финансов.
- Факторы, влияющие на нестабильность финансового положения России
- Финансовая система и бюджетно-налоговая политика.
- Модель is-lm.
- Типы циклов.
- Формы заработной платы.
- Экономически активное население.
- Критерии заработной платы.
- Максимизация прибыли.
- Процент.
- Сущность и причины безработицы.
- Фискальная политика.
- Исчисление внп.
- Сущность и типы экономического роста.
- Сущность и типы экономического роста
- Модели экономического роста
- Кривая производственных возможностей – многофакторная модель экономического роста
- Национальное богатство.
- Типы и виды инфляции.
- Измерители инфляции.
- Ущерб от инфляции.
- Прибыль.
- Денежное равновесие.
- Сущность инфляции.
- Роль инвестиций в экономике.
- Борьба с безработицей.
- Динамика инвестиций.
- Изменения места и роли государственного сектора и его причины.
- Приватизация.
- Цикличность экономического роста.
- Глава 9. Цикличность развития рыночной экономики .
- Циклические колебания экономического роста. Теории экономических циклов.
- Экономика и природа.
- Макроэкономический кругооборот.
- Совокупное предложение.
- Типы экономической политики государства.
- Меры борьбы с инфляцией.
- Факторы роста государственного сектора.
- Границы роста дохода государства.